Бизнес план  структура  содержание Бизнес план  структура  содержание
Бизнес план  структура  содержание РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Бизнес план структура содержание

Комитет по экономике и экономической реформе Владимирский политехнический институт Б И З Н Е С - П Л А Н /структура, содержание/ Методические указания к разработке Ю.А. Дмитриев Г.В. Гутман В.Н. Краев Владимир 1991 - 2 - В методических указаниях приводятся структура и порядок разра-
ботки бизнес-плана промышленного предприятия с краткими комментариями.
Указания предназначены в помощь студентам политехнических вузов при
курсовом и дипломном проектировании, а также новому поколению предпри-
нимателей и руководителям предприятий в условиях перехода к рыночной
экономике. Бизнес план призван помочь: а) новому поколению предпринимателей; б) опытным руководителям действующих предприятий в конкурентной борьбе; в) получить национальные и иностранные инвестиции для подъема отечественной экономики и отдельных ее отраслей, промышлен- ных объектов. Последовательность работы над составлением бизнес-плана выглядит
следующим образом: 1.Резюме 2.Проектируемый продукт или вид услуг 3.Оценка рынка сбыта 4.Конкуренция 5.Стратегия маркетинга 6.План производства 7.Организационный план 8.Юридический план 9.Оценка риска и страхование 10.Финансовый план 11.Стратегия финансирования Р Е З Ю М Е Данный раздел бизнес-плана готовится в самом конце работы по за-
вершении и готовности всех остальных разделов, т.е. при достижении
полной ясности всех аспектов разрабатываемого проекта. Объем резюме не должен превышать 4-х страниц машинописного текс-
та. На первых трех страницах даются ответы на вопросы какой именно
и за счет чего будет производиться проектируемый продукт, его отличи-
тельные черты по отношению к продукции конкурентов, почему для потре-
бителя предпочтительнее именно этот продукт? Четвертая страница должна отражать ожидаемые основные финансовые
результаты от отрабатываемого проекта, где приводятся сведения об - 3 - а) прогнозных объемах продажи на ближайшие годы; б) выручке от продаж; в) затратах на производство; г) валовой прибыли и уровне прибыльности вложений в предстоящее дело; д) сроках возврата банковского кредита; ПРОЕКТИРУЕМЫЙ ПРОДУКТ ИЛИ ВИД УСЛУГ Основная часть бизнес-плана состоит: 1. Описание продукта или услуги, которую предполагается предло-
жить будущим покупателям и ради которых задумывался весь проект. В
этом случае необходимо четко и лаконично ответить на вопросы: а) какие потребности призван удовлетворить проектируемый к произ- водству продукт (услуга); б) его особенности и отличительные качества, которые позволят предпочесть его товарам (услугам) конкурентов; в) наличие патентов или авторских свидетельств, защищающих осо- бенности проектируемого товара (услуги), технологии; г) имеется ли наглядное изображение товара, изделий полученных с помощью новых технологий (фотографии, рисунки); д) какова примерная оценка реализационной цены товара (услуги) и затрат, которых потребует его производство; е) примерная величина прибыли, которую будет приносить каждая единица товара; ж) характеристика качества товара , преимущества его дизайна, упаковки; з) организация сервиса товара (если это техническое изделие); ОЦЕНКА РЫНКА СБЫТА Объем данного раздела должен содержать не более 5-6 страниц маши-
нописного текста . Типичный процесс исследования рынка включает в себя 4 этапа: 1. Определение данных, которые позволяют: а) условия снабжения, производства и сбыта продукции; б) потенциал своих возможных конкурентов - их товары - качество продукции - примерные цены - 4 - - условия продаж 2. Источник получения информации: а) собственные исследования; б) местные (региональные, территориальные) торговые палаты (ас-
социации предпринимателей) своих отраслевых и торговых ассоциаций. 3. Анализ данных: а) кто, почему, сколько, когда будет готов купить товар (про-
дукцию) в близлежащей и долгосрочной перспективе; б) определение примерной реализационной цены собственной про-
дукции в условиях конкуренции. 4. Реализация мероприятий, позволяющих использовать эти данные на
пользу предприятию. КОНКУРЕНЦИЯ Прежде всего следует объективно ответить на вопросы : 1. Кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров. 2. Как обстоят их дела : а) с объектами продаж; б) с доходами; в) с внедрением новых моделей; г) с техническим сервисом (если речь идет о машинах или обору-
