Экономическая теория
Министерство АПК Украины
СУМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ТЕОРИИ Выполнил: студент заочного факультета 2 курса группы "Организация правового обеспечения АПК"
Сумы 1999 год
План:
1. Система социальной защиты: генезис и эволюция.
2. Экономические функции государства в смешанной экономике.
1.
Система социальной защиты:
генезис и эволюция.
Владельцы финансовых и
естественных ресурсов, производители и наемные рабочие получают вознаграждение
в соответствии с производительностью принадлежащих им факторов производства.
Предприниматели либо получают прибыль, либо несут убытки, в зависимости от
результатов их предпринимательской деятельности. Однако на рынок труда все
входят далеко не в равном положении — люди от природы наделены неодинаковыми
талантами и способностями. Они растут в совершенно разных обстоятельствах и
социальном окружении, владеют различным количеством капитала - и естественных ресурсов, имеют различные взгляды
на окружающую их действительность. Достаточно лишь упомянутых различий в
исходных условиях, чтобы доходы людей существенно разнились, а течение времени
лишь усугубляет эту пропасть: неоднозначность инвестиционных решений и
предпринимательский риск еще более дифференцируют доходы различных
хозяйственных агентов и индивидов. В результате кто-то зарабатывает очень
скромные суммы, или совсем ничего, тогда как другие имеют миллионы долларов в
год. В дополнение к происходящему на рынках привлекаемых факторов производства,
государственная система налогообложения и перераспределения доходов вносит
дальнейшие коррективы в распределение доходов.
Распределение доходов имеет
тенденцию становиться более справедливым и равномерным по мере развития общего
благосостояния страны. Например, в одном из последних исследований было
установлено, что Швейцария, по некоторым показателям имеющая самый высокий
доход на душу населения в мире,— самая эгалитарная страна в мире (в скобках
заметим, что США по этому показателю не на много отстают от нее'). Исследования показали, что уровень дохода на
душу населения влияет на распределение доходов среди членов сообщества в
большей степени, чем существующая в стране социальная система. Никто же не
станет спорить, что Западная Германия и Южная Корея, более эгалитарны, чем их
восточный и северный сосед, а уровни доходов на душу населения в этих странах
вообще лучше не сравнивать!
Понятие «социальная защищенность человека» отражает
многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется
жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей. Однако
такой подход возник только недавно. В период существования
командно-административной системы социальная защита понималась узко и
реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социального
обеспечения инвалидов, пенсионеров и прочих. Социальная защита в целом в
обществе осуществлялась путем перераспределения прибавочного продукта и
распределения общественных фондов потребления.
Сегодня социальная защита населения в качестве основной
цели преследует избавление значительной его части от нищенского существования в
условиях, когда среднедушевой совокупный доход семьи стал ниже уровня
удовлетворения элементарных физиологических потребностей. Возникла настоятельная
необходимость предотвращения снижения уровня жизни малообеспеченных,
нетрудоспособных членов общества и семей с детьми, как наиболее социально
уязвимых групп населения. Но так как уровень оплаты труда все более отстает от
уровня цен, все большее количество товаров повседневного спроса становится
малодоступным, а то и вовсе недоступным не только для нетрудоспособных, но и
для трудоспособных граждан. Так, в 1990 году минимальная официально
установленная заработная плата в 80 рублей была в 1,5 раза выше уровня
прожиточного минимума, в начале, в начале 1992 года эти показатели сравнялись,
а в 1996 году прожиточный минимум стал превосходить минимальную зарплату на
20%. В связи с этим возникает проблема защиты стабильности рабочих мест как
основного источника обеспечения средств существования и создание условий для
активного включения населения в социально полезную деятельность.
Таким образом, эффективная система социальной защиты
населения рассчитана не только на категории граждан, непосредственно нуждающихся
в такой защите, но и на максимальное развитие экономики, стимулирование
трудовых усилий каждого трудоспособного члена общества, создание условий, в
которых он хотел и мог бы заработать. Ведь именно труд дает достаточные
средства для действенной социальной защиты.
Коренные изменения в
социальной политике государства в условиях жестких бюджетных ограничений могут
быть успешными лишь при условии введения новых механизмов функционирования
социального сектора и их совершенствования по мере создания экономических предпосылок.
