Тикамацу Мондзаэмон
Тикамацу Мондзаэмон
Тикамацу
Мондзаэмон (настоящее имя Сугимори Нобумори, 1653—1724) — крупный японский
драматург эпохи разложения феодального строя и появления буржуазии (1600—1867).
Создатель театра горожан в противовес придворно-феодальному театру. Выходец из
разорившейся самурайской семьи, 20-ти лет покинул буддийский монастырь, куда он
был отдан в детстве. Переселился в Киото, где в 1677 выступил в качестве
драматурга, а несколько позже и режиссера. Т. тесно связывается с Такэмо
То-Гидаю, директором осакского марионеточного театра, и с этой поры начинается
их теснейшее содружество, выдвинувшее театр Такэмо То-Гидаю на первое место в
Японии. В 1690 Т. переселился в Осака, где оставался до самой смерти. Т. впервые
выводит на сцену мещанскую драму, отвечавшую запросам городского люда того
времени. В основу одной из его натуралистических пьес положена переработка литературного
сборника «Сайкаку» (Пятеро женщин). Здесь показана пестрота феодального города,
все более превращавшегося в торгово-ремесленный центр, где находилось много
обедневших самураев и бежавших в город разорившихся крестьян. Здесь же
выступают купцы, ремесленники, подмастерья, бонзы, купеческие жены, гейши и
просто проститутки. Основное содержание — бытовое: семейные конфликты,
неудачная торговля, неожиданное обогащение и т. д. Все эти пьесы были
рассчитаны на марионеточный театр, где действие оторвано от текста,
произносимого чтецом-декламатором. От его лица вводятся многочисленные
отступления, объяснения ситуаций, характеристика персонажей. Злободневность
действия и его тесная связь с действительностью подкрепляются множеством
вставок популярных песен и стишков, намеками на политические события и т. д.
Драматургия Т., выросшая на основе предшествующей драматической, сказовой и
поэтической литературы, глубоко народна и близка народным массам.
Своими
пьесами Т. не только расшатывал и высмеивал разлагавшееся дворянство, но
впервые показал нарождавшуюся японскую буржуазию и ее подлинное лицо. В противовес
ходульной феодальной драме Т. создает пьесы, полные мещанского сентиментализма,
рисуя обычные человеческие чувства средних слоев городского населения. В его
любовных драмах выводятся общественные препятствия,
разделяющие любящих, и сочувствие зрителей их несчастьям, что объективно было
направлено против феодального произвола и насилия. Наряду с мещанской драмой
(Сэвамано) Т. создает также исторические трагедии (Дзидаймоно), построенные им
на материале различных хроник, эпопей и даже изустного сказа. Здесь героями
выступают князья, военачальники, самураи и т. д. Нередко идеологию дворянства
Т. в своих пьесах стремится использовать в интересах нарождавшейся японской
буржуазии. Т. создает драматическое действие огромного напряжения, рисует
характеры и типы, дает такие способы разрешения раздирающих их противоречий, которые
по сути уже не принадлежат феодальной эпохе. Именно в этом сказалась
положительная роль Т. как носителя идей нарождавшейся буржуазии. Он написал
более ста пьес, лучшими из них считаются: из мещанских драм —
«Югири-Ава-Наруто» (1720), «Мейдо-но-хикяку» (1711) и «Онна-гороси
абура-дзигоку» (1721); из пьес о любовных самоубийствах — «Тэн-но Амидзима» (1720);
из исторических трагедий — «Юки-онна гомай хагоита» (1705), «Кокусэн я кассаэн»
(1715), «Сога кайкэйдзан» (1718).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/
|