Этапы формирования и развития менеджмента Этапы формирования и развития менеджмента
Этапы формирования и развития менеджмента РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Этапы формирования и развития менеджмента

2М О С
К О В С К И Й А В И А Ц И О
Н Н Ы Й
2И Н С Т И Т У Т
каф. 501
Р Е Ф Е Р А Т
2"ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА"
Выполнил: Денегин С.Н.
гр.05-304 Руководитель: Агеева Наталья
Георгиевна
Москва,
1992 год
- 2 -
О Г Л А В Л Е Н И Е
1. Наша
экономика и современный менеджер 3
2.
Этапы развития мирового менеджмента 5
3.
Развитие менеджмента в нашей стране 16
4.
Список литературы
22
- 3 - 1. НАША ЭКОНОМИКА И
СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖЕР Одно из узких мест осуществления перестройки
экономики
в нашей стране - проблема управленческих
кадров. По некоторым оценкам, "критическая
масса"
руководителей, специалистов по экономике и управ-
лению, способных преобразовать облик наших
предп-
риятий
и организаций сообразно новым
требованиям,
должна
составить не менее 20% от их общего числа в
народном
хозяйстве РФ. А это не менее 3.0
млн.че-
ловек. Сформировать такой корпус управленцев
нового
типа - задача исключительно сложная. Сама жизнь,
практика
рыночной экономики, предпринимательства
будет
способствовать ее решению, помещая
тех, кто
сегодня
у руля предприятий, и тех, кто входит в
эту новую для себя роль,
в ситуацию естественно
- 4 -
протекающего
социального отбора. Но многое, конеч-
но, зависит и от целенаправленной деятельности
по
подготовке
и переподготовке кадров, по
изучению и
распространению передового опыта управления,
по
применению достижений управленческой
науки на
практике. Один из очевидных путей приспособления к рынку
состоит
в освоении опыта стран, живущих в его
условиях уже не одну сотню лет. Весьма ценным
аспектом
этого опыта в ХХ веке является сфера дея-
тельности
и область знаний, охватываемая емким по-
нятием
"менеджмент", которое стало уже интернацио-
нальным.
При этом, когда говорят "менеджмент" под-
разумевают и
людей-менеджеров,
профессионально
осуществляющих
функцию управления.
- 5 - 2. ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ МИРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА Осознание управления как
профессии, опирающейся
на
разнообразные достижения междисциплинной,
пока
еще
очень молодой, быстро и неравномерно развиваю-
щейся
области научного и практического знаний, за-
нимает
прочное место в современной цивилизации.
Получив в начале века наиболее четкое выражение
в
концепциях
"научного управления" Ф.Тейлора, "иде-
альной
бюрократии" М.Вебера,
"науки администриро-
вания"
А.Файоля, эта область знаний
первоначально
пошла по пути жесткого рационализма в
управлении.
Однако, порожденные ею технократические иллюзии
в
управлении начали развеиваться
уже в 30-е годы.
Рационализм
в менеджменте, при всех его досто-
инствах, как оказалось, далеко не единственный,
а
во
многих случаях и не лучший путь
повышения эф-
фективности работы реальных предприятий и органи-
заций.
