Хомяков Е. Г.,
профессор
Союзная Республика Югославия: время
перемен
Югославия
открыта миру и заинтересована во всех формах взаимовыгодного международного
экономического сотрудничества. Даже в условиях
действия международных санкций Югославия не только сохранила свой
экономический потенциал, но и углубила реформы в экономике, продолжает играть активную роль в региональном экономическом сотрудничестве.
В январе 1994 г. руководство СРЮ
приступило к новому этапу экономических реформ, в основу которых было положено стремление стабилизировать национальную валюту при одновременном обеспечении постепенного
роста производства и уровня жизни.
Основой
денежно-кредитной программы реконструкции и экономического восстановления стал
новый динар, курс которого был
приравнен к немецкой марке, имел
золотовалютную основу и свободно конвертировался. Человеком,
создавшим и реализовавшим эту
программу, стал доктор Драгослав Аврамович, многие годы отдавший работе в международных финансовых
организациях, - управляющий Национального банка Югославии.
Были
разработаны инвестиционные проекты в инфраструктуре, управлении водными
ресурсами, электроэнергетике, общественном транспорте и ряде других
отраслей. Иностранные компании получили
право вкладывать капитал в практически любую компанию в СРЮ, иметь в них
контрольный пакет акций или быть единственным владельцем, вывозить полученную прибыль или
реинвестировать ее в югославскую экономику.
С момента
начала реализации программы главную роль в обеспечении финансовой стабильности
играл Национальный банк. Экономическое восстановление страны сопровождалось
введением новой и эффективной налоговой системы, которая была призвана, в частности,
легализовать теневую экономику, приобретшую ранее значительные размеры в
условиях галопирующей инфляции.
Решительному
сокращению были подвергнуты расходы на здравоохранение, науку, образование,
госадминистрацию и армию. Финансирование этих отраслей и структур производилось
исходя из реальных возможностей экономики. Существенная модернизация и
сокращение были произведены в органах государственного управления. Объекты социальной сферы, ранее
закрепленные за предприятиями, были переданы на баланс органов государственного
и местного управления.
Путем принятия федеральных законов о
преобразовании отношений собственности, концессиях и иностранных инвестициях
были существенно расширены возможности экономического развития, достигнуто
значительное приближение норм отечественного законодательства к стандартам
Европейского Союза. В результате, несмотря на все политические сложности, в
последние несколько лет в СРЮ отмечены высокие темпы экономического развития.
По уровню роста валового национального продукта, составившего в 1997 году 7,8%,
Югославия оказалась в числе наиболее быстро развивающихся стран. Эта
тенденция сохранилась и в этом году.
СРЮ, таким
образом, в чрезвычайно неблагоприятных
условиях, порожденных международными санкциями, сумела сохранить крупные
компании и инфраструктуру, рассматривая их как основу будущего экономического
развития и интеграции в европейское и
международное сообщество. Заметное развитие получил в последние годы малый и
средний бизнес.
Сегодня
Югославия открыта для иностранных инвестиций, которые еще недавно были практически невозможны из-за международных санкций.
Экономическому росту способствуют и долгосрочные экономические проекты с
наиболее важными, традиционными
иностранными партнерами. С
ослаблением эмбарго новый интерес к югославской экономике был проявлен в сопредельных странах, Российской
Федерации, Украине, Беларуси, других республиках бывшего Союза, странах
Дальнего Востока. Особую привлекательность представляет вложение капитала в
высокотехнологичные отрасли промышленности, инфраструктуру, сельское хозяйство
и переработку его продуктов, химическое и фармацевтическое производство.
Активно действуют зоны свободной торговли в Смедерево, Ковине, Нише, Белграде,
Нови-Саде, Прахово, Сомборе, Сремской
Митровице, Суботице и Зренянине.
В 1997-1998
гг. Югославия привлекла иностранных
инвестиций более чем на 2 миллиарда долларов США, главным образом из
стран Европейского Союза. В этот показатель вошли и средства, предусмотренные в
недавно принятых долгосрочных инвестиционных программах общим объемом более чем
в 2,5 миллиарда долларов США.
Особую
роль для югославской экономики играет развитие сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы. Со своей
стороны, эти государства проявляют все больший интерес к югославскому
рынку, реально оценивая масштабы
собственных потерь, понесенных в результате односторонних санкций против СРЮ.
Свидетельством этого стало, в частности, проведение 2-3 ноября 1998 года в
Белграде пятой сессии Международного Совета Торгово-промышленных палат стран
Центральной и Восточной Европы, а также Центральной Азии.
СРЮ как балканская,
центральноевропейская, дунайская и средиземноморская страна очень
заинтересована в развитии международных
контактов и интеграционных процессов в этих регионах. Она рассматривает их в контексте общеевропейской интеграции, в
частности, со странами Европейского Союза.
На
состоявшемся недавно втором саммите
стран Юго-Восточной Европы в Анталии (Турция) было поддержано предложение
Югославии об интенсификации процесса заключения этими государствами двусторонних соглашений по свободной
торговле с целью создания в перспективе зоны свободной торговли во всем регионе. Стремясь объединить все проекты по
развитию инфраструктуры в области транспорта, энергетики и телекоммуникаций,
Югославия придает исключительное значение
созданию транспортных коридоров через свою территорию с целью усиления
экономических, культурных и других форм сотрудничества, как в регионе, так и в
целом в Европе. Особый интерес у югославского руководства и югославского
бизнеса вызывает реализация проектов интенсификации использования транспортных возможностей Дуная.
Европейское измерение внешней политики Югославии реализуется в полном соответствии с
европейскими принципами сотрудничества и безопасности, воплощенными в
Хельсинкских итоговых документах, Парижской Хартии и соглашениях Совета
Европы. Эта политика СРЮ имеет три важных компонента:
1)
добрососедство, т.е. развитие
всестороннего сотрудничества с государствами-соседями и интенсификация
регионального сотрудничества;
2)
поддержание равноправного сотрудничества со всеми другими
европейскими странами, нормализация отношений и налаживание сотрудничества с
Европейским Союзом как ключевым элементом интеграции в Европе;
3)
восстановление и активизация полноправного участия во всех
европейских организациях, прежде всего, в ОБСЕ и Совете Европы.
Безусловно,
восстановление прав Югославии в европейских структурах – принципиальный вопрос.
Его положительное решение и в интересах Югославии, и в интересах всего
европейского сообщества. Без универсальности подходов ко всем государствам
нашего континента нельзя ожидать эффективных
результатов политического и экономического
сотрудничества.
Восстановление достойного места Югославии в европейских интеграционных
процессах будет зависеть как от использования национального и регионального
политико-экономического потенциала, так и
от непосредственной ее поддержки со стороны европейских государств,
имеющих с нею традиционные
дружественные отношения (Россия, Украина, Греция и некоторые другие). СРЮ
открыто и последовательно поддерживает все инициативы, направленные на укрепление
равноправного экономического сотрудничества. Любые искусственные препятствия на
этом пути, создаваемые под давлением некоторых государств и блоков, лишь
усугубляют общую обстановку в Европе, ведут к неизбежным экономическим потерям
не только народов Югославии, но и сопредельных государств.