Государство стоит перед необходимостью постоянно и последовательно
трансформировать систему социальной защиты.
Одним из самых важных
вопросов является вопрос о способах финансирования. Оно может быть осуществлено
двумя способами:
1.За счет общих налоговых поступлений
2.За счет целевые налоги, т.е. социальные взносы на
социальное страхование
Расширение системы
социальной защиты осуществляется в трех направлениях:
·
Расширение
социальной сферы.
·
Расширение
состава социально защищенных групп.
·
Увеличение
количества и повышение уровня услуг социального обеспечения.
Также, в зависимости от
избранной модели социальной ориентации доли и объемы ресурсов, направляемых
государством на социальные нужды, может существенно отличаться в зависимости от
выбранной модели. При этом общая тенденция состоит в последовательном
уменьшении доли затрат правительства при переходе от более к менее социально
ориентированной модели.
Исходя из источников
финансирования, социальное обеспечение
можно разделить на социальное страхование
и социальную помощь. Страхование,
помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую
комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов.
Характерной чертой принципа страхования является финансирование
предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между
взносами и объемом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется
на объем индивидуальных взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного.
Тем самым принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным
принципам справедливости,
вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности. Это
ограничивает возможности системы в регулировании доходов, хотя и снижает
последствия социального риска.
Социальный риск - это риск внезапного возникновения в обществе обстоятельств, наносящих
существенный ущерб многим лицам одновременно. Современная реакция на риски - страхование, суть которого в объединении
рисков. Существует два основных вида страхования:
1. Осуществляется частными компаниями (добровольное);
2. Осуществляется государством (принудительное);
Для развитых стран
общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее
выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старосты. Но и
на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на
которых частное страхование не срабатывает.
Но страхование не может
перекрыть все варианты социальных бедствий. В общем, страхование должно
дополняться социальной помощью. Между
социальной помощью и общественным страхованием:
1.То и другое предполагает перераспределение доходов
2.То и другое связано со сложившимися в обществе
представлениями о справедливости.
3.То и другое имеют поля пересечения.
Но также имеются и отличия,
одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц, и совсем
другое дело, когда для него осязаема зависимость размеров помощи в зависимости
его вклада в общественный фонд. Во втором случае стимулируется индивидуальное
накопление, а в первом - иждивенчество. Поэтому там где страхование и
социальная помощь пересекаются, предпочтение надо отдавать страхованию.
Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. При
определении размеров выплат возможны четыре альтернативных подход:
- помощь всем покупателям
выплачивается в одинаковом размере;
- помощь ориентирована на
индивидуальную обеспеченность;
- размер помощи может быть
ориентирован на величину прежней заработной платы или же на величину страховых
взносов получателя;
- величина помощи зависит от
потребностей получателя.
Одинаковый размер помощи для всех получателей - наиболее простой в
организационном отношении вариант. Этот способ оказывается, однако, непригодным
если речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к. размер потери дохода
сильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь может
понизить мотивацию к труду.
В пользу учета индивидуальной обеспеченности при
установлении величины социальной помощи говорит и то, что таким способом
эффективно используются средства соцобеспечения и исключаются случаи
необоснованных переплат.
Ввиду финансирования из
бюджета все системы социального обеспечения, в основе которых лежит этот
принцип, в высокой степени зависят от финансового положения государства.
Все три принципа организации
социальной обеспеченности занимают в странах с рыночной экономикой свое
определенное место. Система социальной обеспеченности способна действовать с
максимальной отдачей только при взаимодействии страхования, помощи и попечительства.
Характерной чертой попечительства является финансирование
за счет налогов. Однако, если значительная часть системы социального
обеспечения построена по принципу попечительства, то это может приводить к
перегрузке государственных финансов.
В связи с реформированием
системы социальной защиты возникает
вопрос о минимуме социальных
гарантий, которые общество может предоставить гражданам в переходных
условиях. В современных условиях эти гарантии ограничиваются социальной помощью
малообеспеченным. Такая система помощи является по существу системой гарантии минимального дохода.