В качестве реакции на ограниченность управ-
ленческого рационализма в системе управленческих
- 6 -
знаний
прочно утвердилось другое направление - по-
веденческое, основанное на привлечении достижений
психологии, социологии, культурной
антропологии
для углубления понимания реальной сути
управления
в
организациях, в более крупных
социальных систе-
мах. На его основе осуществлялась выработка
реко-
мендаций
по совершенствованию "человеческих
отно-
шений", мобилизации "человеческого
фактора", раз-
витию
участия трудящихся в
управлении, повышению
эффективности
лидерства. Эти два направления -
рационалистическое и по-
веденческое
- развивались, хотя и параллельно,
но
часто
конфликтуя между собой. В
послевоенные годы
развитие
теории систем, кибернетики, экономико-ма-
тематических
методов для анализа и обоснования уп-
равленческих
решений, компьютеризация
управления,
сделавшая
с изобретением персональных
компьютеров
особенно
мощный качаественный скачок,
способство-
вали
активному использованию в управлении
систем-
ного
подхода. Это привело к известному
усложнению
науки
управления и управленческих знаний. В подоб-
ном
ключе развивалось и поведенческое направление. -
7 -
Углублялось
осмысление и изучение организаций
как
социальных
систем. Весьма сильно влияние на мышле-
ние
управляющих оказали в 50-60-е годы сначала
идеи
"постбюрократических организаций", "организа-
ционного
гуманизма", а затем -
представления о
предприятии
как об открытой системе, активно взаи-
модействующей
со своей средой и, в конечном счете,
приспосабливающей свое внутреннее
строение к ее
"организационному
контексту", то есть состоянию
внешней
среды предприятия, его
размерам, целям и
технологии
деятельности, качествам людей, формиру-
ющих
его "человеческий капитал". В одних ситуациях обоснованными,
эффективно ра-
ботающими
оказывались жестко организованные,
даже
бюрократизированные, системы управления, в других
-
организации, построенные на принципах дебюрокра-
тизации,
внутренней свободы, саморегулирования. Не рубеже 70-х годов широкую
популярность заво-
евали
идеи "ситуационного подхода", в рамках кото-
рого доказывалась правомочность различных
типов
систем
управления - как жестко регламентированных,
- 8 -
так и
основанных на внутренней свободе - в зависи-
мости
от конкретных характеристик "организационно-
го
контекста". Это, в известной мере, примирило
тех, кто делал ставку на рациональные
системы, и
тех, кто видел главный
источник эффективности в
мобилизации
потенциала, заложенного в людях. Отношение к научному, в частности математи-
ческому
инструментарию, так же как и бихевио-
ристским
приемам манипулирования поведением людей,
стало
еще более спокойным, когда в начале 80-х го-
дов
была осознана огромная важность "организацион-
ной
культуры" как характеристики интегрирующей,
собирающей, словно в фокусе, все особенности
предприятия
- и системные, и поведенческие.
Маят-
ник вновь качнулся от технократизма к
гуманизму в
управлении. Однако ситуация резко изменилась за последние
несколько
лет не только в нашей стране,
но и во
всем
мире. Уменьшаются ресурсы, сокращаются рын-
ки, все
более яростной становится конкуренция, уг-
роза
безработицы подавляет
инициативу, а решения
- 9 -
политиков
затрудняют деловую жизнь. Сильно искуше-
ние
как-либо укрыться от этой жесткой
реальности.
Позитивной
альтернативой является борьба не только
ради
выживания, но и для того, чтобы, становясь
сильнее
и увереннее, обеспечить себе процветание в
эти
трудные времена. Чарльз Дарвин описал, как оп-
ределенные
виды организмов преуспевают просто
из-за
лучшей приспособленности к окружающей среде;
тот же
эволюционный процесс имеет такое же отноше-
ние
к менеджерам 80-90х годов нашего
века, как и
для
морских ежей и ящериц на заре времен. Вот что сказал один директор
центрального отде-
ления
большой европейской компании, когда его уво-
лили, в
связи с тем, что отделение понесло убытки,
и
обвинили в этом его: "Три
года назад положение
на
рынке было более благоприятным, и
тогда я сох-
ранил
бы свою работу. Сейчас же
столько проблем,
что
надо быть вдвое умнее, чтобы
остаться на пла-
ву. Мне
это не удалось". Его
слова, как мне ка-
жется,
очень точно отражают ситуацию в экономике
всего
мира.
- 10 - Что же является наиболее
характерным для управ-
ленческой
мысли - и в теоретическом, и
в практи-
ческом
плане - сегодня, в 90-е годы? Как представ-
ляется,
наиболее заметны две новые тенденции. Во-первых, это
интернационализация менеджмента,
коллективное
осмысление новых реальностей, порож-
даемых углублением международного разделения
тру-
да,
возрастанием конкуренции и взаимозависимости в
мировой экономике, развитием транснациональных
корпораций, созданием международных систем инфор-
мации, других структур
интегрирующего свойства.
