Критическое состояние экономики, в том числе денежного обращения нашей
страны, порождает множество предложений по исправлению сложившейся
ситуации, и в первую очередь, по части улучшения денежного хозяйства. И
это вполне естественно, потому что рыночная экономика - это денежная
экономика, и без наведения порядка в сфере денежных отношений добиться
устойчивого экономического роста невозможно. Спектр предлагаемых
усовершенствований весьма широк : от частных поправок до радикальных
изменений. Упоминается и хорошо известный россиянам термин «денежная
реформа», обычно с добавлением аргумента об «историческом опыте».
Следует отметить, что история денег в России действительно весьма
интересна и содержит немало поучительного, а кое-какие данные могут
представлять практический интерес и для сегодняшнего времени. Если
рассмотреть основные события в денежном обращении России за последние
150 лет, то выяснится существенная специфика России : в ней часто
происходили денежные реформы. За указанный период их было значительно
больше, чем в любой другой крупной стране с большим количеством
населения и объемом производства. Что же представляет из себя денежная
система нашей страны, и какие методы могут быть предложены для ее
усовершенствования?
В первом разделе данной курсовой рассматривается денежный рынок с
теоретической стороны. Рассматриваются три вопроса. Первый из них
«Понятие денежной системы», включающий в себя описание ее элементов и
ее типы. Второй вопрос - денежное обращение. В нем рассматриваются два
типа денежного оборота: наличный и безналичный. И третий вопрос -
денежно-кредитная политика, а именно ее цели, инструменты, с помощью
которых она осуществляется, и ее типы.
Во втором разделе курсовой рассматривается денежная система конкретной
страны - Российской Федерации. Это раздел состоит также из трех
вопросов. В первом вопросе описываются виды денежных знаков РФ. Второй
включает в себя методы, при помощи которых происходит регулирование
денежного обращения. Это регулирование осуществляет Банк России, поэтому
в этом вопросе рассматриваются инструменты денежно-кредитной политики
Банка России. Третий вопрос второго раздела содержит краткое описание
наличного и безналичного денежного обращения в РФ.
В третьем разделе рассматривается новая денежно-кредитная политика на
2001 год. Характеризуются итоги проведения денежно-кредитной политики в
2000 году, прогнозируется темп роста инфляции. предлагаются методы ее
усовершенствования, Методов большее количество. Но принесут ли они
ожидаемый результат?
Денежная система страны.
Понятие денежной системы.
Денежная система - такая форма организации денежного обращения, которая
юридически установлена государством, учитывает исторически сложившиеся
традиции и обеспечивает функционирование в стране всей финансовой
системы. Основными элементами денежной системы являются:
национальная денежная единица, т. е. принятая в данной стране за единицу
мера денег, в которой выражаются все цены товаров и услуг.
масштаб цен - весовое количество денежного металла, принятое в стране в
качестве денежной единицы, или покупательная способность этой денежной
единицы;
система эмиссии денег - законодательно установленный порядок выпуска
денег в обращение, а также сами учреждения, выпускающие деньги;
законодательно установленные формы денег - специфическая система
кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными
платежными средствами в наличном обороте данной страны;
валютный паритет, обеспечивающий соотношение национальной валюты с
валютами других стран;
институты денежной системы - государственные и негосударственные
учреждения, которые регулируют денежное обращение на законодательной
основе.
В современном мире существуют различные системы денежного обращения,
каждая из которых законодательно закреплена государством и отражает
исторические традиции страны.
Исторически человечество знает два основных типа денежного обращения:
систему обращения металлических денег, когда в обращении были
полноценные золотые и/или серебряные монеты, а кредитные деньги свободно
обменивались на денежный металл;
систему обращения кредитных и бумажных денег, которые перестали
обмениваться на золото, а само золото ушло из обращения.
Первая система канула в лету, вторая действует ныне во всех странах
мира с теми или иными особенностями.
Денежное обращение .
Денежное обращение - это движение денег при выполнении ими своих
функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию
товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. С углублением
общественного разделения труда и формированием общенациональных и
мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее
развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует
обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая
доходы различных классов. С помощью денег в наличной и безналичной
формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение
ссудного и фиктивного капиталов.
Денежный оборот страны представляет собой сумму всех платежей,
совершенных предприятиями, организациями и населением в наличной и
безналичной формах за определенный период времени.
Денежное обращение подразделяется на налично-денежное и безналичное.
Налично-денежное обращение - движение наличных денег. Средством
обращения и платежа в данном случае являются реальные денежные знаки,
передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в
других предусмотренных законодательством случаях. Оно обслуживается
банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими
билетами).
Налично-денежный оборот страны - это часть денежного оборота, равная
сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период
времени. Данный оборот в основном связан с поступлением денежных доходов
населения и их расходованием.
Безналичное обращение - это изменение остатков денежных средств на
банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком
распоряжений владельца счета в виде чеков, жироприказов, пластиковых
карточек, электронных средств платежа и других расчетных документов.
Различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и
финансовым обязательствам. К первой группе относятся безналичные расчеты
за товары и услуги, ко второй - платежи в бюджет и внебюджетные фонды,
погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со
страховыми компаниями.
Между налично-денежным обращением и безналичным существует тесная
взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в
другую. Поступления безналичных средств на счета в банке - непременное
условие для выдачи наличных денег. Поэтому безналичный оборот неотделим
от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный
оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.
С совершенствованием платежно-расчетных отношений менялось соотношение
между наличными и безналичными сферами денежного обращения. До конца XIX
в. Преобладали платежи наличными деньгами. В современных условиях
удельных вес наличных денег в общей массе денежных средств, особенно в
промышленно развитых государствах, невелик.
Безналичный оборот - это сумма платежей за определенный период времени,
совершенных без использования наличных денег путем перечисления денежных
средств по счетам клиентов в кредитных организациях или взаимных
расчетов. Данный оборот составляет значительную часть денежного оборота
страны.
В безналичных расчетах находит выражение безналичный денежный оборот.
Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении
оборачиваемости средств, сокращении наличных денег в обращении, снижении
издержек обращения.
Различия и особенности в организации безналичных расчетов обусловлены
историческим и экономическим развитием отдельных стран. Так, в
Великобритании раньше, чем в других странах, получили распространение
безналичные расчеты векселями и чеками. С 1775 г. здесь возникли
расчетные, клиринговые палаты - специальные межбанковские организации,
осуществляющие безналичные расчеты по чекам и другим платежным
документам путем зачета взаимных требований. Коммерческие банки - члены
расчетной палаты - принимают к оплате чеки, выписанные на любой банк или
его отделение.
Все чеки поступают в расчетную палату, где их сортируют и проводят зачет
несколько раз в день. Оплачивается только конечное сальдо расчетов через
счета в центральном банке. В ряде стран функции расчетных палат
выполняют центральные банки. Расчетные палаты существуют также при
товарных и фондовых биржах для взаимного зачета требований по
заключенным здесь сделкам, что значительно упрощает и ускоряет расчеты.
В США, Канаде, Великобритании, Франции, Италии широкое развитие получила
система чековых расчетов. В ряде стран континентальной Европы (Австрии,
Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Франции, Швейцарии) преобладают
жирорасчеты, которые представляют собой систему безналичных расчетов с
помощью дебетовых и кредитовых поручений, передаваемых по системам
межбанковской и почтовой связи. При системе жирорасчетов плательщик
выписывает приказ о снятии денег с его счета и переводе их на счет
получателя.
Одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов являются
также пластиковые карточки. Мировая практика показывает, что в настоящее
время при всем многообразии их видов в основном применяются пластиковые
карточки с магнитной полосой. Активная работа проводится и по внедрению
в оборот микропроцессорной карточки, обладающей более высокой степенью
защиты.
Расчетные операции относятся к числу важнейших банковских операций. Они
включают инкассовые, переводные и аккредитивные операции.
Денежно-кредитная политика:
цели, инструменты, типы.
Понятие денежно - кредитной политики, ее цели. Под денежно -
кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий,
предпринимаемых правительством в денежно - кредитной сфере с целью
регулирования экономики. Осуществляет ее центральный банк. Процесс
денежно - кредитного регулирования включает 2 этапа. На первом -
центральный банк воздействует на параметры денежно - кредитной сферы. На
втором - измененные параметры передаются в сферу производства.
Соответственно различают промежуточные и конечные цели денежно -
кредитной политики. Конечными целями являются: устойчивые темпы
экономического роста, высокий уровень занятости населения, относительно
стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны.
Приоритетной целью денежно - кредитной политики является стабилизация
уровня цен в стране.
Достичь заданных конечных целей можно, только правильно выбрав
промежуточные, ибо между ними существует тесная связь. Это объем
денежной массы, уровень процентной ставки, объем кредитов.
Инструменты денежно - кредитной политики. Эффективность монетарной
политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно -
кредитного регулирования. Прежде всего, они делятся на общие, влияющие
на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для
регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных
отраслей. Выделяют также косвенные (экономические) методы регулирования
и прямые (административные). Основными инструментами денежно - кредитной
политики являются: изменение учетной ставки, изменение норм обязательных
резервов, операции на открытом рынке.
Изменение учетной ставки - старейший метод денежно - кредитного
регулирования, с помощью которого центральный банк влияет на денежную
базу и ликвидность банков. Под ликвидностью понимается способность
коммерческих банков своевременно погашать свои обязательства в денежной
форме. Она зависит от объема имеющихся резервов, структуры депозитов,
возможности получить заем, экономической конъюнктуры.
Один из путей повышения ликвидности состоит в получении банком
кредита. Банк может взять заем у других коммерческих банков на
межбанковском рынке или у центрального банка через так называемое
учетное (дисконтное) окно. Центральный банк предоставляет ссуду, как
правило, под залог ценных государственных бумаг и взимает с заемщика
определенный процент. Норма этого процента называется учетной ставкой
(дисконтом).
