Основная цель аудита – проверка бухгалтерской отчетности с целью
выражения мнения по ее результатам. Эта проверка требует применения
определенных приемов и методов.
Требуется:
Исходя из вышеназванного, объяснить, зачем аудитор выполняет следующие
процедуры:
Оценивает систему внутреннего контроля;
Проверяет систему ведения учетных записей;
Проверяет документы на предмет разрешенности отраженных в них операций;
Ищет подтверждения (доказательства) отдельных положений;
Выполняет тесты на соответствие и по существу.
Задание №1:
Цели внешнего и внутреннего аудита.
Аудиторская деятельность - аудит представляет собой
предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по
обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской
проверки экономического субъекта;
е) неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских
проверок или оказания аудиторских услуг.
Аннулирование лицензий по иным основаниям не допускается.
Осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской
деятельности без полученной в установленном порядке лицензии
влечет за собой взыскание с указанных лиц на основании решения
суда (арбитражного суда) по искам, предъявляемым прокурором,
органами федерального казначейства, органами государственной
налоговой службы и органами налоговой полиции:
полученных в результате незаконной деятельности доходов - в
пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размерах
понесенных этими заказчиками расходов;
штрафа в пределах от 500- до 1000-кратного размера
установленной законом минимальной оплаты труда - в доход
республиканского бюджета Российской Федерации.
Кроме того, орган, уполномоченный выдавать лицензии на
осуществление аудиторской деятельности, вправе обратиться в
арбитражный суд с иском о ликвидации указанного юридического лица.
Аудитор и аудиторская фирма вправе обжаловать решение об
отказе в выдаче лицензии и о ее аннулировании в установленном
порядке в суд или арбитражный суд.
Аудиторы и аудиторские фирмы несут в установленном порядке
ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации
при осуществлении аудиторской деятельности.
Имущественные споры экономических субъектов и аудиторов
(аудиторских фирм) разрешаются судом, арбитражным или третейским
судом.
Задание №2:
Исходные данные:
Основная цель аудита – проверка бухгалтерской отчетности с целью
выражения мнения по ее результатам. Эта проверка требует применения
определенных приемов и методов.
Требуется:
Исходя из вышеназванного, объяснить, зачем аудитор выполняет следующие
процедуры:
Оценивает систему внутреннего контроля;
Проверяет систему ведения учетных записей;
Проверяет документы на предмет разрешенности отраженных в них операций;
Ищет подтверждения (доказательства) отдельных положений;
Выполняет тесты на соответствие и по существу.
1.1. Аудитор обязан оценивать систему внутреннего контроля
экономического субъекта не менее чем в следующие три этапа:
а) общее знакомство с системой внутреннего контроля;
б) первичная оценка надежности системы внутреннего контроля;
в) подтверждение достоверности оценки системы внутреннего
контроля.
Аудиторские организации могут принять решение о применении в
своей деятельности большего количества этапов оценки системы
внутреннего контроля, чем три вышеупомянутые, проводить оценку
более детально и тщательно, чем предписывается в данном разделе.
1.2. Общее знакомство с системой внутреннего контроля
1.2.1. Аудиторской организации в начале работы следует
получить общее представление о специфике и масштабе деятельности
экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета. По
итогам первоначального знакомства аудиторская организация должна
принять решение о том, может ли она в своей работе вообще
полагаться на систему внутреннего контроля экономического
субъекта, подлежащего проверке.
1.2.2. В случае, если аудиторская организация примет решение о
том, что она не может полагаться в своей работе на систему
внутреннего контроля экономического субъекта, она должна
планировать аудит таким образом, чтобы аудиторское мнение не
основывалось на доверии к этой системе. Это может быть сделано,
когда надежность системы внутреннего контроля оценивается
аудитором как "низкая" или когда аудитору более удобно или
экономически оправдано не полагаться на эту систему.
1.2.3. В том случае, если по итогам общего знакомства с
системой внутреннего контроля экономического субъекта аудиторская
организация примет решение о том, что она может сделать попытку
полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля, ей
следует осуществить первичную оценку надежности системы
внутреннего контроля.
1.3. Первичная оценка надежности системы внутреннего контроля
1.3.1. Процедура первичной оценки надежности системы
внутреннего контроля осуществляется на основе методики и приемов,
которые аудиторские организации разрабатывают самостоятельно, но с
учетом требований настоящего Правила (Стандарта) аудиторской
деятельности.
1.3.2. В ходе процедуры первичной оценки надежности системы
внутреннего контроля аудитор обязан принимать во внимание, что:
а) следует проверять на предмет надежности средств контроля
бухгалтерскую и хозяйственную документацию экономического субъекта
всего отчетного периода, а не только избранных периодов времени;
б) при проверке необходимо уделить большее внимание тем
периодам, деятельность в которых имела особенности или различия по
сравнению с деятельностью, типичной для всего периода в целом;
в) оценка надежности всей системы внутреннего контроля и (или)
отдельных средств контроля как "низкой" не исключает возможности
оценки надежности других отдельных средств контроля как "средней"
или "высокой".