Система, существующая в странах переходной экономики, называется оценкой уровня дохода. Здесь
социальная помощь не ставит своей
задачей покрыть разницу между чертой бедности и действующим уровнем дохода.
Она, также, не предполагает обязательных гарантий минимального дохода на уровне
прожиточного минимума.
Разработка и внедрение новой
системы социальной помощи в России
должна считаться первоочередной задачей. Такая система должна быть всеобщей и
обеспечивать приемлемый уровень дохода.
Существенное значение имеет
вопрос величины утраченного дохода и социальной помощи. Основных критериев
здесь два:
-
социальные
гарантии должна обеспечивать минимально-достаточный уровень жизни;
- социальные пособия не
только не должны отвлекать людей от труда и
культивировать иждивенческие отношения
Первый критерий определяет
минимальную, а второй - максимальную границу социальных пособий.
К примеру, в России пособие
по безработице может выплачиваться в пределах 12 месяцев (3 мес. - 75%, след. 4
мес. - 60%, в дальнейшем - 45%). По истечении года - минимальная заработная
плата.
В сегодняшних условиях такая система порождает антистимулы:
выгоднее не работать, чем работать.
Проблема антистимулов весьма
остра при оказании социальной помощи. Задача такой помощи состоит в поднятии
уровня доходов малообеспеченных и неимущих до минимально приемлемого уровня. В
данном же случае происходит поддержание
минимальных доходов на определенном уровне.
Если минимальное пособие
достаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако
это не означает решения проблем семейной бедности. Поэтому, в социальной помощи
необходимо выделить семейные пособия,
пособия по малообеспеченности и социальное
обслуживание.
Для непосредственной
организации социальной помощи важны местные
социальные программы, которые очень различаются по областям и даже по
районам в пределах одной области. Вместе с тем, все большее значение
приобретает вопрос о создании единой
системы социальной защиты, соединяющей интересы
государства, работодателей и граждан. В данной системе форм преобладает
участие государства и работодателей.
Сегодня
приходится констатировать, что государство не может обеспечить не только
достойную старость, но и нормальную жизнь активного населения: гарантировать
своевременную выплату зарплаты военным, врачам, учителям, обеспечить
безопасность граждан, предоставить элементарные коммунальные и бытовые услуги.
На разных этапах реформ в
качестве основных направлений социальной защиты населения нашим государством
последовательно выбирались разные социальные группы: сначала надо было спасать
малоимущих от шоковой терапии, затем - охранять вкладчиков финансовых пирамид,
чуть позже - переобучать работников предприятий-банкротов.
2.
Экономические функции
государства в смешанной экономике.
Отношение к государственному
вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее
становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках
господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на
признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития
в стране торговли и промышленности.
С развитием рыночных
отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное
вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности.
Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно
обосновал А. Смит в своем “Исследовании
о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.
Согласно А. Смиту, рыночная
система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес,
связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила
экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что
экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование
государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает
рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.
При этом последователи А.
Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса
о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть
сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного
механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров, т.е.
товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона,
образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что
государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать
совместную оплату гражданами этой продукции.
К числу проблем, которые не
решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты.
Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для
человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на
прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие
проблемы с точки зрения общественных перспектив.
Экономическая практика
подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда
рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов.
Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами
и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к
монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия
наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно
необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение
государством.
Кроме того, вне рыночного
регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное
распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к
неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь в виду,
что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато
серьезными социальными конфликтами.
Важный этап в теоретическом
осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося
английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции”
доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость
государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный
спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния,
способствовать ее дальнейшей стабилизации.
В практическом плане
экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий
кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос,
проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается,
что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих
стран.
Развитие рыночной экономики
во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения
масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно,
что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия
конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать
рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция
должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства
- везде где необходимо.
Экономических функций
государства в смешанной экономике много, и они разнообразны. Фактически
экономическая роль правительства осуществляется в таких широких масштабах, что
на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций.
Во-первых, некоторые
экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облегчать
функционирование рыночной системы. В этой сфере необходимо отметить следующие
два важнейших вида деятельности государства:
1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы,
способствующих эффективному функционированию рыночной системы.
