Государственнный
комитет РФ по высшему образованию.
Пермский
Государственный Университет.
Кафедра
экономики, предпринимательства и менеджмента.
Реферат
По теме:’’Этапы
развития систем управления экономикой в России.’’
По предмету: Экономика региона.
Выполнил
студент IV курса
экономического факультета
группы
МН-2............................................Павловский
Д.Ю.
Научный
руководитель...............................Романова Л.А.
Пермь,
1996 г.
Содержание.
1. Введение......................................................................................
2. Формирование системы управления
экономикой..............
2.1.
Трудности переходного периода.........................................................
2.2. Период
"политики военного коммунизма" 1918 - 1921 гг. и переход к НЭПу.
3. Централизация в системе управления...............................
3.1. Период
индустриализации ( к.20-х -- к.30-х ).....................................
3.2. Период
Великой Отечественной Войны...........................................
3.3.
Перестройка управления экономикой в послевоенный период.
4. Поиск нового качества системы
управления....................
4.1.
Хозяйственная реформа 1965 года......................................................
4.2.
Затягивание процесса совершенствования управления в 70-е гг.
4.3.
Радикальная реформа системы управления ( 1985-к.80х гг.)....
5. Заключение...............................................................................
5.1.
Литература.................................................................................................
1.
Введение.
Большой интерес представляет
собой рассмотрение исторического аспекта развития теории управления. Весь процесс развития методологии и практики
управления экономикой России после революции 1917 года можно с известным приближением разбить на
три больших этапа, каждый из которых включает в себя несколько относительно
самостоятельных стадий хозяйственного строительства и соответствующего
совершенствования системы управления.
Первый этап охватывает время с
установления Советской власти и до второй половины 20-х годов, т. е. период
становления системы управления экономикой как единого целого в условиях
многоукладной экономики. В эти годы происходит интенсивный процесс
национализации ключевых отраслей и восстановления хозяйства, разрушенного
гражданской войной. Одновременно шаг за шагом создаются сначала важнейшие
элементы, а затем и система государственного управления экономикой и соответствующая
сеть организационных отношений.
Второй
этап развития теории и практики управления экономикой, начавшийся в конце 20-х -- начале 30-х годов и продолжавшийся до 60-х годов,
связан с глубокими структурными сдвигами в материально-технической базе всех
отраслей народного хозяйства.
Третий
этап перестройки и совершенствования системы управления связан с поиском
наиболее эффективной системы управления экономикой с целью получения наибольшей
отдачи от огромного производственного и научного потенциала накопленного
страной в послевоенное время. В середине 80-х годов были созданы предпосылки к
формированию нового, четвертого этап в историческом развитии системы управления
и методов хозяйствования в нашей стране. Этот этап определил общую тенденцию на
перспективу -- смещение центра тяжести системы управления в сторону
самоуправления.
Некоторые
из этапов включают несколько подэтапов, выделившихся в силу своей специфики (
НЭП, Великая Отечественная война ).
2.
Формирование системы управления экономикой.
2.1.
Трудности переходного периода.
Особенность
первых лет переходного периода состояла в том, что нужно было одновременно
"оживить", привести в движение почти остановившийся производственный
организм и сформировать по существу заново систему его управления, т.е. нужно
было не просто восстановить разрушенное, наладить расстроенные межхозяйственные
связи, но и перейти к планомерному функционированию и развитию экономики в
целом. При создании качественно новой системы управления экономикой учитывался
и опыт государственного регулирования производства, накопленный в
дореволюционной России. В годы первой мировой войны в русской промышленности
были созданы государственно-монополистические органы для контроля и
регулирования военного производства. Весьма широкие полномочия имело тогда Особое
совещание по обороне:
распределение заказов, принуждение предприятий к приему таких заказов и их
выполнению, регулирование материальных запасов, цен, зарплаты.
В июле
1917 года в качестве единого регулирующего центра был создан Главный экономический
комитет. Страна была разделена на 11 районов и в каждом районе действовали
соответствующие уполномоченные и комитеты.
