Экономика Югославии Экономика Югославии
Экономика Югославии РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Экономика Югославии


Хомяков Е. Г.,
профессор                      
Союзная  Республика Югославия: время
перемен
       Югославия
открыта миру и заинтересована во всех формах взаимовыгодного международного
экономического сотрудничества. Даже в условиях 
действия международных санкций Югославия не только сохранила свой
экономический потенциал, но и углубила реформы в экономике, продолжает  играть активную роль  в региональном экономическом сотрудничестве.
В январе  1994 г. руководство СРЮ
приступило к новому этапу экономических реформ, в основу которых было  положено стремление стабилизировать  национальную валюту  при одновременном обеспечении постепенного
роста производства и уровня жизни.
        Основой
денежно-кредитной программы реконструкции и экономического восстановления стал
новый  динар, курс которого был
приравнен к немецкой марке, имел 
золотовалютную основу и свободно конвертировался. Человеком,
создавшим  и реализовавшим эту
программу, стал доктор Драгослав Аврамович,   многие годы отдавший работе в международных финансовых
организациях, - управляющий Национального банка Югославии.
        Были
разработаны инвестиционные проекты в инфраструктуре, управлении водными
ресурсами, электроэнергетике, общественном транспорте и ряде других
отраслей.  Иностранные компании получили
право вкладывать капитал в практически любую компанию в СРЮ, иметь в них
контрольный пакет акций или быть единственным владельцем,  вывозить полученную прибыль или
реинвестировать ее в югославскую экономику.
       С момента
начала реализации программы главную роль в обеспечении финансовой стабильности
играл Национальный банк. Экономическое восстановление страны сопровождалось
введением новой и эффективной налоговой системы, которая была призвана, в частности,
легализовать теневую экономику, приобретшую ранее значительные размеры в
условиях  галопирующей инфляции.
       Решительному
сокращению были подвергнуты расходы на здравоохранение, науку, образование,
госадминистрацию и армию. Финансирование этих отраслей и структур производилось
исходя из реальных возможностей экономики. Существенная модернизация и
сокращение были произведены в органах государственного  управления. Объекты социальной сферы, ранее
закрепленные за предприятиями, были переданы на баланс органов государственного
и местного управления.
        Путем  принятия федеральных законов о
преобразовании отношений собственности, концессиях и иностранных инвестициях
были существенно расширены возможности экономического развития, достигнуто
значительное приближение норм отечественного законодательства к стандартам
Европейского Союза. В результате, несмотря на все политические сложности, в
последние несколько лет в СРЮ отмечены высокие темпы экономического развития.
По уровню роста валового национального продукта, составившего в 1997 году 7,8%,
Югославия  оказалась в числе наиболее быстро развивающихся стран. Эта
тенденция сохранилась и в этом году.
         СРЮ, таким
образом, в чрезвычайно неблагоприятных 
условиях, порожденных международными санкциями, сумела сохранить крупные
компании и инфраструктуру, рассматривая их как основу будущего экономического
развития  и интеграции в европейское и
международное сообщество. Заметное развитие получил в последние годы малый и
средний бизнес.
          Сегодня
Югославия открыта для иностранных инвестиций, которые еще  недавно были практически  невозможны из-за международных санкций.
Экономическому росту способствуют и долгосрочные экономические проекты с
наиболее важными, традиционными 
иностранными партнерами.   С
ослаблением эмбарго новый интерес к югославской экономике был проявлен  в сопредельных странах, Российской
Федерации, Украине, Беларуси, других республиках бывшего Союза, странах
Дальнего Востока. Особую привлекательность представляет вложение капитала в
высокотехнологичные отрасли промышленности, инфраструктуру, сельское хозяйство
и переработку его продуктов, химическое и фармацевтическое производство.
Активно действуют зоны свободной торговли в Смедерево, Ковине, Нише, Белграде,
Нови-Саде, Прахово,  Сомборе, Сремской
Митровице, Суботице и Зренянине.
        В 1997-1998
гг. Югославия привлекла иностранных 
инвестиций более чем на 2 миллиарда долларов США, главным образом из
стран Европейского Союза. В этот показатель вошли и средства, предусмотренные в
недавно принятых долгосрочных инвестиционных программах общим объемом более чем
в 2,5 миллиарда долларов США.
            Особую
роль для югославской экономики играет развитие сотрудничества со странами  Центральной и Восточной Европы. Со своей
стороны, эти государства проявляют все больший интерес к югославскому
рынку,  реально оценивая масштабы
собственных потерь, понесенных в результате односторонних санкций против СРЮ.
Свидетельством этого стало, в частности, проведение 2-3 ноября 1998 года в
Белграде пятой сессии Международного Совета Торгово-промышленных палат стран
Центральной и Восточной Европы, а также Центральной Азии.
           СРЮ как балканская,
центральноевропейская, дунайская и средиземноморская страна  очень 
заинтересована  в развитии международных
контактов и интеграционных процессов в этих регионах. Она рассматривает их  в контексте общеевропейской интеграции, в
частности, со странами Европейского Союза.
           На
состоявшемся недавно  втором саммите
стран Юго-Восточной Европы в Анталии (Турция) было поддержано предложение
Югославии об интенсификации процесса заключения этими государствами  двусторонних соглашений по свободной
торговле с целью создания в перспективе зоны свободной торговли во всем  регионе. Стремясь объединить все проекты по
развитию инфраструктуры в области транспорта, энергетики и телекоммуникаций,
Югославия придает исключительное значение 
созданию транспортных коридоров через свою территорию с целью усиления
экономических, культурных и других форм сотрудничества, как в регионе, так и в
целом в Европе. Особый интерес у югославского руководства и югославского
бизнеса вызывает реализация проектов интенсификации использования  транспортных возможностей Дуная.
        
