Экономика России Экономика России
Экономика России РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Экономика России


На пути реформирования отношений собственности в
России возник кризис ,который начал затормаживать проведение ре­форм.Россия
унаследовала крайне неравновесную экономику,в которой уровень открытой инфляции
превышал 300 % в год,подавленная инфля­ция привела к концу 1991 года к
тотальной нехватке важнейших то­варов,дефицит бюджета составлял в 1991 году
свыше 30% ВВП,госу­дарство накопило огромный внешний долг ,с обслуживанием
которого не могло справиться,даже конфисковав все валютные сбережения в стране.
Начало российских реформ оказалось достаточно
успешным:было либерализовано большинство цен;упразднена система централизован­ного
распределения ресурсов;в 1 квартале 1992 г.бюджетный дефицит был сведен почти к
нулю;существенно девальвирован официальный курс рубля,а с июня 1992 года был
введен единый курс по текущим операциям;рост денежного предложения
ограничивался 12-13% в фев­рале - марте 1992 г.Все это позволило снизить
инфляцию к июню 1992 г.до менее чем 10% в месяц.Однако предпринятые усилия не
бы­ли комплексными и не привели в действие важные экономические ме­ханизмы.
Недостаточно сильные позиции реформаторов в российском
пра­вительстве и отсутствие у них реального контроля над Центральным банком
привели к тому,что в ответ на глубокий промышленный спад ,вызванный не столько
воздействием денежной,сколько изменением структуры экономики в силу её
демилитаризации и разрыва связей с бывшими советскими республиками,на
нарастание объема неплатежей и усиливающееся давление директоров промышленных
предприятий прави­тельство и ЦРБ отказались от проведения жесткой денежной
политики и предприняли попытку эмиссионной поддержки производства.В ию­ле-ноябре
1992 г.среднемесячный рост денежного предложения пре­высил 27% предприятиям
были выделены массированные кредиты для проведения взаимозачета и пополнения
оборотных средств,бюджет по­лучил кредиты для финансирования своих расходов.В
результате инф­ляция очень быстро превысила 25% в месяц.Попытка стабилизации
окончательно провалилась.
Создание субъектов рыночных отношений в России проходило
медленно,во-первых государственные предприятия не желали уступать
своих позиций и тормозили
проведение реформ;во-вторых  осложнился
кризис нехватки  частных 
капиталов  и  государственных кредитных
источников для  поддержки;в-третьих  неразработанностью  правовой
базы.Часто мелкие
предприятия оставались не только одни со своими
проблемами ,но и
испытывали  тяжесть  государственного  рэкета  и
криминальных структур.
Весной 1993 года новым правительством была сделана
следую­щая попытка достичь стабилизации.Её задачей было снижении инфля­ции до
уровня не менее 10% в месяц.Последовательная реализация принесла свои
результаты:инфляция снизилась со среднемесячного уровня 25% в 1 квартале до 20%
во 2-3 и до 14% в 4 квартале,а в декабре 1993 г. составила 12%.Была попытка
достижения макроэконо­мической стабилизации с уровнем инфляции менее 7% к концу
1994 г.Реализация плана 1994 года началась весьма успешно:инфляция устойчиво
снижалась до уровня 5% в июле-августе,возросла склон­ность населения к сбережениям
и замедлилась скорость обращения денег,стабилизировались объемы производства.Но
уже летом практика показала несостоятельность умеренного подхода к достижению
макро­экономической стабилизации:было принято решение о
"сверхплановом" кредите ЦБР на финансирование дефицита бюджета и
интенсивном его использовании в июле-августе.Это решение предопределило рост де­нежного
предложения на 50% в течении 3 квартала 1994 года,что с учетом сезонного спроса
на валюту переросло в "чёрный вторник" и повлияло на новое повышение
уровня инфляции до 16-17% в месяц.
В 1995 году российское правительство решилось на
прекраще­ние финансирования дефицита бюджета.Социальная сфера страны оста­ется
недофинансированой.Начали задерживаться выплаты зарпла­ты,пенсий и
пособий.Нехватка денежных средств привела к кризису неплатежей. Большая масса
предприятий была приведена к состоянию банкротства.Решительные шаги
правительства не были поддержаны адекватными действиями ЦБР в области денежной
и курсовой политики.
ЦБР за счет наращивания своих валютных резервов,избрал путь высо­ких
темпов денежного предложения,что способствовало росту денеж­ных предложения
около 15% в месяц,инфляция не смогла опуститься ниже 3.5%.