Высший
Совет Народного Хозяйства,
созданный в конце 1917 года, сделал много для создания системы управления и
налаживания работы промышленности в новых послереволюционных условиях. Шел
постоянный поиск рациональной организационной структуры, сочетающей отраслевой
и региональные подходы к регулированию производства. Первоначально принятая
многоступенчатая схема: заводоуправление à районный СНХ à областной СНХ à ВСНХ -- оказалась малоэффективной, так как в условиях
нехватки транспорта и расстроенных связей с поставщиками само заводоуправление
не в состоянии было обеспечить нормальный ход производства и было вынуждено по
каждой мелочи обращаться в центр. В свою очередь ВСНХ при падении производства
не всегда мог положиться на местное руководство и должен был вникать во все
детали деятельности заводов.
2.2.
Период "политики военного коммунизма" 1918 - 1921
гг. и переход к НЭПу.
Острый продовольственный
кризис переплетался с топливным, а тот в свою очередь с транспортным. Выпуск
промышленной продукции по сравнению с дореволюционным резко упал. Основные
сельскохозяйственные районы сильно пострадали от засухи 1921 г. Создаются
специальные продовольственные отряды, которые изымают излишки хлеба у крестьян
в виде продразверстки. Практика еще раз показала, что существует устойчивая
связь между заинтересованностью , производительностью и реальными доходами.
Реальный уровень уровень жизни населения падал. В этих условиях правительство осуществляет ряд мероприятий, которые получили
название "новая экономическая политика": создается эффективная налоговая система,
восстанавливается денежная, кредитная, финансовая система, принимается план
ГОЭЛРО. НЭП базировалась на радикальной реформе управления промышленностью,
суть которой сводилась к предоставлению предприятиям большей самостоятельности.
Узловым моментом перестройки явилось создание трестов и синдикатов. Центр
тяжести управления госпромышленностью сместился "сверху -- вниз".
Сокращаются возможности ВСНХ воздействовать на оперативную деятельность
трестов. Образование хозрасчетных трестов и синдикатов, активизация
товарно-денежных отношений и неизбежное при этом усиление центробежных устремлений
поставили новые задачи в деятельности ВСНХ. На первое место в его деятельности
было поставлено общее регулирование госпромышленности, наблюдение
за кооперативной и частной промышленностью. В составе ВСНХ остались всего 3
главных подразделения.
3.
Централизация в системе управления.
Новый
крупный этап в развитии системы управления, начавшийся вместе с принятием
первой пятилетки, продолжался примерно до середины 60-х годов. Он был связан с
качественными преобразованиями в производстве, коренной технической реконструкцией
всех отраслей народного хозяйства.
3.1.
Период индустриализации ( к.20-х -- к.30-х )
В
результате перестройки организационной структуры в 1932 году была создана новая
система отраслевого управления промышленностью. ВСНХ как орган управления был
упразднен. Вместо него на общесоюзном уровне сначала были созданы три наркомата : тяжелой, легкой и лесной промышленности. Постепенно
число наркоматов увеличивалось, что отражало углубление разделения труда между
ними. Местные СНХ были преобразованы в республиканские наркоматы легкой
промышленности и краевые управления.
К
середине 30-х годов в результате организационных преобразований в отраслях промышленности сложилась
трехзвенная ( наркомат -- главк --
предприятие ) или
четырехзвенная система управления: наркомат
-- главк -- трест -- предприятие. Первая схема нашла применение в
машиностроении и станкостроении, а вторая - в металлургической, топливной,
пищевой, легкой промышленности. Тресты сохранились в тех отраслях, где большое
количество предприятий было разбросано на больших территориях и главку трудно
было обеспечить конкретное руководство ими. Однако общая тенденция проявлялась
в ликвидации трестов и объединений и переходе к трехзвенной системе.
Основной
задачей главков было оперативное руководство техническим развитием своей
подотрасли: внедрение
новой технологии, освоение новых видов продукции, улучшение ее качества. В
работе главков сочетались техническое и планово-организационное руководство
предприятиями и подотраслью в целом.
Индустриализация
страны остро поставила вопрос о рациональном размещении производительных сил на
территории страны, а вместе с тем и о совершенствовании управления хозяйством
на местах. Вместо устаревшего административного деления на губернии, волости
были созданы новые экономические регионы -- края и области, которые
представляли собой более или менее сформировавшиеся
территориально-производственные комплексы в общественном разделении труда.