Европейское измерение внешней политики Югославии  реализуется в полном соответствии с
европейскими принципами сотрудничества и безопасности, воплощенными в
Хельсинкских итоговых документах, Парижской Хартии  и соглашениях  Совета
Европы. Эта политика СРЮ имеет три важных компонента:
1)
добрососедство, т.е. развитие 
всестороннего сотрудничества с государствами-соседями и интенсификация
регионального сотрудничества;
2)
поддержание равноправного сотрудничества со всеми другими
европейскими странами, нормализация отношений и налаживание сотрудничества с
Европейским Союзом как ключевым элементом интеграции в Европе;
3)
восстановление и активизация полноправного участия во всех
европейских организациях, прежде всего, в ОБСЕ и Совете Европы.
        Безусловно,
восстановление прав Югославии в европейских структурах – принципиальный вопрос.
Его положительное решение и в интересах Югославии, и в интересах всего
европейского сообщества. Без универсальности подходов ко всем государствам
нашего континента нельзя  ожидать эффективных
результатов  политического и экономического
сотрудничества.
       
Восстановление достойного места Югославии в европейских интеграционных
процессах будет зависеть как от использования национального и регионального
политико-экономического потенциала, так и 
от непосредственной ее поддержки со стороны европейских государств,
имеющих с нею  традиционные
дружественные отношения (Россия, Украина, Греция и некоторые другие). СРЮ
открыто и последовательно поддерживает все инициативы, направленные на укрепление
равноправного экономического сотрудничества. Любые искусственные препятствия на
этом пути, создаваемые под давлением некоторых государств и блоков, лишь
усугубляют общую обстановку в Европе, ведут к неизбежным экономическим потерям
не только народов Югославии, но и сопредельных государств.
 
