Зарудный И.П.
Зарудный И.П.

Зарудный
Иван Петрович
Годы
жизни: Вторая половина XVII века - 1727 г.
Архитектор
Прибыл
в Москву, видимо, с Украины. Сведения об учении и ранних работах отсутствуют.
Имел мастерскую, выполнявшую резьбу по дереву. С 1707 г.- суперинтендант всей
российской церковной живописи. Первый представитель барокко в России.
Мастерской Зарудного принадлежит ряд иконостасов в формах "южного барокко",
из которых наиболее известен иконостас Петропавловского собора в Петербурге.
В
Москве достоверна лишь одна работа Зарудного - церковь Архангела Гавриила на
Чистых прудах, так называемая "Меншикова башня"; ему приписывают ряд
работ, сходных по манере с Меншиковой башней: церковь Петра и Павла на
Новобасманной ул., церковь Иоанна Воина на Якиманке, палаты дьяка Аверкия
Кириллова на Берсеневской набережной.
Меншикова
башня
Церковь
Архангела Гавриила
Дата
создания: 1705 г. - 1707 г.
Материал,
техника: кирпич, белый камень, штукатурка
Меншикова
башня построена вместо старой трехшатровой церкви Архангела Гавриила XVII в. на
средства А. Д. Меншикова. Сооружена по типу крестчатый в плане, многоярусных
храмов "московского барокко", но трактовка форм и деталей целиком
принадлежит уже новой, петровской архитектуре. Первоначально четверик башни нес
три сквозных арочных восьмерика со звоном, завершавшихся шпилем с фигурой
ангела, но в 1723 г. верхний деревянный восьмерик, где были установлены часы с
курантами английской работы, сгорел и уже не был возобновлен при достройке
башни в 1770-х гг. (это не только уменьшило высоту башни, раньше возносившейся
выше Ивана Великого на полторы сажени (3,2 л), но и сказалось на стройности ее
пропорций и общей устремленности ввысь). Оставшиеся два восьмерика в 1773 г.
были завершены главой.
Весь
облик церкви Архангела Гавриила говорит о влиянии на ее архитектуру светского
дворцового зодчества (балконы над входными портиками со свободно стоящими
колоннами, тройные двусветные окна, обилие скульптурного декора и т.д.). В
обработке стен применен классический ордер (причем фасады низа башни решены на
сопоставлении большого и малого ордеров прием новый в московском
строительстве). Грани восьмериков как бы накрыты сдвоенными пилястрами, что
смягчает резкость очертаний их объемов; карниз основания башни и четверика
имеет посередине на каждом фасаде полукруглое фронтонное завершение. Все эти
новшества очень быстро привились в архитектуре Москвы первой половины XVIII в.
Но
особенно удачной находкой зодчего были массивные волюты главного фасада эти
своеобразные контрфорсы, выступающие из основного объема и подчеркивающие его
мощь. Меншикова башня произведение более барочное, чем храмы "московского
барокко". Ее зодчий стремится к усложнению форм, к их пластичности и
многоплановости, отходя от плоскостной трактовки стены своих предшественников;
одновременно он пытается смягчить переходы между ярусами, нивелируя тем самым
ярусность построения башнеобразного храма и добиваясь слитности всех
составляющих его объемов, пронизанных единым порывом в высоту.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
|