2. Защита конкуренции.
Путем выполнения второй
группы задач правительство усиливает и модифицирует функционирование рыночной
системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства:
3. Перераспределение дохода и богатства.
4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменить
структуру национального продукта.
5. Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем
занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а
также стимулирование экономического роста.
Хотя этот перечень пяти
функций государства обычно служит базой для анализа его экономической роли, мы
в дальнейшем увидим, что большинство правительственных форм деятельности и
политических мер так или иначе оказывают влияние на все перечисленные здесь
экономические процессы. Например, программа перераспределения дохода в пользу
бедных воздействует на распределение ресурсов, поскольку бедные покупают
товары и услуги, которые несколько отличаются от товаров и услуг, покупаемых
более богатыми слоями общества. В свою очередь, снижение государственных
военных расходов с целью ослабления инфляционного напряжения также ведет к
перераспределению ресурсов из государственного сектора в частный.
Кратко рассмотрим сначала
первые две из перечисленных функций правительства и затем подвергнем более
подробному анализу роль правительства в перераспределении дохода и богатства,
распределении ресурсов и стабилизации экономики.
Правовая база
и общественная атмосфера
Правительство берет на себя задачу
обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой
эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база
предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным
предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование
соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные
"правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками
ресурсов и потребителями. На основе законодательства правительство получает
возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять
случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения
соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые правительством,
включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка,
введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной
системы, облегчающей обмен товаров и услуг.
Имеется в виду, что такого
рода деятельность правительства улучшает распределение ресурсов. Обеспечение
рынка средством обращения, гарантирование качества продуктов, определение прав
собственности и ответственность за соблюдение условий контрактов — все эти
меры обусловливают увеличение объема торговли. Они расширяют рынки и позволяют
осуществлять все более глубокую специализацию в использовании как материальных,
так и людских ресурсов. А такая специализация, как мы видели в главе 3,
означает более эффективное распределение ресурсов. Однако некоторые считают,
что правительство чрезмерно регулирует взаимоотношения предприятий,
потребителей и рабочих, тем самым подавляя экономические стимулы и подрывая
эффективность производства.
Защита
конкуренции
Конкуренция служит основным
регулирующим механизмом в капиталистической экономике. Это та сила, которая
подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату покупателя или
суверенитету потребителя. При конкуренции именно решения многих продавцов и
покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что
индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться
к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до
сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной
системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает
законы рынка, являются убытки и в конечном счете банкротство. При конкуренции
покупатели — это хозяин, рынок — их агент, а предприятия — их слуга.
Рост монополии резко
изменяет эту ситуацию. Что такое монополия? В широком смысле — это ситуация,
при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в
состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену
продаваемого продукта. Каково значение такой ситуации? Оно просто в том, что,
когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на
рынок или манипулировать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу
в целом. Своей способностью регулировать общий объем предложения монополисты
могут искусственно ограничивать объем продукции и тем самым получать за нее
более высокие цены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль. Эти цены
и прибыли, превышающие конкурентные, прямо противоречат интересам потребителей.
Монополистами не управляет воля общества, как она управляет конкурирующими
продавцами. Суверенитет производителя до такой степени заменяет собой
суверенитет потребителя, что монополия заменяет конкуренцию. В результате
ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам
монополистических продавцов, добивающихся высоких прибылей, и не целям
удовлетворения потребностей общества в целом. Короче говоря, монополия
порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.
Перераспределение
дохода
Рыночная система
представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на
его основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем
обществу желательно. Рыночная система приносит очень крупные доходы тем, чей
труд высоко оплачивается в силу природных способностей и благоприобретенного
образования и мастерства. Равным образом и те, кто владеет значительным
капиталом и земельными площадями, заработанными упорным трудом или доставшимися
по наследству, получают от них большие доходы. Но другие члены нашего общества
обладают меньшими способностями, получили лишь скромное образование и
квалификацию. Все эти люди, как правило, не накопили или не унаследовали
никаких материальных средств. Следовательно, их доходы очень малы. Кроме того,
многие престарелые, лица с физическими и умственными недостатками, незамужние
женщины и вдовы с детьми на иждивении зарабатывают очень мало или, подобно
безработным, вовсе не имеют доходов в рамках рыночной системы. Короче, рыночная
система влечет за собой значительное неравенство в распределении денежного
дохода, а следовательно, и в распределении национального продукта между
индивидуальными домохозяйствами. Несмотря на некоторый прогресс, бедность среди
общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической
проблемой.