      Экспорт-импорт Югославии за первое полугодие 1998 года <div align="right"> <small></small> Экспорт <small>Импорт</small> <small>объём*</small> <small>%**</small> <small>объём*</small> <small>%**</small> <small>Всего</small> <small>9650</small> <small>161</small> <small>19816</small> <small>156</small> <small>Европа</small> <small>8953</small> <small>162</small> <small>15479</small> <small>150</small> <small>Австрия</small> <small>162</small> <small>209</small> <small>580</small> <small>149</small> <small>Бельгия</small> <small>71</small> <small>188</small> <small>202</small> <small>126</small> <small>Болгария</small> <small>137</small> <small>139</small> <small>377</small> <small>94</small> Босния-Герцеговина <small>1809</small> <small>186</small> <small>744</small> <small>129</small> <small>Великобрит.</small> <small>217</small> <small>127</small> <small>511</small> <small>202</small> <small>Венгрия</small> <small>215</small> <small>142</small> <small>445</small> <small>125</small> <small>Германия</small> <small>820</small> <small>153</small> <small>2420</small> <small>130</small> <small>Греция</small> <small>454</small> <small>144</small> <small>904</small> <small>204</small> <small>Италия</small> <small>1051</small> <small>149</small> <small>2041</small> <small>172</small> <small>Македония</small> <small>946</small> <small>165</small> <small>1029</small> <small>143</small> <small>Нидерланды</small> <small>89</small> <small>96</small> <small>384</small> <small>154</small> <small>Польша</small> <small>76</small> <small>156</small> <small>129</small> <small>103</small> <small>Россия</small> <small>702</small> <small>152</small> <small>2127</small> <small>139</small> <small>Румыния</small> <small>165</small> <small>101</small> <small>358</small> <small>139</small> Франция<small></small> <small>521</small> <small>415</small> <small>653</small> <small>203</small> <small>Чехия</small> <small>80</small> <small>159</small> <small>491</small> <small>267</small> <small>Швейцария</small> <small>750</small> <small>215</small> <small>410</small> <small>170</small> <small>Швеция</small> <small>29</small> <small>335</small> <small>310</small> <small>194</small> <small>остальная Европа</small> <small>661</small> <small>115</small> <small>1359</small> <small>149</small> <small>Австралия и Океания</small> <small>1</small> <small>26</small> <small>23</small> <small>173</small> <small>Азия</small> <small>386</small> <small>146</small> <small>2095</small> <small>180</small> <small>Израиль</small> <small>28</small> <small>156</small> <small>85</small> <small>217</small> <small>Индия</small> <small>9</small> <small>30</small> <small>95</small> <small>127</small> <small>Ирак</small> <small>1</small> <small>-</small> <small>262</small> <small>-</small> <small>Ирак</small> <small>35</small> <small>370</small> <small>106</small> <small>98</small> <small>Кипр</small> <small>134</small> <small>301</small> <small>237</small> <small>361</small> <small>Китай</small> <small>54</small> <small>178</small> <small>221</small> <small>124</small> <small>Малайзия</small> <small>-</small> <small>-</small> <small>59</small> <small>193</small> <small>Таиланд</small> <small>2</small> <small>732</small> <small>24</small> <small>211</small> <small>Турция</small> <small>45</small> <small>65</small> <small>341</small> <small>230</small> <small>Япония</small> <small>5</small> <small>1214</small> <small>263</small> <small>175</small> <small>остальная Азия</small> <small>73</small> <small>122</small> <small>403</small> <small>113</small> <small>Америка</small> <small>168</small> <small>251</small> <small>1684</small> <small>185</small> <small>Бразилия</small> <small>8</small> <small>63</small> <small>411</small> <small>314</small> США<small></small> <small>58</small> <small>166</small> <small>595</small> <small>165</small> <small>остальная Америка</small> <small>103</small> <small>513</small> <small>678</small> <small>168</small> <small>Африка</small> <small>141</small> <small>95</small> <small>536</small> <small>187</small> </div> *в миллионах динаров **первое полугодие 1997 г.=100%


      ©2010