Вольфганг Амадей Моцарт (Mozart)
Вольфганг Амадей Моцарт (Mozart)
Г.
Маркези
(27. I. 1756, Зальцбург - 5. XII. 1791, Вена)

Его
первым учителем и наставником был отец, Леопольд Моцарт, помощник
капельмейстера при дворе зальцбургского архиепископа. В 1762 году отец
представляет Вольфганга, ещё совсем юного исполнителя, и его сестру Наннерль
дворам Мюнхена и Вены: дети играют на клавишных инструментах, на скрипке и поют,
а Вольфганг ещё и импровизирует. В 1763 году состоялось их длительное турне по
Южной и Восточной Германии, Бельгии, Голландии, Южной Франции, Швейцарии вплоть
до Англии; дважды они были в Париже. В Лондоне происходит знакомство с Абелем,
И. К. Бахом, а также певцами Тендуччи и Манцуоли. В двенадцать лет Моцарт
сочиняет оперы "Мнимая пастушка" и "Бастьен и Бастьенна". В
Зальцбурге назначается на должность концертмейстера. В 1769, 1771 и 1772 годах
посещает Италию, где получает признание, ставит на сцене свои оперы и
занимается систематическим образованием. В 1777 году совершает в обществе
матери поездку в Мюнхен, Мангейм (где влюбляется в певицу Алоизию Вебер) и
Париж (где мать умирает). Обосновывается в Вене и в 1782 году женится на
Констанции Вебер, сестре Алоизии. В том же году большой успех ждёт его оперу
"Похищение из сераля". Создаёт произведения самых разных жанров,
проявляя удивительную многогранность, становится придворным композитором (без
определённых обязанностей) и надеется после смерти Глюка получить должность
второго капельмейстера Королевской капеллы (первым был Сальери). Несмотря на
славу, особенно оперного композитора, надежды Моцарта не сбылись, в том числе
из-за сплетен относительно его поведения. Оставляет незаконченным Реквием.
Основные
оперы: Митридат, царь понтийский (1770), Идоменей, царь критский (1781),
Похищение из сераля (1782), Свадьба Фигаро
(1786), Дон-Жуан
(1787), Так поступают все женщины
(1790),
Милосердие Тита (1791), Волшебная флейта
(1791).
Уважение
к аристократическим условностям и традициям, как религиозным, так и светским,
сочетались у Моцарта с чувством ответственности и внутренним динамизмом,
которые заставляли некоторых рассматривать его как сознательного
предшественника романтизма, в то время как для других он остаётся несравненным
завершением рафинированного и умного века, почтительно относившегося к правилам
и канонам. В любом случае именно из постоянного столкновения с различными
музыкальными и моральными клише того времени родилась эта чистая, нежнейшая,
нетленная красота музыки Моцарта, в которой столь загадочным образом
присутствует то лихорадочное, лукавое, трепетное, что именуется
"демоническим". Благодаря гармоническому использованию этих качеств,
австрийский мастер - подлинное чудо музыки - преодолел все трудности композиции
со знанием дела, которое А. Эйнштейн верно называет "сомнамбулическим",
создав огромное количество произведений, хлынувших из-под его пера как под
давлением со стороны заказчиков, так и в результате непосредственных внутренних
побуждений. Он действовал со скоростью и самообладанием человека нового
времени, хотя и оставался вечным ребёнком, чуждым любых феноменов культуры, не
относящихся к музыке, полностью обращённым к внешнему миру и одновременно
способным на поразительные проникновения в глубины психологии и мысли.
Несравненный
знаток человеческой души, особенно женской (передававший в равной мере её
грацию и двойственность), проницательно высмеивающий пороки, мечтающий об
идеальном мире, легко переходящий от самой глубокой скорби к величайшей
радости, благочестивый певец страстей и таинств - будь эти последние
католическими или масонскими - Моцарт до сих пор завораживает как личность,
оставаясь вершиной музыки и в современном понимании. Как музыкант он
синтезировал все достижения прошлого, доведя до совершенства все музыкальные
жанры и превзойдя почти всех своих предшественников совершенным сочетанием
северного и латинского строя чувств. Чтобы упорядочить музыкальное наследие
Моцарта, понадобилось опубликовать в 1862 году объёмистый каталог, впоследствии
обновлённый и исправленный, который носит имя своего составителя Л. фон Кёхеля.
Подобная
творческая продуктивность - не такая уж, впрочем, редкая в европейской музыке -
была не только результатом прирождённых способностей (говорят, что он писал
музыку с той же лёгкостью и непринуждённостью, что и письма): в пределах
короткого срока, отпущенного ему судьбой и отмеченного порой необъяснимыми
качественными скачками, она была выработана благодаря общению с различными
учителями, позволявшему преодолевать кризисные периоды становления мастерства.
Из музыкантов, оказавших на него прямое влияние, следует назвать (помимо отца,
итальянских предшественников и современников, а также Д. фон Диттерсдорфа и И.
А. Хассе) И. Шоберта, К. Ф. Абеля (в Париже и Лондоне), обоих сыновей Баха,
Филиппа Эмануэля и в особенности Иоганна Кристиана, бывшего образцом сочетания
"галантного" и "учёного" стилей в крупных инструментальных
формах, а также в ариях и операх-сериа, К. В. Глюка - в том, что касается
театра, несмотря на существенное различие творческих установок, Михаэля Гайдна,
великолепного контрапунктиста, брата великого Йозефа, который в свою очередь
указал Моцарту, как достичь убедительности выражения, простоты,
непринуждённости и гибкости диалога, не отказываясь и от приёмов самой сложной
техники. Основополагающими были его поездки в Париж и Лондон, в Мангейм (где он
слушал знаменитый оркестр под управлением Стамица, первый и самый передовой
ансамбль в Европе). Укажем также на окружение барона фон Свитена в Вене, где
Моцарт учился и оценил музыку Баха и Генделя; наконец, отметим путешествия в
Италию, где он встречался со знаменитыми певцами и музыкантами (Саммартини,
Пиччини, Манфредини) и где в Болонье держал у падре Мартини экзамен по
контрапункту строгого стиля (по правде сказать, не слишком удачный).
В
театре Моцарт добился беспрецендентного соединения итальянской оперы-буффа и
драмы, достигнув музыкальных результатов неоценимого значения. В то время как
действие его опер основывается на хорошо подобранных сценических эффектах,
оркестр, словно лимфа, пропитывает каждую мельчайшую клеточку характеристики
персонажа, легко проникает в малейшие промежутки внутри слова, как ароматное,
тепловатое вино, словно из боязни, что у персонажа не хватит духа выдержать
роль. Необычайного сплава мелодии несутся на всех парусах, то образуя
легендарные соло, то облачаясь в разнообразные, очень тщательные наряды
ансамблей. Под постоянным изысканным равновесием формы и под остросатирическими
масками видна постоянная устремлённость к человеческому сознанию, которая
скрыта игрой, помогающей овладеть болью и исцелить её. Возможно ли, чтобы его
блистательный творческий путь закончился Реквиемом, который, хотя и не
доведённый до конца и не всегда поддающийся чёткому прочтению, хотя и
завершённый неумелым учеником, до сих пор приводит в содрогание и исторгает
слёзы? Смерть как долг и далёкая улыбка жизни является нам во вздыхающей
Lacrimosa, словно весть юного бога, слишком рано отнятого у нас.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru
|