Коммерческие банки прибегают к займам через учетное окно в двух случаях.
Во-первых, для пополнения обязательных резервов, если по каким-то
причинам они стали меньше требуемого уровня. Во-вторых, в том случае,
когда на денежные средства, взятые в центральном банке, коммерческий
банк может получить прибыль. Это будет возможно, если разница между
учетной ставкой и ставкой ссудного процента будет достаточно велика.
Изменение учетной ставки центральный банк использует для контроля за
объемом денежной базы и предложением денег. Если он хочет увеличить
денежную массу в стране, то понижает учетную ставку. Спрос коммерческих
банков на ссуды центрального возрастает, так как они становятся более
привлекательными, чем займы на межбанковском рынке. Предоставляя
денежные средства коммерческим банкам, центральный увеличивает на
соответствующую сумму резервы банков-заемщиков, расширяя денежную базу.
Эти резервы являются избыточными и банки могут использовать их для
выдачи ссуд, создавая тем самым новые деньги. Следовательно, понижение
учетной ставки приводит к росту предложения денег и расширению
кредитования экономики.
При повышении учетной ставки до такого уровня, когда она становится выше
ставки межбанковского рынка, коммерческие банки сокращают заимствование
средств у центрального банка. Это замедляет темпы роста или сокращает
предложение денег. Повышение учетной ставки соответственно приводит к
росту ставки процента на межбанковском рынке и «удорожает» кредит,
предоставляемый экономическим субъектам.
Инструментом, позволяющим регулировать банковскую ликвидность и объемы
кредитования, является изменение норм обязательных резервов.
Резервирование возникло в связи с необходимостью гарантирования
вкладчикам выплаты денег в случае банкротства банка. Однако кризис
1929-1933 гг. показал, что обязательные резервы в этой роли оказались не
эффективны. Для гарантирования возврата денег стали использовать
страхование вкладов, а обязательное резервирование является теперь одним
из основных инструментов денежно-кредитной политики. Центральные банки
могут применять его как ко всем инструментам кредитно-финансовой
системы, так и выборочно. В настоящее время резервирование обязательно
как для всех коммерческих банков, так и для других депозитных
институтов. Центральные банки обычно устанавливают целый ряд норм
обязательных резервов. В качестве критерия их дифференциации может быть
выбран состав банковских резервов. Так, если целью является рост
сбережений населения, то центральный банк может установить более низкие
нормы для срочных депозитов и более высокие для депозитов до
востребования.
В период инфляции центральный банк может повысить резервную норму.
Обычно банки в ответ на это одновременно увеличивают обязательные
резервы и сокращают выдачу ссуд. Понижение резервной нормы центральным
банком переводит часть обязательных резервов в избыточное и тем самым
увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем
кредитования, а значит, и предложение денег в стране.
При использовании такого инструмента денежно - кредитной политики
следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных
резервов вызывают значительные сдвиги в объеме резервов, масштабе и
структуре кредитных операций.
Наиболее важным инструментом контроля за денежным рынком являются
операции на открытом рынке, которые центральный банк использует в
качестве оперативного средства регулирования. Основным условием их
применения является наличие в стране развитого рынка ценных бумаг.
Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке - продаже
ценных государственных бумаг коммерческим банком, населению. При этом
объектом покупки - продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную
роль играют краткосрочные государственные бумаги. В процессе проведения
операций на открытом рынке центральный банк воздействует прежде всего на
величину денежной базы. При необходимости увеличить предложение денег
центральный банк начинает покупать ценные бумаги.
Если необходимо сократить денежную массу, центральный банк продает
ценные государственные бумаги коммерческим банкам, населению.
Для воздействия на денежную массу может быть использован и такой
инструмент денежно - кредитной политики, как покупка - продажа
центральным банком иностранной валюты. Такие операции, называемые
интервенциями на валютном рынке, влияют прежде всего на величину
денежной базы. Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает
свои валютные резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты,
наоборот, ведет к уменьшению денежной базы и предложения денег.
Наряду с косвенными инструментами денежно - кредитного регулирования
существуют и прямые методы контроля. В основном это лимиты,
устанавливаемые на процентные ставки, и прямое лимитирование кредитов.
Административный контроль над процентной ставкой может осуществляться
путем определения величины ссудного процента или его предельного
значения, процентной ставки по депозитам и сберегательным вкладам.
Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего
предела кредитной эмиссии (кредитного потолка). Общие (совокупные)
кредитные потолки устанавливаются в отношении общей суммы кредитов,
предоставляемых банковским сектором. Для всех коммерческих банков
устанавливаются одинаковые ограничения для темпов или объемов роста
кредита. В некоторых случаях ограничивается кредит только для
определенных секторов экономики. Выборочный кредитный контроль еще
называют селективным. К селективным методам денежно - кредитного
регулирования можно отнести также установление предельных лимитов по
учету векселей для отдельных банков, ограничение потребительского
кредита, контроль за ипотечным кредитом.