Перераспределение
ресурсов
Экономистам известны два
случая резкого нарушения функционирования рынка, то есть ситуаций, в которых
конкурентная рыночная система либо (1) производила "не те" количества
определенных товаров и услуг, либо (2) оказалась не в состоянии вообще выделить
какие бы то ни было ресурсы на производство некоторых товаров и услуг, выпуск
которых экономически оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов, или
побочными эффектами, другой — с государственными, или социальными, благами.
Издержки перелива. Когда производство или потребление
товара порождает некомпенсируемые издержки у какой-нибудь третьей стороны,
тогда возникают издержки перелива. Наиболее очевидные издержки перелива
связаны с загрязнением окружающей среды. Когда химическое предприятие или завод
мясных консервов спускают свои промышленные стоки в озеро или реку, то
купальщики, рыбаки и совершающие лодочные прогулки — не говоря уж о городах,
изыскивающих источники нормального водоснабжения, — все они несут издержки
перелива. Когда нефтеперегонный завод загрязняет атмосферу ядовитым дымом или
завод, производящий краски, распространяет вокруг себя одуряющие запахи, то
население несет издержки перелива, которые ему никак не компенсируются.
Выгоды перелива. Однако перелив может принять
и форму выгоды. Производство или потребление определенных товаров и услуг
может также обусловить не требующие компенсации выгоды перелива, или выгоды,
созданные внешними факторами, третьим сторонам или обществу в целом. Например,
рентгенограмма грудной клетки или прививки против полиомиелита приносят прямую
выгоду непосредственному потребителю. Между тем ранний диагноз туберкулеза и
предотвращение инфекционных заболеваний приносят всеобъемлющую и существенную
для всего общества выгоду перелива. Образование служит еще одним классическим
примером выгод перелива. Образование приносит выгоды индивидуальным потребителям:
"более образованные" люди обычно получают более высокие доходы, чем
"менее образованные". Но образование обеспечивает большие выгоды и
всему обществу; например, экономика в целом выигрывает от наличия более
универсальной и более производительной рабочей силы, с одной стороны, и
меньших затрат на предотвращение преступности, на надзор за соблюдением
законов и на благотворительные программы — с другой. Существенное значение
имеет также тот факт, что политическая активность населения находится в прямом
соответствии с уровнем образования;
например, в числе лиц, участвующих в голосовании на выборах, наблюдается
увеличение доли избирателей по степени образованности.
Общественные блага и услуги. Рассмотрим свойства
товаров индивидуального потребления, которые производятся на основе рыночной
системы. Эти товары делимы, то есть они выступают в виде достаточно малых
единиц, чтобы они были доступны индивидуальным покупателям. Кроме того, товары
индивидуального потребления подвержены действию принципа исключения, который
гласит, что те, кто желает и в состоянии платить равновесную цену, получают
продукт, а те, кто не в состоянии или не желает платить эту цену, исключаются
из числа получателей выгод, обеспечиваемых данным продуктом.
Существуют определенные виды
товаров и услуг — называемых государственными, или общественными, благами, —
которые рыночная система вообще не намерена производить, поскольку их особенности
резко противоположны особенностям товаров индивидуального потребления.
Общественные блага неделимы, они состоят из таких крупных единиц, что не могут
быть проданы индивидуальным покупателям. Еще важнее то обстоятельство, что на
них не распространяется принцип исключения, то есть не существует эффективных
способов отстранения индивидов от пользования выгодами общественных благ, как
только эти блага возникают. Получение выгод от товаров индивидуального потребления
основывается на их покупке, выгоды от общественных благ достаются обществу в
результате производства таких благ.