1.3.3. По итогам процедуры первичной оценки надежности
аудиторская организация может оценить надежность всей системы
внутреннего контроля и (или) отдельных средств контроля как
"среднюю" или как "высокую". В этом случае аудиторская организация
должна планировать аудиторские процедуры исходя из этого
предположения, но не должна доверять данной системе абсолютно.
1.3.4. В том случае, если по итогам процедуры первичной оценки
аудиторская организация оценит надежность системы внутреннего
контроля в целом и (или) отдельных средств контроля как "низкую",
она обязана констатировать это и в дальнейшем планировать
аудиторские процедуры соответствующим образом.
1.4. Подтверждение достоверности оценки системы внутреннего
контроля
1.4.1. Аудиторская организация, принявшая по итогам процедуры
первичной оценки решение о доверии системе внутреннего контроля и
(или) отдельным средствам контроля, обязана в ходе аудиторской
проверки осуществлять процедуры подтверждения достоверности этой
системы.
1.4.2. Процедуры подтверждения достоверности системы
внутреннего контроля и (или) отдельных средств контроля
осуществляются на основе методики и приемов, которые
разрабатываются аудиторской организацией самостоятельно, но с
учетом требований настоящего Правила (Стандарта) аудиторской
деятельности.
1.4.3. В том случае, если аудиторская организация в ходе
процедур подтверждения надежности придет к выводу о том, что
оценка надежности системы внутреннего контроля в целом и (или)
каких-либо отдельных средств внутреннего контроля окажется ниже
той, которая была получена в ходе первичной оценки, она обязана
соответствующим образом скорректировать порядок осуществления
других аудиторских процедур, чтобы в целом повысить достоверность
своих выводов по результатам проведения аудита.
1.5. Аудиторские процедуры, проводимые для проверки
работоспособности и надежности системы внутреннего контроля и
отдельных средств контроля, называются тестами средств контроля.
1.6. Все этапы оценки системы внутреннего контроля должны
надлежащим образом документироваться с указанием аргументов,
которыми руководствовалась аудиторская организация, давая
соответствующую оценку надежности всей системе или отдельным
средствам контроля или принимая решение, оказывающее влияние на
планирование аудиторских процедур.
2.1. Аудитор в ходе планирования и непосредственного
проведения аудиторской проверки обязан достичь понимания системы
бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта.
2.2. Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в
себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах
хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта:
а) учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского
учета;
б) организационная структура подразделения, ответственного за
ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской
отчетности;
в) распределение обязанностей и полномочий между работниками,
принимающими участие в ведении учета и подготовки отчетности;
г) организация подготовки, оборота и хранения документов,
отражающих хозяйственные операции;
д) порядок отражения хозяйственных операций в регистрах
бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких
регистров;
е) порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности
на основе данных бухгалтерского учета;
ж) роль и место средств вычислительной техники в ведении учета
и подготовки отчетности;
з) критические области учета, где риск возникновения ошибок
или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;
и) средства контроля, предусмотренные в отдельных областях
системы учета.
2.3. Аудиторская организация в ходе аудиторской проверки
обязана проверить соответствие организации системы бухгалтерского
учета проверяемого экономического субъекта действующим нормативным
документам и отразить в рабочей документации аудитора случаи
отмеченных нарушений.
2.4. Следует иметь в виду, что система бухгалтерского учета
экономического субъекта может считаться эффективной, если в ходе
фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования:
а) операции в учете правильно отражают временной период их
осуществления;
б) операции в учете зафиксированы в правильных суммах;
в) операции правильно и в соответствии с действующими
нормативными положениями и учетной политикой отражены на счетах
бухгалтерского учета;
г) зафиксированы детали операций, имеющие существенное
значение для учета и отчетности;
д) ограничена возможность появления злоупотреблений.
2.5. В ходе аудиторской проверки необходимо ознакомиться с
внутренними документами проверяемого экономического субъекта,
касающимися организации, постановки и ведения бухгалтерского
учета, и определить, в какой мере реальное состояние дел
соответствует положениям вышеперечисленных документов. В
необходимых случаях для такой сверки рекомендуется прослеживать
движение отдельных сумм в учете от первичных документов до их
вклада в отчетные документы.
3. Крайне важен для аудитора анализ документов на предмет
разрешенности отраженных в них операций.
Проверка документов:
3.1. Документальная информация может быть внутренней,
внешней, либо внутренней и внешней одновременно. Документы,
подготовленные и обработанные внутри экономического субъекта,
являются внутренними. Степень доверия аудиторской организации
зависит от надежности средств внутреннего контроля за подготовкой
и обработкой таких документов. Более убедительными, чем
внутренние, являются внешние документы - документы, подготовленные
и отправленные экономическому субъекту третьими лицами.
3.2. Проверка документов заключается в том, что аудитор
должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого
рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и
проследить отражение операции в учете вплоть до того первичного
документа, который должен подтверждать реальность и
целесообразность выполнения этой операции. Например, при
тестировании
системы внутреннего контроля - различные документы, позволяющие
подтвердить существование внутреннего контроля, при тестировании
счетов - записи или документы, служащие обоснованием сальдо или
оборотов по счетам.
4. Подтверждение – один из методов аудиторских доказательств.
4.1. Для получения информации о реальности остатков на