Виды денежно - кредитной политики. Как известно, основными
промежуточными целями денежно-кредитной политики являются процентная
ставка и денежная масса. Проблема в том, что центральный банк должен
выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух
автономно определенных целей, ибо, как следует из анализа равновесия
денежного рынка, каждой ставке процента соответствует определенная
денежная масса и наоборот. Поэтому центральный банк должен определить,
что он будет контролировать: ставку процента или объем денежной массы.
Различают виды денежно-кредитной политики в зависимости от ее конечных
целей. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика
кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег
путем ужесточения условий и ограничения объема кредитных операций
коммерческих банков. Политика «дорогих денег» является основным методом
антиинфляционного регулирования.
В периоды спада производства для стимулирования деловой активности
проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная
политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования,
ослаблении контроля за приростом денежной массы, увеличении предложения
денег.
Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики
исходя из состояния экономики страны. При разработке политики необходимо
учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия
и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время;
во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на
монетарные факторы нестабильности.
Денежная система РФ.
Виды денежных знаков.
Официальной денежной единицей РФ является рубль. Состоит из 100 копеек.
В России 2 вида денежных знаков - банкноты и монета. Их подделка
преследуется по закону. Банкноты и монета являются безусловными
обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.
Эмиссия - такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему
увеличению денежной массы в обращении. Эмиссия бывает наличная (на нее в
1997 г. приходилось 15-20% всей эмиссии Банка России) и безналичная.
Функции Банка России по эмиссии денег:
прогнозирование и организация производства, перевозки и хранения банкнот
и монеты;
утверждение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для
кредитных организаций;
создание резервных фондов банкнот и монеты;
установление признаков платежеспособности денежных знаков, порядка
замены поврежденных денежных знаков и их уничтожение;
определение порядка ведения кассовых операций.
С 1 января 1998 г. в 1000 раз изменилась нарицательная стоимость
российских денежных знаков и масштаб цен. Причины деноминации
заключались в необходимости сокращения издержек на печатание денег. К
тому же употребление цен со многими нулями вызывало определенные
неудобства.
Деноминация денежных знаков была произведена путем постепенной замены
денежных знаков через нормальные каналы денежного обращения (банки,
места реализации товаров и услуг). Основной принцип деноминации -
недопущение каких-либо потерь для владельцев денег.
Методы регулирования денежного обращения.
Регулирование денежного обращения в РФ возложено на Банк России. В
соответствии с Федеральным законом «О центральном банке Российской
Федерации» от 12 апреля 1995 г. основные инструменты денежно-кредитной
политики Банка России:
процентные ставки по операциям Банка России;
нормативы обязательных резервов;
операции на открытом рынке;
рефинансирование банков;
депозитные операции;
валютное регулирование;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения.
Процентные ставки по операциям Банка России. Последний может
устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам
операций. Процентные ставки Банка России- это минимальные ставки, по
которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования,
ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др.
Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные
процентные ставки. Примером могут служить депозитные операции этого
банка, которые осуществляются с 1997 г. Свободные средства коммерческих
банков принимались в депозит в январе-сентябре 1999 г. по фиксированной
ставке - от 0,6 до 28 % годовых (средневзвешенная ставка составила
18,02% годовых). В 1999 г. депозитные операции осуществлялись на
стандартных условиях на один день, на одну неделю, на дне недели. Банк
России ежедневно объявляет рынку процентные ставки по привлечению
средств в депозиты и заключает депозитные сделки.
Нормативы обязательных резервов - это беспроцентные обязательные
вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных
резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к
обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20%
обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно
изменены более чем на 5 пунктов.
В 1999 г. Банк России дважды принимал решение о повышении норматива
обязательных резервов:
в марте 1999 г. с 5 до 7% по привлеченным средствам юридических лиц;
в июне 1999 г. с 7 до 8,5% по привлеченным средствам юридических лиц, с
5 до 5,5% - по привлеченным средствам физических лиц в валюте РФ.
С 11 января 2000 г. нормативы обязательных резервов снова были повышены:
по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и привлеченным
средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - 10%;
по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады в валюте
РФ, - в размере 7,0%.
Эти резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств
кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное
назначение нормативов обязательных резервов - регулирование денежного
обращения.
Операции на открытом рынке - это купля - продажа Банком России
государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами
с совершением затем обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке
утверждается Советом директоров. Несмотря на временное прекращение
функционирования рынка ценных бумаг после августа 1998 г. Банк России не
отказался от этого метода регулирования денежного обращения. В сентябре
1998 г. Центральный банк РФ выпустил в обращение облигации Банка России
и начал операции с ними.
В 1999 г. Банк России продолжил работу по развитию операций на открытом
рынке. Целью этих операций было использование временно свободных
денежных средств на межбанковском кредитном рынке для выдачи
межбанковских кредитов без использования кредитов со стороны Банка
России.