Иллюстрации. Классическим
примером общественного блага служит маяк, предостерегающий корабли от
коварного морского побережья или гавани. Строительство маяка может оказаться
экономически обоснованным, если выгоды (меньше кораблекрушений) превысят
производственные затраты. Однако выгода, приходящаяся на долю каждого
пользователя маяком, не может окупить приобретение такого крупного и
неделимого продукта. Во всяком случае, после введения маяка в эксплуатацию его
сигнальный свет служит ориентиром для всех судов. Практически нет способа
исключить для некоторых кораблей возможность пользоваться выгодами от маяка.
Поэтому зачем какому-нибудь судовладельцу добровольно оплачивать такие выгоды?
Свет маяка виден всем, и если судовладелец предпочитает за них не платить,
капитану корабля нельзя запретить пользоваться сигналами маяка. Экономисты
называют это явление проблемой "фрирайдера": люди могут пользоваться
выгодами некоего продукта, не неся никаких издержек на его производство.
Поскольку в данном случае принцип исключения неприменим, то не существует
никаких стимулов для частного предприятия предлагать рынку маяки. Учитывая,
что услуги маяков невозможно ни выразить в ценах, ни продавать, совершенно
очевидно, что частным фирмам нет никакой выгоды направлять ресурсы на их строительство.
Короче, здесь мы имеем дело с услугой, которая приносит существенную выгоду, но
на производство которой рынок не станет выделять ресурсы. Другими видами
общественных благ являются национальная оборона, регулирование паводков,
борьба с насекомыми. Следовательно, чтобы общество могло пользоваться такими
благами и услугами, обеспечить их должен государственный сектор, а
финансировать их производство следует с помощью системы принудительных
взысканий в форме налогов.
Крупные выгоды перелива.
Хотя неприменимость к ним принципа исключения довольно резко отличает
общественные блага от товаров индивидуального пользования, правительство
обеспечивает людям множество других товаров и услуг, к которым принцип
исключения может быть применим. В частности, такие блага и услуги, как улицы и
автомагистрали, полицейская и пожарная охрана, библиотеки и музеи,
профилактическое медицинское обслуживание, вполне могут подпадать под действие
принципа исключения, то есть на них можно устанавливать цены и частные
производители могут ими обеспечивать потребителей через посредство рыночной
системы. Однако, как отмечалось выше, все это услуги, которые влекут за собой
значительные выгоды перелива, из чего следует, что рыночная система не станет
их производить в достаточном количестве. Поэтому правительство берет на себя их
производство или финансирование, чтобы не допустить возможного возникновения
дефицитного выделения ресурсов в эту сферу. Подобные товары и услуги иногда
называют квазиобщественными (квазигосударственными) благами. Можно понять
непрекращающиеся споры вокруг статуса государственной системы здравоохранения
и жилищного строительства. Должны ли эти блага индивидуального пользования
обеспечиваться через рыночную систему, или это квазиобщественные блага,
которые государство должно предоставлять?
Распределение ресурсов на общественные
блага. В
условиях, когда рыночная система цен не выделяет ресурсы на общественные блага,
а на квазиобщественные выделяет их недостаточно, каким же должен быть
механизм, обеспечивающий их производство?
В отличие от товаров
индивидуального потребления, покупаемых у частных предприятий на основе
самостоятельных решений самих индивидов, общественные блага приобретаются
через посредство правительства на основе групповых или коллективных решений.
Точнее, виды и объемы производства различных общественных благ определяются в
демократическом государстве политическими методами, то есть путем голосования.
Объемы потребления общественных благ представляют собой вопрос государственной
политики. Эти групповые решения, принимаемые на политической арене, служат
дополнением к решениям домохозяйств и предприятий, дающим ответы на пять
фундаментальных вопросов.