Посредством
издания огромного количества работ
по
управлению, распространения программ обучения ме-
неджменту, доступных миллионам людей, обобщения
управленческкого
опыта разных стран через обследо-
вания, разработку "ситуаций",
широких международ-
ных
контактов ученых-практиков управленческая муд-
рость
все более становится достоянием всех,
кто в
ней
нуждается. Во-вторых, особенность последних лет - все
больше
обращения к здравому смыслу,
простым исти-
-
11 -
нам,
хорошо усваиваемым рецептам, которые доступны
для
понимания и использования теми,
кто несет не-
легкое
бремя управления или кто встает на этот
путь. Менеджмент как наука во всем его
многообра-
зии развивается своим
путем и имеет огромные
перспективы.
Однако в настоящее время даже широкая
публика
проявляет живой интерес к управленческим
идеям и
к рецептам эффективного управления. Это
происходит, разумеется, не без влияния живо и ин-
тересно написанных на эту тему книг таких
авторов
как
Д.Карнеги, У.Оучи, Т.Питер, Р.Уотермен, мемуа-
ров Л.Якокки - президента автомобильного гиганта
"Крайслер", А.Мориты - президента
и одного из
основателей
электронной фирмы "Sony" и целого ряда
других. Появился даже термин "управление по
бестселлерам", по аналогии с "управлением по це-
лям",
"управлением по отклонениям". Не следует забывать, что в настоящее время не
только
качества менеджеров и способы их обретения,
но и сама роль менеджера как профессионально
под-
готовленного руководителя, являются
предметом
- 12 -
серьезных дискуссий. Родоначальниками
концепции
менеджмента
как специализированного вида
деятель-
ности
являются американцы. Именно они
создали об-
раз
менеджера как профессионала,
обладающего спе-
циальным
образованием (зачастую в дополнение к ин-
женерному, юридическому, экономическому и т.п.),
вложили огромные деньги в создание
инфраструктуры
для
управления в виде сотен школ бизнеса, десятков
тысяч
консультативных фирм,
разветвляненых инфор-
мационных
сетей общего пользования, разнообразней-
ших научных исследований и
публикаций в области
упрвления,
диверсифицированных деловых услуг. Однако в 80-е годы даже американцы вдруг усом-
нились
в правильности своего пути, начали обвинять
школы
бизнеса в неправильной ориентации менедже-
ров,
отрыве от жизни, неоправданном увлечении "на-
укой
управления". Ведь японцы - пожалуй,
самая
учащаяся
и способная к обучению нация - так
и не
пришла
к идее формирования профессиональных управ-
ляющих.
У них в стране всего три школы бизнеса,
а
руководителей
они готовят прежде всего посредством
- 13 -
опыта,
целенаправленно проводя их через цепочку
смен
должностей в разных подразделениях
фирмы,
обучая
не только делу, но и искусству человеческих
отношений,
постепенно культивируя в них
качества,
необходимые
руководителю. Европейцы занимают промежуточную позицию между
этими
двумя управленческими культурами. С
одной
стороны,
они имеют школы бизнеса и центры
повыше-
ния
квалификации по управлению, как американцы,
хотя и
не в таком количестве, с другой -
управле-
ние как
вид деятельности до сих пор в перечне
карьерных
предпочтений находится не на очень высо-
ком
месте и, например, в Англии не входит даже в
первую
десятку. И тем не менее, жизнь
берет свое,
и
хорошие "школы бизнеса",
фирмы консультационных
и
других деловых услуг во всех странах не только
не
разоряются, но и процветают даже в условиях
спадов
производства. Просто необходимо управлять
эффективно,
тем более, необходимо учить этому, ов-
ладевать
знаниями, развивать в себе навыки
эффек-
тивного
управления, избегая ошибок, находя наилуч-
- 14 -
шие
пути к успеху. Однако, Европейские
менеджеры переживают ныне
времена
строгих требований, сдвигов и
угроз. Это
влияет
на все стороны жизни
организаций, вызывая
реакции, меняющиеся от радости и надежды к
неуве-
ренности
и отчаянию. За последние двадцать лет в структуре
и дея-
тельности
как частных, так и государственных
ком-
паний
произошли значительные изменения.