На пути перехода к рыночной экономике появилась
проблема появления псевдорыночных организаций.Когда приватизированые
предприятия переходили к административно-бюрократическим структу­рам,и это
превращало их в государственные монополии,контролирую­щие огромную
собственность.При этом тормозилось формирование слоя реальных собственников.По
мнению специалистов разгосударствление собственности в России надо было
проводить,учитывая российскую традицию государственного
производства,постепенную коммерциализа­цию деятельности предприятий.В этом
случае госпредприятия начина­ют функционировать наравне с другими рыночными
субьектами,пол­ностью отвечая за свои действия.Практика показала что крупные
производственные объединения,в процессе приватизации распадались на множество
мелких нежизнеспособных предприятий.Постепенно они стали искать пути к объединению.
Предпринятая попытка стабилизации экономики и отказ от
фи­нансирования дефицита бюджета за счет кредитов ЦБР,привели к тому что
правительство оказалось неспособным решать задачи повышения собираемости
налогов,которые составляли около 11% ВВП в течении всего 1995 года.Снижение
дефицита бюджета было достигнуто сниже­нием расходов,посредством обесценения
бюджетного финансирования и роста задолженности федерального бюджета.Из-за
низкого поступле­ния налогов федеральный бюджет не досчитался за год более 43
трлн.рублей (15% величины ожидаемых расходов за год).А вследствие общего
недополучения доходов,расходы федерального бюджета ограни­чены 19% ВВП в
отличие от 26% запланированных бюджетом.Это значит что бюджетные расходы в 1995
году не 75% запланированного уров­ня.Если к этому добавить сокращение
бюджетного дефицита в 1995 году по сравнению с 1994 г. на 5% ВВП,то видно что
финансирование бюджетной сферы России испытало в прошедшем году
беспрецендентное сжатие.В ходе исполнения бюджета урезаются те программы ,
которые государство обязано финансировать , так как они связаны с поддер­жанием
социальной сферы.Правительство до сих пор не осуществило системные реформы в
бюджетной политике.Их отсутствие ведет страну к угрозе массовых разрушений
государственных институтов,в первую очередь социальных.
Правительство стало в безвыходное положение,недостаток
де­нежных средств стал основной проблемой на пути реформирования.Са­мый простой
путь взять деньги у Центрального Банка.Так как зде­лать это в форме кредита уже
невозможно,значит надо продать Цент­ральному банку то что имеет цену.Золото ,
драгоценные металы и драгоценные камни дороги и неликвидны,значит быстро
продать их нельзя.Тогда можно занять внутри страны или за ее пределами.Сна­чало
правительство хотело распределить поровну обьем заимствова­ний но по ряду
причин большой обьем займов пришлось распределять на внутреннем
рынке.Государственные ценные бумаги появились в России в середине 1993 года,и
начал свой неуклонный рост рынок ГКО в 1995 г.с 2.1% lj 4.7% ВВП.Однако высокий
уровень доходности по ГКО несет за собой вытягивание финансовых ресурсов из
других областей экономики.Комерческие банки не вкладывают деньги в раз­витие
экономики,отдавая предпочтение рынку ГКО.
Российская экономика еще не сумела преодолеть кризисное
состояние.Общий спад уровня производства в 1995 году по сравнению 1991
г.составил 51%:
Легкая промышленность
- 83%
Пищевая - 56%
Машиностроение  - 
59%
Лесная и
обрабатывающая промышленность - 59%
Промышленность
стройматериалов - 58%
Топливная промышленность
и энергетика - 32%
Цветная
металлургия  -  21%
Черная металлургия -
42%
Нефтехимии - 60%
Однако наблюдается устойчивый рост с начала 1994 года в от­раслях
которые имели или нашли рынки сбыта за пределами страны.
Черная металлургия -
13%
Цветная металлургия -
11%
Нефтехимия - 19%
Позитивным показателем считается устойчивое повышение
доли услуг в ВВП:с 33% в 1992 г. до 53% в 1995 г.Возникли целые секто­ра
экономики которые раньше казались немыслимыми:банки,страховые
,инвестиционные,консультативные и аудиторские компании.Также наб­людается
падение традиционно-бытовых услуг,которое компенсируется повышением цен.
На рубеже 1992 - 1995 года российская экономика
характери­зовалась тенеденцией сужения воспроизводства в реальном секто­ре,развитием
торгового,финансово-банковских секторов,снижение эф­фективности использования
ресурсов,сокращением занятости,расшире­нием зоны бедности,уменьшением
платежеспособного спроса и как итог снижение уровня и качества жизни
большинства населения.Дина­мика промышленного производства определяется
подавленным внутрен­ним спросом и высокой конкурентноспособностью сырьевых
секторов экономики.Растущий экспорт помогает развиваться черной и цветной
металлургии,химической,нефтехимической и топливной отрасли эконо­мики.Ухудшается
коньюктура отраслей промышленности ореинтированых на внутренний рынок.Все это
превращает Россию в сырьевой гигант с громоздкой и малоэффективной экономикой.
