Воронихин А.Н.
Воронихин А.Н.

Воронихин
Андрей Николаевич
Годы
жизни: 1759 г. - 21.02.1814
Архитектор
Творчество
Андрея Никифоровича Воронихина открывает важный этап развития русского зодчества,
именуемый высоким классицизмом. Созданный архитектором Казанский собор явился
первым на берегах Невы ансамблевым зданием в широком градостроительном
значении. Неповторимый классический облик города немыслим без другого
произведения зодчего - здания Горного кадетского корпуса (с 1866 г. Горный
институт). Возведенные Воронихиным строения украшают пригороды Петербурга -
Павловск и Петродворец.
Андрей
Никифорович Воронихин родился 17 октября 1759 г. на Урале, в Новом Усолье
Соликамского уезда Пермской губернии. Его отец Никифор Степанович и мать
Пелагея Ивановна были крепостными графа А. С. Строганова. Сведения о детстве,
юности и первых годах самостоятельного творчества будущего зодчего очень
скудны. Первоначальное образование Воронихин получил в родных краях - в селе
Ильинском, в строгановской иконописной мастерской Гаврилы Юшкова, куда попадали
в возрасте 6-7 лет. Здесь он овладевал основами иконописных знаний, а к 13-14
годам начал проявлять пристальный интерес к архитектуре.
Способности
его не остались без внимания Строгановых. В 1777 г. талантливого юношу
отправили в Москву для дальнейшего овладения профессией. Воронихин попал в
архитектурную команду выдающегося русского зодчего В. И. Баженова. Вскоре он
обратил на себя внимание другого ведущего архитектора Москвы - М. Ф. Казакова,
предсказавшего ему большое будущее. По сохранившимся документам можно
предположить, что Воронихин принимал участие в росписи сеней Троице-Сергиевой
лавры в 1778 г.
В
конце 1779го или в начале следующего года по распоряжению А. С. Строганова
Воронихин впервые приехал в Петербург.
Выписав
из Парижа по рекомендации знаменитого французского философа-просветителя Дени
Дидро для своего сына Павла Строганова учителя Жильбера Ромма, А. С. Строганов
решил дать такое же домашнее воспитание и образование своему талантливому
крепостному. Под руководством Ромма Воронихин получает систематические знания
по истории, математике и естественным наукам.
В
систему такого домашнего образования, практиковавшегося в аристократических
семьях, входили длительные путешествия по России и за границу в сопровождении
учителя. Совершив путешествие по России, Украине и Крыму, Воронихин вернулся в
Петербург, а получив вольную в 1786 г., отправился в Швейцарию и Францию, где
продолжал знакомство с памятниками архитектуры, изучал достижения современных
инженеров и зодчих.
После
возвращения из-за границы в Петербург в конце 1790 г. Воронихин по-прежнему
живет в Строгановском дворце. В это время дворец окончательно перестраивается и
заново отделывается по проекту архитектора и инженера Ф. И. Демерцова. В 1793
г., после окончания отделочных работ во дворце, Воронихин написал большую
акварель, где изображена Картинная галерея, за что получил первое академическое
звание - "назначенного" в академики. В дальнейшем его жизнь будет
неразрывно связана с Академией художеств.
Следующими
работами Воронихина явились перестройки дачи А. С. Строганова и сооружение
пристани, строительство малой дачи, предназначавшейся для П. А. Строганова,
благоустройство парка между Большой Невкой и Черной речкой в Новой деревне. Эти
работы были выполнены в основном в 1795-1796 гг.
Первый
государственный заказ Андрей Никифорович получил в 1800 г. в связи с
реконструкцией Большого грота и ковша Самсона в Петергофе. Архитектору
поручается разработка проекта перестройки колоннад возле ковша. Эта работа
позволила ему окончательно утвердиться в звании архитектора, хотя к тому
времени он уже получил должность адъюнкт-профессора Академии художеств по части
архитектуры.
1800
г. явился переломным в жизни и творчестве Воронихина: был утвержден проект Казанского
собора. 3 декабря создается Комиссия по построению Казанского собора во главе с
А. С. Строгановым, а в следующем году Андрей Никифорович начинает его
строительство.
В
конце 1801 г. он женится на англичанке Мэри Лонд, после чего переезжает из
Строгановского дворца в один из домов вблизи строящегося Казанского собора.
1
января 1811 г. создатель Казанского собора был награжден орденом Святого
Владимира 4-й степени, дававшим право на потомственное дворянство, а 26
сентября того же года по освящении собора "пожалован кавалером ордена
Святой Анны 2 класса, украшенным бриллиантами, а также пенсиею".
Из
неосуществленных градостроительных замыслов Воронихина значительный интерес
представляет проект татарского подворья. В сущности это архитектурный ансамбль,
задуманный с большим размахом на достаточно обширной территории.
В
начале XIX в. Воронихин выполнял работы в Фонтанном доме графа Шереметева (наб.
р. Фонтанки, 34).
Еще
выше, на Фонтанке, 18, сохранился дом князя А. Н. Голицына - сравнительно
небольшое трехэтажное здание, отмеченное со стороны реки четырехколонным
портиком. Среди чертежей Воронихина, хранящихся в фондах
Научно-исследовательского музея Академии художеств, имеются чертежи фасада и
плана дома Голицына.
Выдающимся
произведением Воронихина явилось здание Горного кадетского корпуса - первого
высшего инженерного учебного заведения Петербурга. Его сооружение велось
параллельно со строительством Казанского собора, но в более короткие сроки - с
1806 по 1809 г.
Из
осуществленных работ Воронихина наибольший интерес представлял перестроенный им
в 1807-1812 гг. Розовый павильон, для которого он спроектировал также мебель.
Во время второй мировой войны павильон сгорел. В настоящее время он
восстановлен, правда не в дереве, а в камне.
Воронихин
являлся участником конкурса на проект памятника-мавзолея Павлу I в Павловске.
Среди
других работ, выполненных Воронихиным для Павловского парка, следует отметить
мост через реку Славянку около Пиль-башни.
Малоизученной
стороной деятельности архитектора остаются его работы в качестве реставратора.
Сохранился документ 1809 г., согласно которому Воронихин реставрировал
Румянцевский обелиск, воздвигнутый по проекту В. Бренны в 1799 г. на Марсовом
поле у Невы, и памятник А. В. Суворову работы скульптора М. И. Козловского,
сооруженный там же, но ближе к Мойке.
Свою
проектную и строительную деятельность Воронихин сочетал с педагогической
работой. Воспитанники Академии художеств проходили практику на строительстве
Казанского собора и Торного кадетского корпуса. С 11 декабря 1802 г. Андрей
Никифорович профессор, а 23 сентября 1811 г. определен старшим профессором
архитектуры, сменив на этом посту автора Адмиралтейства А. Д. Захарова.
Движимый
патриотическими чувствами, вызванными событиями 1812-1814 гг., он создает
проекты храма-памятника и триумфальной колонны из трофейных французских пушек.
Но они так и остались на бумаге. 21 февраля 1814 г. Андрей Никифорович внезапно
скончался. Похоронили его на Старолазаревском кладбище Александро-Невской
лавры. На могиле был поставлен памятник в виде колонны. Ствол ее пересекает
каменный руст, на котором высечен барельеф с изображением Казанского собора.
Воронихин
навсегда остался в памяти народной не только как выдающийся зодчий и талантливый
строитель-практик, прокладывавший новые пути в развитии русской архитектуры.
Его произведения помогают воспитанию чувств высокой гражданственности,
патриотизма и любви к Родине, которой Андрей Никифорович отдал все свои силы и
незаурядный талант.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
|