Возможно,
наиболее
существенное из них - рост
международной
конкуренции,
ведущей к тому, что выживают только
наиболее
эффективные фирмы. В Европе менеджеры обязаны справляться с уни-
кальными
проблемами. К примеру, экономические и
политические
надстройки Европейского экономическо-
го
сообщества вызывают к жизни особые законы, ко-
торые создают
одни возможности, сдерживают
другие
и
содержат свои собственные ограничения и загадки.
На
решения менеджеров постоянно влияют истори-
ческие
традиции и примеры. Часто слышатся мрачные предсказания о будущем
- 15 -
уровне
жизни и перспективах деловой
активности в
Европе.
Многие наблюдатели высказывают мнение, что
деловой
мир проходит через этап, который можно
охарактеризовать
падением прибыли, недостатком
энергии,
безудержной инфляцией, безработицей,
об-
щественными
беспорядками и повышенной политической
нестабильностью.
Однако предсказатели судного дня
упускают
одну важнейшую характеристику человека:
способность
к инновациям и преодолению трудностей.
Пессимистические
точки зрения зачастую очень наив-
ны, а
могут и сами приближать негативные ситуации,
которые
они предсказывают. Растущая изменчивость и
враждебность
жесткой внешней среды
означает, что
все
организации в мире предъявляют все более высо-
кие
требования к своим руководителям. Так, в част-
ности,
они должны стать более умелыми в
обращении
с
непредсказуемым будущим. Как
говорится: "Неиз-
менно
только постоянство изменений". Менеджеры
должны
развить в себе установки, способности и
умения,
которые позволят им четко и
эффективно
осуществлять
управление в наступающие годы.
- 16 - РАЗВИТИЕ
МЕНЕДЖМЕНТА В НАШЕЙ СТРАНЕ В этой связи, нельзя пройти мимо
антибюрократи-
ческой
кампании, которая развернулась в нашей
стране
в последние годы в условиях перестройки.
По-видимому,
как и во многом другом, мы
зачастую,
впадаем
здесь в крайность. Одно дело -
бороться с
административно-командной
системой, при которой
социальный
слой "бюрократии" -
в государственном
ли,
партийном или хозяйственном
аппаратах - узур-
пирует
монополию на власть и
неизбежно переносит
патологию
бюрократизированных систем на все об-
щество,
являясь источником застоя. Но
другое дело
-
пытаться искоренить руководителя, управленца,
профессионального
менеджера как такового, подверг-
нуть
его изгнанию из экономической и
политической
- 17 -
системы,
уповать на то, что работники упраздняемых
органов
управления или сокращаемого административ-
ного
аппарата станут к станку, прилавку и т.п. Ду-
мать
так - опасная иллюзия, равносильная вырубке
виноградников
как радикальной мере борьбы с
алко-
голизмом. Рыночная экономика, основанная на конкуренции,
свободе
производителей, а не на иерархическом под-
чинении
хозяйственных процессов воле центра,
тре-
бует
никак не меньше, а даже
больше менеджеров,
чем
прежняя система. Но менеджеры эти
должны быть
совсем
иными, нежели раньше, обладать новыми ка-
чествами.
Ведь не случайно доля административ-
но-упрвленческих
работников (вместе с инженерами и
учеными)
в общей численности занятых даже в
обра-
батывающей
промышленности США павысилась с 15.0% в
конце
50-х годов до 30% в середине годов
80-х, а
не
некоторых фирмах эта доля достигает и 70-80%. И
это
несмотря на то, что огромная масса специа-
листов
по управлению ушла из административного ап-
парата
фирм в самостоятельные,
действующие на
- 18 -
основах
жесткой самоокупаемости компании по оказа-
нию
деловых услуг. Нет никаких
заметных тенденций
сокращения
и государственного аппарата в ведущих
капиталистических
странах. Повышение численности,
удельного
веса управленцев происходит в
условиях,
когда в
частном бизнесе идет учет каждого цента
или
пенни, затраченного на управление, а
госу-
дарственные
бюджеты находятся под контролем демок-
ратических
институтов. По-видимому, нам следует
сделать важный вывод
из
этого - дело не в механических сокращениях, а в
глубоких
преобразованиях аппарата управления. Идея
приспособления
к принципиально новым условиям, - а
переход
от административно-командной к
рыночной
системе
- это настоящая революция, - вот
то глав-
ное,
что должно выйти на первый план.