довании); д) много ли внимания и средств уделяют они рекламе своих изде-
лий; 3. Что собой представляет продукция конкурентов : а) основные характеристики ; б) уровень качества; в) дизайн; г) мнение покупателей. 4. Каков уровень цен на продукцию конкурентов. В общих чертах
(ориентировочно) их политика цен. Однако следует оценивать конкурентов предельно трезво, в против-
ном случае велик риск оказаться с репутацией плохого предпринимателя. - 5 - СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА Раздел должен быть содержательным, полезным и убедительным. Ос-
новная задача - объяснить потенциальным партнерам и инвеститорам ос-
новные элементы своего плана маркетинга ( этот документ используется и
для своего внутреннего пользования). Объем раздела составляет 3-4 страницы машинописного текста . К основным элементам плана маркетинга относятся: 1. Схема распространения товаров а) через собственные фирменные магазины; б) через оптовые организации. 2. Ценообразование а) методика определения цен на товары; б) ожидаемый уровень рентабельности на вложенные средства. 3. Реклама а) методы организации рекламы; б) величина средств, необходимых для реализации рекламы. 4. Методы стимулирования продаж а) за счет расширения сбыта; б) за счет новых форм привлечения покупателей. 5. Организация послепродажного обслуживания клиентов ( для техни- ческих товаров) а) методы организации службы сервиса; б) величина необходимых для этого финансовых ресурсов. 6. Формирование общественного мнения о фирме и товарах: разработка методик, позволяющих добиваться хорошей репутации своих товаров и самой фирмы в глазах общественности 7.В случае реализации товара за рубежом желательно привести све- дения об оценке патентоведами патентной чистоты этих товаров в странах их реализации. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА Главная задача данного раздела бизнес-плана доказать потенциаль-
ным партнерам реальность производства нужного объема товаров и в за-
данные сроки. Необходимо ответить на следующие вопросы: - 6 - 1.Место производства товаров на действующем или на вновь создава- емом предприятии. 2.Необходимые для этого производственные мощности и их рост из года в год. 3.Где и у кого, на каких условиях будет закупаться сырье, матери- алы и комплектующие. Какова репутация этих поставщиков и есть ли опыт работы с ними. 4.Предполагается ли производственная кооперация и с кем. 5.Возможно ли какое либо лимитирование объемов производства или поставок ресурсов. 6.Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести. Возможны ли при этом проблемы и какого рода. Данные этого раздела приводятся в перспективе на 2-3 года вперед,
а для крупных предприятий и на 4-5 лет. При этом рекомендуется составить схему производственных потоков
непосредственно на предприятии, на которой должно быть наглядно пока-
зано: а) откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и комплектующих изделий; б) в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию; в) как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия. На этой схеме должны быть отражены процессы контроля качества,
где сообщается: а) на каких стадиях и какими методами будет производиться конт- роль качества; б) какие стандарты будут при этом использованы. Завершает данный раздел бизнес-плана оценка возможных издержек
производства и ее динамика на перспективу. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН В разделе необходимо отметить, с кем предстоит организация нового
дела и как планируется налаживание с ним работы. При этом отправной
точкой должны быть квалифицированные требования, где указывается: а) какие именно специалисты (какого профиля, образования, опы- та) и с какой заработной платой необходимы для успешного ве- дения дел; - 7 - б) на каких условиях принимаются на работу специалисты (посто- янная работа, совместители (внешние эксперты)); в) есть ли возможность воспользоваться услугами какой-либо ор- ганизации по найму такого рода профессионалов; г) в случае, если часть персонала уже нанята, необходимо дать о своих сотрудниках краткие биографические данные: - квалификация - прежний опыт работы и его полезность для предприятия. Так же в этом разделе приводится и организационная структура
предприятия, которая отражает: а) кто и чем будет заниматься; б) взаимодействие всех служб друг с другом; в) координация и контроль их деятельности.