Рефинансирование банков -это кредитование Банком России коммерческих
банков, в том числе и переучет векселей. Банк России устанавливает
процентную ставку рефинансирования. В 1996 г. ставка рефинансирования
была снижена со 160 до 48% годовых, в 1997 г. - с 48 до 21%. В связи с
финансовым кризисом ставка рефинансирования была увеличена в ноябре
1997 г. до 28% и в феврале 1998 г. до 42%. В мае 1998г. она достигла
максимума - 150%, с июня 1998 г. действовала ставка в размере 60%, с 10
июня 1999 г. - 55%. Причины таких резких скачков ставки рефинансирования
кроются в финансовом кризисе, начавшемся в ноябре 1997 г. Финансовый
кризис сопровождался сбросом государственных ценных бумаг нерезидентами,
их уходом с российского рынка ценных бумаг. Чтобы удержать нерезидентов,
Банк России увеличивал доходность государственных ценных бумаг, повышая
ставки рефинансирования, что в свою очередь привело к росту расходов по
обслуживанию государственного долга и в конечном счете к краху пирамиды
государственных ценных бумаг. Выпуск ГКО и ОФЗ был приостановлен в июле
1998 г. и возобновлен в декабре 1999 г.
До середины июня 1998 г. Банк России выдавал коммерческим банкам три
вида кредитов:
ломбардные - под залог государственных ценных бумаг, включенных в
Ломбардный список Банка России;
внутридневные - предоставлялись банкам в течение операционного дня при
наличии неисполненных платежных поручений;
однодневные расчетные кредиты - предоставлялись для завершения расчетов
в конце операционного дня путем зачисления кредита на корреспондентский
счет банка в расчетном подразделении Банка России.
Кредиты выдавались в пределах лимитов, определенных Банком России. С
марта 1998 г. коммерческим банкам стали выдаваться только обеспеченные
кредиты - под залог государственных ценных бумаг.
После 17 августа 1998 г. Центральный банк РФ стал предоставлять
кредитным организациям кредиты следующих видов:
кредит банку- санатору, осуществляющему санацию кредитной организации
(до 1 года);
кредит в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками (до 6
месяцев);
кредит на поддержку ликвидности (от 1 - 2 месяцев до 1 года);
кредит в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банка (до 1
года);
стабилизационный кредит (до 1 года);
Депозитные операции. Это операции по привлечению в депозиты (вклады)
средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные
денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное
давление на валютный рынок. В 1999 г. Банк России начал привлекать
денежные средства банков РФ на более длительные сроки - на 1 - 3 месяца.
С августа 1999 г. Банк России начал проводить депозитные операции «спот»
с датой привлечения депозита: «спот - некст», «спот - 1 неделя», «спот -
2 недели». С ноября 1999 г. Банк России приступил к проведению
депозитных аукционов со сроками депозитов 1 неделя, 2 недели, 1 месяц.
Валютное регулирование осуществлялось с помощью валютной интервенции,
под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на
валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарный спрос и
предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк
России продавал валюту из своих золотовалютных резервов.
Если предложение валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту.
Эти операции стали возможными благодаря значительным накоплениям
валютных ресурсов у Банка России. Валютные резервы должны
соответствовать мировому уровню, равному финансированию трехмесячных
объемов импорта.
Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России устанавливал
минимальные и максимальные границы прироста денежной массы на
контрольный срок. Начиная с 1995 г., Банк России устанавливал ежегодно
две промежуточные цели - предельные темпы прироста М2 и предельные
границы девальвации обменного курса рубля на доллары США.
Прямые количественные ограничения - установление лимитов на
рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных
банковских операций. Примером могут служить ограничения на проведение
валютных операций. Валютные операции могут производить только
уполномоченные банки, получившие от Банка России лицензию на проведение
таких операций.
Наличное и безналичное денежное обращение.
Налично-денежный оборот, представляющий совокупность платежей за
определенный период времени, отражает движение наличных денег как в
качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа. Сфера
использования наличных денег в основном связана с доходами и расходами
населения.
Налично-денежный оборот между предприятиями незначителен, так как
основная часть расчетов совершается безналичным путем.
Статьи 140, 861-885 Гражданского кодекса РФ предусматривают применение
на территории Российской Федерации платежей в наличной и безналичной
формах и раскрывают сущность и порядок осуществления основных форм
безналичных расчетов.
Установлен различный порядок расчетов с участием граждан в зависимости
от связи этих платежей с их предпринимательской деятельностью. С
участием граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью,
разрешено осуществлять расчеты как наличными деньгами без ограничения
сумм, так и в безналичной форме. Однако расчеты с гражданами, связанными
с предпринимательской деятельностью, должны производиться, как правило,
в безналичном порядке.
В настоящее время юридические лица вправе рассчитываться между собой
наличными деньгами, если суммы по одному платежу не превышают 10 тыс.
руб., а с предприятиями потребительской кооперации - если суммы не выше
15 тыс. руб. Платежи между юридическими лицами сверх указанной суммы
должны осуществляться в безналичном порядке.