Разумеется,
далеко
не все бывшие "аппаратчики" способны на та-
кого
рода приспособление. Многим, возможно, при-
дется
уступить свое место более молодым,
прог-
рессивным
и энергичным менеджерам. Однако основная
масса
существующих работников управления - это -
19 -
весьма
ценный потенциал людей, знающих реальность,
имеющих
немалую профессиональную подготовку, приу-
ченных
к дисциплине, упорному целенаправленному
труду,
обладающих чувством ответственности. С эти-
ми
людьми необходимо внимательно,
вдумчиво рабо-
тать,
обеспечивать их правильную расстановку в но-
вых
условиях, обучение, переквалификацию. Нужно
создать
им стимулы к эффективному труду,
да и за-
щиту их
прав, наконец, сформировать активную среду
социального
отбора руководителей и
специалистов
нового
типа, в которой выживут и
добьются успеха
именно
те, кто быстрее и лучше приспособится к но-
вым
условиям. Если же говорить о
методах эффективной работы
руководителей,
то, не умаляя
значения, скажем,
компьютеризации
процессов управления, внедрения
рациональных
методов анализа и обоснования реше-
ний,
скрупулезного учета затрат и результатов,
нужно
сказать, что эффективность
управления начи-
нается,
возможно, с малого - умения
осознать свои
личные
цели, понимать подчиненных, правильно расп-
- 20 -
ределять
свое время, снимать стрессы,
контролиро-
вать
свой вес, нормально одеваться и
многое дру-
гое. Кто знает, может быть овладение всеми этими
простыми
премудростями на практике даст не
только
большой
прямой, но и косвенный эффект,
приведет к
тому,
что предприятие, организация станут более
гибкими,
способными к нововведениям, к преодолению
трудностей,
которых так много в нашей
хозяйствен-
ной
жизни. Конечно, очень многое в нашей
работе, карьере,
жизни
зависит от общих для всех
общественных и
других
условий, от особенностей выпавшего
на долю
каждого
места работы, от многих других,
возможно,
и не
очень-то подвластных каждому отдельному чело-
веку
объективных обстоятельств. Но не слишком ли
часто
мы объясняем наши неудачи
объективными
обстоятельствами,
полностью ли используем резервы,
заложенные
в нас самих? Ведь, как признается в на-
уке
менеджмента, правильно сформулировать проблему
- это
означает на 50% ее правильно решить. В заключение можно вспомнить
старую, проверен-
- 21 -
ную
временем истину: "Именно на
управленцах всех
уровней
лежит задача сделать все возможное
для
создания
подходящего варианта будущего и
не дать
втянуть
себя в водоворот неудач".
Конечно, совре-
менный
мир многообразен, зависит от
многих факто-
ров,
но этот тезис
должен стать путеводным для
тех,
кто хочет взять на себя бремя ответственности
за
руководство нашим хозяйством в условиях перест-
ройки и
кто готов сделать все для того, чтобы быть
на
уровне этой ответственности.
- 22 -
Л И Т Е Р А Т У Р А
1.
Филип Котлер "Основы
маркетинга","Прог- ресс",Москва, 1992. Перевод
В.Б.Боброва.
2.
Дейл Карнеги "Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично", Москва, Прогресс, 1990.
3.
Ф.Тейлор "Основы научного менеджмента", "Прог- ресс", Москва, 1992 год.
5.
М.Вудкок, Д.Фрэнсис
"Раскрепощенный менеджер", изд."Дело", 1991 год
6.
Харви Мак Кей "Как уцелеть среди акул", Москва, "Экономика", 1991

      ©2010