Идет разрушение сельского хозяйства:снижается
плодородие почв,падает техническая оснащенность сельского хозяйства.В Росию
идет спрос излишков сельхозпродукции по демпинговым ценам,это ослабевает
отечественных производителей.
Видоизменение структуры экономики происходит стихийно
и не отвечает ни принципам здоровой рыночной экономики,ни критериям финансовой эффективности:источниками
накоплений денежных средств в бюджете и инвестиций являются преимущественно
экспортоориенти­рованные отрасли сырьевой специализации.Вот почему в бюджетной
политике государства должен быть сделан упор не на активизацию перераспределительных
процессов, а на увеличение рентабельности реального сектора экономики.
Нарушение воспроизводственных процессов во многом
связано с повышением уровня цен и инфляцией.Монетарные методы финансирова­ния
стабилизации и подавления инфляции должны дополняться макроэ­кономическими
решениями по регулированию цен в отраслях-монопо­листах,активизацией
использования микроэкономических инструментов снижения издержек (развитие
институтов рынка,резкое повышение уровня менеджмента и т.д.)
Сохраняющаяся тенденция снижения курса рубля уменьшает
достоверность прогнозирования индикаторов социально-экономическо­го развития и
ведет к неустойчивости доходов бюджета,порождает инфляционные ожидания у
населения,а также уменьшает его склон­ность к рублевым сбережениям.
Введение валютного "коридора" само по себе
недостаточ­но,поскольку годится только для принятия сиюминутных решений
экспортерами и краткосрочной бюджетной политики.Национальные ин­тересы
страны,критерии ее безопасности,интересы граждан исходят из того что курс валюты
должен формироваться на основе учета действия обьективных долговременных
факторов.Стратегия валютного курса должна быть соразмерна с долгосрочной
динамикой важнейших макроэкономических показателей,включая оценку природных
богатств.
На заре перестройки представлялось,что главными
проблемами ,обусловившими необходимость трансформации российской промышлен­ности,являлись:
- ее технологическая
отсталость;
- несоответствие
производимой продукции мировым стандартам;
- чрезмерно высокие затраты на производство
продукции,не позволявшие отечественной продукции конкурировать с западными
аналогами по соотношению "цена/качество" не только на мировом,но и на
внутреннем рынке.Это является причиной кризиса российской
промышленности.Требования хозяйствования в соответствии с рыноч­ной моделью
фирмы были предьявленны к структурам,которые на самом деле не были
фирмами.Российские предприятия никогда не занимались такими проблемами как
поиск ранков сбыта,постоянное повышение эф­фективности и снижение
затрат,рационализация организационной структуры,выбор эффективной модели
рекламы,поиск наиболее выгод­ных поставщиков,совершенствование методов
финансовой полити­ки.Процесс комерциализации предприятий будет очень долгим и
уско­рить его невозможно ни с помощью приватизации,ни макроэкономи­ческими
методами.Процесс роерганизации предприятий затрудняется отсутствием необходимой
инфраструктуры,иногда комерционализация опережает развитие банковского
дела,фондового рынка,оптовой и транспортной систем.В результате наращивания
выпуска продукции сдерживается неумением найти выгодных партнеров.Причина
кризиса также заключается в том,что большинство предприятий было специа­лизировано
на выпуск продукции для государства,а найти замену потребуется немало
времени.Появилось немало препятствий при ре­конструкции предприятий такие как:
- отсутствие внешних и
внутренних инвесторов;
- спад
платежеспособности внутреннего спроса;
- отсутствие у государства ресурсов для поддержки
промыш­ленности и неэффективное использование имеющихся ресурсов;
- резкое удорожание
кредита;
- сужение границ сбыта
до пределов России.
Многое предприятия не могут нормально работать так,как
у них нет рынка сбыта такие как предприятия по производству бытовой
радиоэлектроники,обувная промышленность.Они потеряли внутренний рынок из-за
огромных масштабов импорта и невозможности конкуриро­вать с зарубежными
аналогами.Сократилось производство:
видеомагнитофонов на
77%
телевизоров на 54%
швейных машин на 89%
Вероятность нахождения рынка за пределами границ
остается довольно низкой.
Довольно плохая ситуация и в банковской сфере
экономики.Ав­густ 1995 г.ознаменовался первым в истории российских реформ бан­ковским
кризисом.Российский кризис являлся следствием взаимного недоверия в банковском
обществе.Также были трудности достаточно большого количества банков в низкой
эффективности их деятельности ошибками некоторых людей.Причинами банковского
кризиса явились.