Важную роль в стабилизации денежного обращения в нашей стране сыграло
утверждение Банком России 5 января 1998 г. Положение «О правилах
организации наличного денежного обращения на территории Российской
Федерации».
В соответствии с этими правилами организации, предприятия, учреждения не
зависимо от организационно-правовой формы (далее - предприятия) хранят
свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих
счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в
кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего
зачисления на счета этих предприятий. Денежная наличность сдается ими
непосредственно в кассы учреждений банков через объединенные кассы на
предприятиях. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на
договорных условиях через инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка
России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных
средств и других ценностей.
Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах
лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями
предприятиями. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается
учреждениями банков ежегодно всем предприятиям имеющим кассу и
осуществляющим налично-денежные расчеты, независимо от
организационно-правовой формы и сферы деятельности.
Предприятия должны сдавать в банк всю денежную наличность сверх
установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить
в кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи
заработной платы, выплат социального характера и стипендии не более 3
рабочих дней.
Важное значение имеет согласование предприятиями с обслуживающими
учреждениями банков сроков выдачи денежной наличности на заработную
плату, выплаты социального характера и на стипендии. Для равномерного
использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных
средств в учреждениях банков ежегодно составляется календарь выдач
наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и
стипендии на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты
зарплаты.
Территориальные учреждения Банка России на основании получаемых от
учреждений банков материалов ежегодно составляют календарь выдач
наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и
стипендии по республике, краю, области (по месяцам) и в срок до 29 марта
и 29 сентября высылают Банку России для свода в целом по РФ.
Выдачи наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счет
текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций.
Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных
денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан
территориальные учреждения Банка России или по их поручению
расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации
и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в
операционной кассе на конец дня.
В целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет
своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий
учреждения банков не реже одного раза в два года проверяют соблюдение
определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с
денежной наличностью.
Территориальные учреждения Банка России контролируют работу учреждений
банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению
предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной
наличностью в соответствии с указанным выше Положением.
Безналичный денежный оборот. В России установлено несколько форм
безналичных расчетов, которые предприятия могут выбирать по своему
усмотрению. Это расчеты платежными поручениями, платежными требованиями
- поручениями, аккредитивами, чеками и векселями.
Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение - это поручение
хозяйствующего субъекта о перечислении определенной суммы с его счета на
счет другого хозяйствующего субъекта.
Платежное поручение действительно в течение 10 дней со дня выписки (день
выписки в расчет не принимается). Поручения принимаются банком только
при наличии средств на счете. Расчеты платежными поручениями
используются при равномерных и постоянных поставках товаров, при
авансовых платежах, частичных платежах по крупным сделкам, для перевода
денежных средств через предприятия связи (пенсии, заработная плата и
т.п.), по нетоварным операциям (платежи в бюджет, погашение банковских
ссуд и т.п.) и др.
Расчеты платежными требованиями - поручениями. Платежное требование -
поручение - это расчетный документ, содержащий требование продавца к
покупателю оплатить стоимость поставленных по договору товаров на
основании направленных ему расчетных и отгрузочных документов.
Расчеты аккредитивами. Аккредитив - условное денежное обязательство
банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца, по
которому банк - эмитент может произвести платеж продавцу при выполнении
им условий аккредитива. Аккредитивы бывают документарные и денежные.
Денежный аккредитив - именной документ, адресованный банком - эмитентом
другому банку и содержащий приказ о выплате денег в определенный срок.
Документарный аккредитив используется для расчета за товары.
Расчеты чеками регламентируются Положением о чеках, утвержденном
постановлением Верховного Совета РФ от 13.02.1992 г. Расчетный чек -
документ, содержащий приказ владельца счета банку о выплате указанной в
нем суммы определенному лицу. Чек обязательно должен иметь покрытие. Чек
является ценной бумагой.
Чеки действительны в течение десяти дней, не считая дня выписки. Чек,
выписанный в иностранном государстве, подлежит оплате на территории
России в течение 70 дней, а чек, выписанный на территории государств -
членов СНГ, - в течение 20 дней.
Расчеты векселями. Операции с векселями регламентируются Положением о
переводном и простом векселе, утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР
«О введении в действие Положения о переводном и простом векселе» от
7.08.1937 г. №104/1341 и Федеральным законом «О переводном и простом
векселе» от 11.03.1997 г. №48-ФЗ.
Вексель - это ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное
обязательство векселедателя выплатить векселедержателю определенную
сумму при наступлении предусмотренного векселем срока.
Вексель может быть выписан в любой валюте. Если он выписан в иностранной
валюте, то попадает в разряд валютных ценностей.
Новая денежно-кредитная политика
на 2001 г.
21 сентября 2000 г. на заседании Правительства РФ был рассмотрен вопрос
«О проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной
политики на 2001 г.». На последовавшем затем брифинге заместитель
председателя Банка России Т.В. Парамонова рассказала о главных
особенностях проводимой ЦБ линии в денежно-кредитной сфере.