Региональным органам управления были делегированы значительные полномочия по
оперативному руководству хозяйством, что позволило эффективней маневрировать
ресурсами на местах.
3.2.
Период Великой Отечественной Войны.
С первых
же военных дней были внесены существенные изменения в организационную структуру
системы планового управления экономикой. Прежде всего усилилась централизация
при распределении всех ресурсов. Государственный Комитет Обороны (ГКО)
был образован 30 июня 1941 года. Он объединил в себе экономическое,
политическое и военное руководство. Основная ось оперативного руководства
военной экономикой проходила через ГКО --
наркоматы -- предприятия . ГКО не
имел своего особого аппарата и не занимался организацией непосредственного
выполнения того или иного вопроса. Главная его функция состояла в
контролировании работы наркоматов. Действовал он через партийные и
государственные органы. В случае необходимости при ГКО создавались спецкомитеты
и комиссии.[1]
Компетенция
наркоматов была расширена. Им предоставлялось право самостоятельно распределять
и перераспределять материальные ресурсы, производить капвложения на
восстановление предприятия за счет текущих расходов.
3.3.
Перестройка управления экономикой в послевоенный период.
Параллельно
с переводом экономики на мирные рельсы и восстановлением хозяйства происходила
перестройка системы планового управления. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО.
Его функции по управлению народным хозяйством перешли к Совету Народных
Комиссаров, который в 1946 году был преобразован в Совет Министров СССР.
На базе наркоматов оборонной промышленности образовался ряд машиностроительных
министерств, сориентированных на выпуск гражданской промышленности.
Преодоление
хозяйственных трудностей искали в организационной перестройке. Сначала был взят
курс на узкую специализацию министерств, но эти преобразования не оправдали
себя, и в 1949-м году начался процесс слияния министерств. Для решения крупных
проблем часто создаются специальные органы. С этой целью были образован
Госкомитет по снабжению народного хозяйства (Госснаб СССР). Госснаб стал
работать в контакте с Госпланом, составляя подробную номенклатуру распределения
продукции, а министерства, получая соответствующие фонды и ресурсы,
осуществляли оперативное снабжение подведомственных предприятий.
Поскольку
решено было вновь вернуться к пятилетке как основной форме планирования, возросла
роль Госплана как органа, разрабатывающего основные направления развития
экономики на длительную перспективу. В июне 1955 года Госплан был разделен на
два органа -- Госкомиссию по перспективному планированию (Госплан) и
Госкомиссию по текущему планированию народного хозяйства (Госэкономкомиссия).
На первый возлагалась разработка пятилетних и перспективных планов, а также
контроль за их исполнением. В функцию второго входила разработка годовых и
квартальных планов развития народного хозяйства.
4.
Поиск нового качества системы управления.
4.1.
Хозяйственная реформа 1965 года.
Всё
сильнее и настоятельнее становились требования о качественных структурных
сдвигах в производительных силах, всё отчетливее и острее проявлялись
необходимость кардинального совершенствования действовавшего в тот период
хозяйственного механизма, несоответствие директивно-мобилизационных методов
управления, сложившихся в 30 -- 40-х годах, новым экономическим условиям.
Происходило замедление темпов эк. роста, в том числе производительности труда в
промышленности. Для того чтобы лучше приспособить систему хозяйственного
управления к решению данных проблем хотели добиться наиболее правильного
сочетания централизованного госпланирования и усиления экономического
стимулирования производства. Намечалось осуществить меры по:
· совершенствованию планирования;
· усилению экономического стимулирования и хозрасчета;
· улучшению организации управления промышленностью.
При этом
проявились три аспекта преобразований в области организационной структуры: укрепление централизованных начал в управлении
промышленностью, ликвидация совнархозов и формирование объединений.
4.2.
Затягивание процесса совершенствования управления в 70-е гг.