Целесообразно оговорить в этом разделе и вопросы оплаты труда руково-
дящего персонала и его стимулирования. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПЛАН Конкретное наполнение раздела зависит от выбранной формы органи-
зации, которую необходимо указать: а) частное владение; б) кооператив; в) государственное владение; г) совместное предприятие и так далее. ОЦЕНКА РИСКА И СТРАХОВАНИЕ Раздел разбит на две части : В первой предугадываются все типы рисков, с которыми авторы биз-
нес-плана могут столкнуться: пожары и землетрясения, забастовки и
межнациональные конфликты, изменения в налоговом регулировании и ко-
лебания валютных курсов, а также источники и момент их возникновения. Во второй части дается ответ на вопрос: как уменьшить риски и
потери. Ответ должен состоять из двух пунктов: 1.Указываются организационные меры профилактики рисков, разраба- тываются меры по сокращению этих рисков и потерь. 2.Приводится программа страхования от рисков. - 8 - В случае создания современной системы коммерческого страхования
в бизнес-планах указываются типы страховых полисов (может страховать-
ся любой шаг от покупки оборудования до обеспечения валютных средств
из-за спекулятивных колебаний курсов валют) и на какие суммы их пла-
нируется приобрести. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН Раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей
предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении. В данном
случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой
практики документов : 1.Прогноз объемов реализации. Основная задача дать представление о той доле рынка, которую
предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять
такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам: первый год - данные приводятся помесячно второй год - данные приводятся поквартально третий год - приводится общей суммой продаж за 12 месяцев. 2.Баланс денежных расходов и поступлений. Главная задача - проверить синхронность поступления и расходова-
ния денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при
реализации данного проекта. Полученная таким образом информация слу-
жит основой для определения общей стоимости всего проекта. Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной прора-
ботки его при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их
поступления от реализации продукции отражаются: первый год - помесячно второй год - поквартально третий год - в целом за 12 месяцев 3.Таблицу доходов и затрат. Задача данного документа показать, как будет формироваться и из-
меняться прибыль: - 9 - первый год - помесячно второй год - поквартально третий год - в целом за 12 месяцев Среди анализируемых показателей выделяются: а) доходы от продаж товаров; б) издержки производства товаров; в) суммарная прибыль от продаж; г) общепроизводственные расходы (по видам); д) чистая прибыль (строка в) минус строка г) ). 4.Сводный баланс активов и пассивов предприятия. Назначение - главным образом для специалистов коммерческих бан-
ков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных ти-
пов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать
создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на
начало и конец первого года реализации продукции. 5.График достижения безубыточности. Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства,
продажной цены и себестоимости продукции ( в разбивке на условно-пос-
тоянные и условно-временные издержки). Этот график приводится ниже. С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубы- - 10 -
точности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показы-
вающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен),
пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции.
Допускается несколько вариантов такого графика, соответсвующих разным
уровням цен на продукцию. СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ В разделе излагается план получения средств для создания или
расширения предприятия. При этом необходимо ответить на вопросы: 1.Сколько требуется средств для реализации данного проекта. Ответ на данный вопрос можно получить из предыдущего раздела
бизнес-плана "Финансовый план". 2.Источники финансовых ресурсов и форма их получения. Источниками могут служить: а) собственные средства; б) кредиты банков; в) привлечение средств партнеров; г) привлечение средств акционеров и так далее. 3.Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получения
инвесторами дохода на них. Рекомендуется включить в бизнес-план специальные расчеты, даю-
щие возможность определить срок окупаемости вложений. Формулы этих расчетов можно найти в соответсвующих справочных по-
собиях. - 11 - СОДЕРЖАНИЕ Резюме............................................2 Проектируемый продукт или вид услуг...............3 Оценка рынка сбыта................................3 Конкуренция.......................................4 Стратегия маркетинга..............................5 План производства.................................5 Организационный план..............................6 Юридический план..................................7 Оценка риска и страхование........................7 Финансовый план...................................8 Стратегия финансирования.........................10 Юрий Алексеевич Дмитриев Геральд Викторович Гутман Владимир Николаевич Краев

      ©2010