Было отмечено, что Основные направления представлены в Правительство
раньше, чем обычно. По Закону о ЦБ, подобный документ должен быть
представлен в Госдуму до 1 октября, а окончательный вариант - к 1
декабря. Представленный документ - лишь вариант того сценария развития
денежно-кредитной политики, который может быть реализован в 2001 г.
Такое раннее представление документа дает то преимущество, что при
рассмотрении совместно с проектом бюджета на следующий год обеспечивает
возможность лучше проанализировать макроэкономическую ситуацию в трех ее
основных аспектах: денежном фискальном и структурном.
Если коротко охарактеризовать итоги проведения денежно-кредитной
политики в 2000 г., то следует отметить, что темпы инфляции ожидаются в
пределах запланированных 18%. Темп роста ВВП, первоначально
прогнозируемый в пределах 1,5%, ожидается более высоким. Соотношение
основных макроэкономических показателей складывается значительно более
благоприятное, чем предполагалось в прогнозе на 2000 г. Кроме того,
проявился и ряд других положительных факторов - повысилась занятость и
доходы населения, возросли инвестиции - все это отмечалось не только
российскими аналитиками, но и международными экспертами.
Вместе с тем различные средства массовой информации дают противоречивые
оценки результатам проводимой в текущем году кредитно-финансовой
политики - росту денежной массы, уровню ликвидности банковской системы и
т. д. Поэтому Т.В.Парамонова остановилась на основных моментах, которые
помогут понять позицию Банка России при реализации денежно-кредитной
политики.
Первое - это плавающий курс рубля, введенный Банком России и
Правительством после кризиса 1998 г. и в наибольшей степени
соответствующий тем процессам, которые должны быть поддержаны в нашей
стране. Плавающий валютный курс означает, что Правительство и ЦБ не
берут на себя обязательство обозначить курс, заранее его объявить, а
лишь сглаживают наиболее резкие его колебания, происходящие под
воздействием различных факторов конъюнктурного характера. Видно, что в
текущем году поддерживается весьма стабильный курс рубля, происходит
некоторое укрепление его по отношению к доллару, растут золото -
валютные резервы ЦБ и Минфина - их уровень находится на рекордных
значениях за многие годы. Поэтому денежная база обеспечена золото -
валютными резервами и те инфляционные ожидания, которые наблюдались в
экономике, постепенно снижаются и, несмотря на то, что ряд условий для
инфляции (в том числе некоторые немонетарные факторы) сохраняются, будет
проводиться политика последовательного снижения темпов инфляции.
Следующий момент - изменение структуры денежной массы. В первую очередь
происходит увеличение срочных депозитов, что очень важно, ускоряется
обращение денег. Это положительно скажется и на темпе инфляции, и на
макроэкономической политике в целом.
Еще один важный, часто дискутируемый вопрос - это вопрос об «избыточной
денежной ликвидности». Т.В. Парамонова отметила, что уровень свободных
остатков средств на счетах (ежедневной действительно свободной
ликвидности) стабилен, он сложился в последние годы после кризиса 1998
года в пределах 13-14% к уровню остатков по корсчетам и соответствует
уровню трансакционных денег, которые необходимы банкам для осуществления
платежей и соответствуют тому уровню рисков, которые реально существуют
в коммерческих банках. Поэтому уровень ликвидности, по мнению Банка
России, адекватен реальному положению вещей.
ЦБ применяет много различных инструментов при проведении своей политики,
но ведущими инструментами в последнее время являются те, которые
направлены на связывание избыточной ликвидности, прежде всего, депозиты.
Размер депозитов в ЦБ определяется силой платежного баланса; поскольку
платежный баланс является достаточно сильный, то размер депозитов
увеличивается, одновременно заметно снизился уровень процентных ставок.
Как известно, уровень ставки рефинансирования ЦБ заметно снизился,
понизился уровень ставок межбанковского рынка, уровень ставок
коммерческих банков при предоставлении кредитов своим клиентам также
упал и находится на достаточно низком уровне.
Перечисленные факторы в основном предопределили выводы при анализе
положения, которое может сложиться в 2001 году. Конечно, в учет
принимались и возможные изменения мировых цен на нефть и основные
экспортные товары. Оценки Банка России в отношении возможностей роста
ВВП совпадают с оценками Правительства (до 5%). Предусматривается
сохранить плавающий режим курсообразования, но изменится характер
денежно-кредитной политики, в рамках которой применяется плавающий курс.
Имеется в виду, что раньше перед страной стоял вопрос и накопления
резервов, и недопущения излишнего укрепления рубля (чтобы не снизить
конкурентоспособность российской экономики), и избежания слишком сильной
девальвации в начале года (потому что возобладали некоторые временные
факторы), что потребовало от ЦБ проведения гибкой, взвешенной политики.