На
протяжении всех 70-х годов совершенствование методов управления считалось одним
из узловых вопросов экономической политики. В первую очередь целесообразно было
взяться за решение вопросов, отложенных по тем или иным причинам в1965 году, в
том числе за перестройку организационной структуры управления отраслями и
создание производственных объединений. При двухзвенной системе производственные
объединения и крупные предприятия непосредственно подчиняются министерству.
Трехзвенная система управления включает министерство, республиканское
промышленное объединение, производственное объединение. Таким образом, основным
хозрасчетным звеном отраслевой структуры организации и управления стали
производственные объединения.
Вновь
была выдвинута задача превратить пятилетку на деле в основную форму
планирования. Этой задаче послужила и подготовка так называемых целевых
программ. Широкое внедрение на этом этапе в плановую практику целевых программ
означает, что круг наиболее сложных вопросов рассматривается более всесторонне,
с учетом факторов, которые способствуют или тормозят их решение. Однако в начале
80-х годов произошло дальнейшее замедление темпов экономического роста, что
говорит о недостаточности принятых в 70-е годы мер по совершенствованию
планирования, изменению организационных структур.
4.3.
Радикальная реформа системы управления ( 1985-к.80х гг.).
В силу
вышеперечисленных обстоятельств вновь начался поиск более действенных решений
по перестройке системы управления. Исходное положение концепции реформы
состояло в том, чтобы сохранив единство централизма и самоуправления на местах,
изменить балансировку системы управления, сместить ее центр тяжести в сторону
базисных звеньев производства -- объединений, предприятий.[2]
Принципиальное
положение общей концепции реформ -- переход к экономическим методам управления.
Это переход от административно-директивных методов к экономическим отношениям.
Ставилась задача перестройки народнохозяйственного планирования в сторону
усиления его воздействия на рост эффективности производства как важного фактора
развития страны.
На этом
этапе резко возрастает роль региональных звеньев управления. Для улучшения
координации деятельности центральных, отраслевых и местных органов управления
были найдены оптимальные организационные структуры --
территориально-производственные комплексы ( ТПК ). Здесь углублялось
региональное разделение труда с учетом особенностей и преимуществ местных
природных условий, демографической ситуации, развития транспорта и т.п.
5.
Заключение.
Вначале 90-х годов в России, уже как
самостоятельном государстве, происходит становление качественно новой системы
управления экономикой. Переход от планового ведения дел в народном хозяйстве к
свободным рыночным отношениям позволяет выделить этот период в отдельный этап в
развитии системы управления экономикой. Этот этап включает в себя два подэтапа
( 91 - 93 гг., 93 - настоящий момент ). Однако опыт управления, накопленный за
предыдущий период не является бесполезным.
5.1.
Литература.
1.
Аганбегян А.Г. Сочетание отраслевого и территориального принципов управления
экономикой. М: 1980 г.
2. Белоусов
Р.А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. М: Мысль, 1987 г.
3.
Виханский О.С. Проблемы развития управления общественным производством. М: МГУ, 1991 г.
4.
Коржихина Т.П. История госучреждений СССР. М: Высшая школа, 1986 г.
5. Романова
Л.А. Экономика региона:
самостоятельность и госрегулирование. П: ПГУ, 1994 г.
[1]
Белоусов
Р.А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. М: Мысль, 1987 г.
[2] Виханский О.С. Проблемы развития
управления общественным производством. М: МГУ, 1991 г.
История государственного управления этапы развития Советской системы управления реферат. Реферат Этапы в развитии теории административно государственного управления. Белоусов р а исторический опыт планового управления экономикой ссср читать. Реферат на тему промышленные центры территориально промышленные комплексы. Перестройка системы государственного управления в послевоенный период гг. Централизация управления экономикой в процессе индустриализации страны. Реферат на тему основные этапы истории развития управления качеством. Белоусова Р А Исторический опыт планового управления экономикой СССР. Реферат на тему управление в командной экономике госплан и госснаб. Экономика управление экономикой и развитие форм управления реферат. Развитие теории управления в отечественной литературе после года. Этапы развития управления качеством реферат Москва Россия Москве. Реферат на тему Основные этапы организации хозяйственных связей. Развитие теории управления в отечественной литературе после г. Система государственного управления рф этапы развития теорий.