Виктор Гюго
Виктор Гюго
Виктор Гюго
(1802-1885) Виктор Гюго - великий французский писатель-романтик, поэт,
драматург, романист (поэтические сборники "Оды и разные
стихотворения" (1822), "Восточные мотивы" (1829), "Песни
сумерек" (1835), "Возмездие" (1853), "Грозный год"
(1872); драмы "Эрнани" (1829), "Король забавляется" (1832),
"Рюи Блаз" (1838); романы "Собор Парижской богоматери"
(1831), "Отверженные" (1862), "Человек, который смеется"
(1869), "Девяносто третий год" (1874); политический памфлет
"Наполеон Малый" (1852); публицистическая книга "История одного
преступления" (в двух томах, 1877-1878) и др.). Мировая слава пришла к
Гюго как автору романов, но во Франции его справедливо ценят как замечательного
поэта. Он родился в Безансоне в семье офицера наполеоновской армии. Мать
будущего писателя, напротив, ненавидела Наполеона и была роялисткой, иначе
говоря, сторонницей изгнанной королевской династии Бурбонов. Родители
расстались, когда Виктор был еще ребенком, и в ранней юности Гюго разделял
политические симпатии матери. Лишь в зрелом возрасте у него сформировались
демократические убеждения. Литературное дарование проявилось у Гюго очень рано:
с тринадцати лет он начал писать, в четырнадцать выпускает вместе с братом
литературный журнал, в пятнадцать становится лауреатом двух литературных
академий, а в семнадцать получает пенсию от короля за свою оду. При этом Гюго
один из самых заметных "долгожителей" в литературе, его
художественный дар не угасал до самой смерти, и его поздние стихотворения и
романы - прекрасное тому свидетельство. Гюго был лидером французского
романтизма, автором знаменитого манифеста романтиков, возглавлял литературный
кружок. Авторитет писателя помогал ему в общественной деятельности, где Гюго всегда
был на стороне угнетенных, преследуемых, отверженных и этим так же завоевал
любовь и признательность во всем мире, как и своим творчеством.
"Собор
Парижской богоматери" - лучший исторический роман XIX в., написанный в
романтическом стиле. Писатель рисует картину жизни Франции на исходе
средневековья, в конце XV в. Гюго мастерски передает колорит эпохи. Но при этом
он не изображает какие-нибудь конкретные исторические события, а умело
воссоздает повседневность в романтическом ключе, ярко и красочно. Исторические
персонажи, например Людовик XI, оттеснены на второй план вымышленными героями.
Однако имена всех героев не придуманы автором, а взяты из старых источников.
Герои романа одновременно и живописно-конкретны и символичны. Писатель резко
сталкивает положительные и отрицательные характеры, противопоставляя их друг
другу, при этом показывает контрастное несоответствие внешнего облика и
внутреннего содержания людей: уродство Квазимодо парадоксально сочетается с его
преданностью и добротой, красота Феба де Шатопера скрывает его ничтожество и
глупость. Наиболее острый конфликт разворачивается между Эсмеральдой,
воплощением и внешнего очарования, и внутренней душевной красоты, - и страстно
влюбленным в нее жестоким и грубым фанатиком Клодом Фролло, погубившим героиню.
Но смысл этого конфликта прежде всего в столкновении эпох: уходящего
средневековья и наступающего Возрождения. В то же время Гюго находит и общее в
облике этих двух столетий. Не случайно одним из главных символов романа
становится собор Парижской богоматери - по сути, вечный исторический образ.
"Клод
Ге" (1834) - повесть, в которой речь идет о судьбе реального человека -
рабочего, осужденного на смертную казнь за убийство тюремного надзирателя.
Автор приходит к выводу, что виновно само современное общество, ведь именно
нищета толкает людей из народа "на путь преступления и в пучину
разврата". При этом система наказаний кажется писателю чрезвычайно
жестокой и немилосердной. Не случайно Гюго был одним из первых в XIX в., кто
выступал за отмену смертной казни.
Роман
"Отверженные" (1862)- вершина творчества Гюго и как романиста, и как
защитника народа. Это социальный роман-эпопея, опять-таки в духе романтизма.
Замысел написать о жизни беднейших слоев общества возник у писателя еще в
начале творческого пути. В 1823 г. Гюго стал собирать сведения о жизни
каторжников, замысел романа определился в 1830 г., а в 1852 г. появилась первая
редакция сочинения. Рисуя историю мужественного Жана Вальжана, проведшего
девятнадцать лет на каторге, Фантины, пережившей соблазнение, разлуку с
дочерью, нищету, мальчика Гавроша, выброшенного на улицу собственными
родителями и все же не только не лишившегося жизнелюбия и доброты, но сумевшего
стать героическим защитником на баррикадах, Гюго стремится обличить социальное
зло и найти путь к его преодолению. Дилемма, как исправить общество -
милосердием или революционным преобразованием, решается на протяжении всего
романа, решается трудно, драматически напряженно и одновременно художественно
ярко, красочно. Герои "Отверженных" - Жан Валь-жан, Козетта, Гаврош -
одни из самых запоминающихся образов в мировой литературе. Этот роман был
особенно популярен в России. Лев Толстой считал его самым великим французским
романом XIX в. Его очень любил Ф. Достоевский.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl
|