В будущем году политика станет более точной, поскольку инфляционные
ожидания имеют тенденцию к снижению, и темп инфляции в 2001 году
прогнозируется в диапазоне 12-14%. Это вполне достижимый уровень при
осуществлении мер по координации деятельности ЦБ и Правительства в
проведении денежно-кредитной политики, бюджетной и структурной политики.
ЦБ считает, что структурные меры должны быть в значительной мере
активизированы и в будущем году, необходимо также усилить роль
финансовых посредников в трансформации элементов денежно-кредитной
политики и доведении ее до реального сектора. Не только банки, но и
пенсионные и страховые фонды должны сыграть более значимую роль.
В будущем году будут применяться уже действующие инструменты
денежно-кредитной политики. Возможно расширение того эксперимента,
который проводится в Санкт-Петербурге по рефинансированию банков под
залог векселей первоклассных эмитентов-предприятий, хотя, не ожидается,
что таких примеров будет много. Но сам механизм будет отрабатываться.
В отношении облигаций можно сказать с уверенностью, что такой инструмент
должен быть у Банка России. В каких количествах, когда они будут
применяться - это вопросы конкретного регулирования денежно-кредитной
сферы. Безусловно, этот инструмент будет обращаемым на рынках, сможет
служить залогом при операциях кредитования между банками.
На заседании Правительства была поддержана идея внесения законопроекта
об освобождении ценных бумаг ЦБ от налогообложения. Если все это будет
реализовано, будет поддержано право выпуска Центробанком ценных бумаг,
то появится возможность проводить более гибкую денежно-кредитную
политику, чем в текущем году, а методы регулирования в этой сфере станут
более тонкими и эффективными.
Заключение.
Видимое благополучие макроэкономических показателей порождает
оптимистические прогнозы и надежды на скорое выздоровление российской
экономики и ее быстрый рост. Они могут оправдаться при осуществлении
правильной политики, опирающейся на понимание закономерностей
экономической динамики и учитывающей опыт прошлых ошибок. Но если
политика государства останется пассивной, то вполне вероятно повторение
траектории развития 1996-1998 гг.
Денежное обращение в России, разумеется нуждается в оздоровлении, без
этого не добиться реального экономического подъема. Но не следует в
нынешних условиях проводить каких-либо радикальных денежных реформ,
включая и возврат к золотому стандарту.
С традициями радикализма укрепить доверие экономических субъектов и
всего населения к деньгам весьма затруднительно. Укрепление же этого
доверия и является главной задачей денежной политики в России.
Нужны аккуратные, но твердые меры, направленные на постепенное
вытеснение бартера, зачетов, денежных суррогатов, сокращение общей суммы
внутренней задолженности. Система расчетов в России стала каким-то
вариантом финансового рынка, она приносит крупные доходы, а не простые
минимальные комиссионные, как в цивилизованном обществе. Все это должно
быть устранено. Сдерживание инфляции и снижение уровня процентных ставок
во всех секторах финансового рынка - важнейшее условие укрепления
российских денег. Из других мер на макроуровне следует назвать повышение
показателя «монетизации», регулирование валютного курса рубля и борьбу с
«бегством» капитала, сокращение долларизации внутреннего оборота с
перспективой полного вытеснения доллара из этой сферы. Все это хорошо
известно, но ситуация улучшается очень медленно, а иногда и ухудшается.
Вот это и есть главная проблема: диагноз давно поставлен, но лечение
запаздывает. Денежная реформа для данной обстановки не является
подходящим методом оздоровления, разговоры о ней только отвлекают
внимание от названных вопросов.
При благоприятном развитии экономики в ближайшем будущем Россия могла бы
попытаться создать рублевую зону из числа стран, входящих в СНГ,
организовать что-то вроде платежного союза и придать рублю некоторые
функции международной валюты. Это послужило бы средством укрепления
рубля и во взаимоотношениях со странами развитой рыночной экономики. Но
все зависит от создания надежного денежного обращения внутри самой
России. Шансы на повышение значимости рубля еще сохраняются, но
реализовать их удастся только в случае достижения реальных успехов в
денежной политике в ближайшие 2-3 года.
Список используемой литературы:
Базылева Р.Г., Гурко А.С. «Макроэкономика» 2000 г.
Дадашев А.З., Черник Д.Г. «Финансовая система России» учебное пособие,
1997 г.
Дробозин Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. и др. «Финансы, денежное
обращение. Кредит» учебник для ВУЗов, 1997 г.
Жуков Е.Ф. «Деньги. Кредит. Банки.» 2000 г.
Ковалева А.М. «Финансы», учебное пособие.
Козырев В.Ш. «Основы современной экономики», М., 2000 г.
Колпакова Г.М. «Финансы. Денежное обращение. Кредит.», М., 2000 г.
Кравцова Г.И. «Деньги. Кредиты. Банки», 1994 г.
Лаврушин О.И. «Деньги, кредиты, банки» учебник для ВУЗов, 1998 г.
Лукашевич В., Ярцев М. «Деньги, банки и денежно-кредитная политика»,
1994 г.
Нуреев Р.М. «Деньги, банки и денежно-кредитная политика», 1995 г.