- недостаточный уровень развития банковской системы и меха­низьмов
страхования;
- низкий профессиональный уровень работников банковской
системы,их неумение правильно оценить степень надежности операций банка;
- быстрое изменение макроэкономической ситуации
нерассмат­риваемое банками,не приводит к смене моделей их поведения;
- недостаточно эффективная система банковского надзора
и контроля со стороны Центрального банка.
Снижение инфляции в первой половине 1994 года
неуклонно уменьшало доходность спекулятивных рынков и сужало финансовую ба­зу
для таких операций.Летом многие столкнулись с неожиданными затруднениями в
деятельности,однако не внесли корректировки в свою деятельность.Высокая
инфляция в конце 1994 г. начале 1995 г. успокоило банковское сообщество в
сопровождении валютной дестаби­лизации и оживление спекулятивных
рынков.Ужесточение финансовой политики в первой половине 1995 года привело к
ухудшению финансо­вого состояния банков.Они уже в июле 1995 года ощутили острую
нехватку денежных средств,когда началось массовое снижение остат­ков средств на
корреспондентских счетах.В середине августа обьем средств значительно
снизился,ряд банков не могли выполнить своих обязательств,а в конце августа
банковский кризис перешел в откры­тую форму.Так как российские банки знают
поведение своих партне­ров и не доверяют официальным заявлениям,это породило
волну вза­имного недоверия и паники в банковской сфере.Банковский кризис
показал,что российская банковская сфера остается отсталой сферой экономики.Она
выигрывала в период инфляции,но при стабилизации экономики и низкой
инфляции,многие банки становятся заложниками собственных действий,и коньюктуры
колебания рынка.
Модель реформирования экономики России предусматривала
постепенное повышение ответственности населения и хозяйствующих субьектов за
свои действия.Теперь населеие само должно нести мно­гие расходы,которые раньше
оплачивались из государственного бюд­жета.Перестали действовать ограничения на
количество принимаемых работников предприятие и работник должны сами
договариваться о размерах оплаты труда.
Однако трудовые отношения стали принимать странный
характер администрация не желая проводить сокращение кадров,а значит вып­лачиватьб
выходное пособие,уменьшает размер оплаты труда вынуждая работников к
увольнению.Многие работники зная положение на рынке труда продолжают
"держаться" за свое места не требуя от админист­рации соблюдение
трудового договора.Приспособиться к новым усло­виям хозяйствования смогли лишь
22% населения.Остальная часть населения была вынуждена выбрать другой путь и
продолжать "эконо­мить" или интенсивно работать на приусадебном
участке.
Остается плохим пенсионное обеспечение,невылпаты
пенсий стали основной проблемой,старая система пенсионного обеспечения
потерпела полный развал.А реформирование в пенсионной сфере наме­чается
провести только через 2-3 года,которое займет приемрно 5-7
лет.Негосударственные пенсионные фонды начнут свою работу через 5 лет после
начала отчислений,хота они продолжают работать всего 2 года.Поэтому привлечение
денежных взносов происходит крайне медленно.
В
результате   реформирования   экономики                                     можно           выде-
лить:во-первых достигнута стабилизация курса рубля,что благопри­ятно
влияет на приток инвестиции и удешевление кредита,снижение доходности
спекулятивных операций,банки стали больше уделять вни­мание к произвлдственно
сфере экономики.Во-вторых из-зи роста ре­ального курса рубля,предприятия
экспортрпы стали вневыгодное по­ложение,на что правительство прореагировало
снижением (и даже от­меной по некоторым пунктам) экспортных пошлин и повышением
им­портных.В-третьих понижение инфляции неблагоприятно повлияло на финансовые и
торговые предприятия,которые выигрывали за счет инф­ляция.Теперь в этих
секторах экономики останутся те кто приспосо­бился к низкой инфляции и не
надеется выиграть за счет ее повыше­ния.В-четвертых финансовые компании чаще
стали проявлять интерес к государственным пакетам акций,а значит прошла
перестановка сил в этой сфере.
В январе  1996 
года  наблюдалось  сжатие денежной массы на
2.5% за счет снижения валютных запасов Центрального банка.На рын­ке ГКО
наблюдалось заметное повышение спроса на 140%.Что было весьма благоприятным для
государства.Но в марте произошло резкое снижение доходности по ГКО по ряду
факторов.
Прослеживаются
и экономические последствия предвыборного популизма.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Вопросы экономики гл.ред.Л.И.АБАЛКИН Институт
экономики РАН Москва.номер 2
2.Вопросы экономики гл.ред.Л.И.АБАЛКИН Институт
экономики РАН Москва.номер 3
3.Вопросы экономики гл.ред.Л.И.АБАЛКИН Институт
экономики РАН Москва.номер 5
4.Основы экономической теории.Курс
лекций.ИГЭА.

      ©2010