Предположив, что указанные
групповые решения приняты, мы должны выяснить, как именно перераспределяются
ресурсы из производства товаров индивидуального пользования в производство
общественных благ. В экономике, где существует полная занятость, перед
государством стоит задача высвобождения ресурсов, применяемых в производстве
товаров индивидуального потребления, для направления их в производство общественных
благ Самоочевидный способ высвобождения ресурсов из частного сектора
заключается в том, чтобы сократить частный спрос на них. Это достигается путем
обложения предприятий и домохозяйств налогами, тем самым выключая часть их
доходов, то есть часть их потенциальной покупательной способности, из потоков
"доходы — расходы". Получая меньшие доходы, предприятия и
домохозяйства оказываются вынужденными сократить свои инвестиционные и
потребительские расходы. Короче говоря, налоги уменьшают спрос на товары и
услуги индивидуального пользования, а это, в свою очередь, вызывает снижение
частного спроса на ресурсы. Передавая покупательную способность частных экономических
агентов правительству, налоги высвобождают ресурсы из частной сферы их
применения. Затем правительство, расходуя налоговые поступления, может само
направить эти ресурсы в производство общественных благ и услуг. Например,
налоги на доходы корпораций и на личные доходы высвобождают ресурсы из
производства инвестиционных товаров (сверлильных станков, автофургонов,
складских сооружений и т. д.) и потребительских товаров (продовольствия,
одежды, телевизоров и т. д.). Правительство может пустить эти ресурсы на
производство управляемых ракет, военных самолетов, на строительство новых школ
и автомагистралей. Правительство сознательно перераспределяет ресурсы с целью
осуществить значительные изменения в структуре национального продукта страны
Стабилизация
Исторически сложилось так,
что самая новая и в некоторых отношениях самая важная функция правительства
заключается в том, чтобы стабилизировать экономику, то есть помогать частной
экономике обеспечивать и полную занятость ресурсов, и стабильный уровень цен.
В данном месте мы ограничимся лишь общей характеристикой и подчеркиванием роли
(не вдаваясь в ее исчерпывающее объяснение) стабилизационной функции правительства.
Ключевой момент здесь сводится к тому, что уровень производства непосредственно
зависит от общего, или совокупного, объема расходов. Высокий уровень общих
расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции,
а это условие, в свою очередь, предопределяет необходимость добиваться
высокого уровня использования и материальных, и людских ресурсов. Многие
экономисты полагают, что в капиталистической системе нет механизмов, поднимающих
совокупные расходы именно на тот уровень, который может обеспечить полную занятость
Возможно возникновение двух неблагоприятных ситуаций.
1. Безработица. Общий
уровень расходов в частном секторе может быть слишком низким для реализации
полной занятости. В этом случае правительство обязано так дополнить частные
расходы, чтобы общий объем расходов — частных и государственных — был
достаточен для создания полной занятости. Каким образом правительство может это
осуществить? Один ответ на этот вопрос состоит в том, чтобы использовать тот
же метод — правительственные расходы и налогообложение, — какой оно использует
для перераспределения ресурсов в производство общественных благ. Конкретно,
правительству надлежит, с одной стороны, увеличить собственные расходы на общественные
блага и услуги, а с другой — сократить налоги с целью стимулирования расходов
частного сектора.
2. Инфляция. Другая ситуация
может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют
производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают
величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение
уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов носит инфляционный характер.
В этом случае правительство обязано ликвидировать чрезмерные расходы. Оно может
этого достигнуть главным образом сокращением собственных расходов, а также повышением
налогов с целью сокращения расходов частного сектора.
В арсенале государства
имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от
регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила
поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью
политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным
регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на
сегодняшний день очень трудно.
Со всей уверенностью можно
лишь сделать вывод от том, что государственное регулирование экономики
необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его
методы. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий -
конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие
государства - везде где необходимо. И уж конечно неприемлемы меры “физического
воздействия” на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю экономическую
систему.
Для
сегодняшней Украины, в период перехода к рынку, особенно важно государственное
регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике,
высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в
экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для
Украины важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и
нужно изучать.
Таким образом, в смешанной
экономике правительство полностью интегрировано в кругооборот материальных и
денежных средств, образующих экономический организм.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Кебпбелл
Р. Макконнел, Стенли Л. Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. -
М.: Республика, 1995.
2.
РЫНОЧНАЯ
ЭКОНОМИКА: Словарь-справочник. - Красноярск: ЛИА "Информ", 1992.
3.
Смит
А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. 1962 г.
4.
Макроэкономика
(основы экономической политики). Бункина М.К., Семенов В.А., АО “ДИС”, 1996 г.
5.
Основы
предпринимательской деятельности. Под ред. В.М. Власовой, Финансы и статистика,
1996 г.
|