Такэси Китано
Такэси Китано
Такэси
Китано (в русской прессе, как правило, именуется Такеши Китано, Kitano Takeshi)
(р. 18 января 1947) — японский комик, актер, автор, поэт, художник и
кинорежиссер, получивший признание как и в его родной Японии, так и за границей
за его уникальные кинематографические работы. Он использует псевдоним Beat
Takeshi (Bīto Takeshi) во всех своих работах, кроме режиссерских. С апреля
2005 он является профессором на магистратуре изобразительных исскуств (Токийский
национальный университет изобразительных исскуств и музыки).
Его
фильмы это обычно драмы о бандитах или полиции, охарактеризованные как
чрезвычайно серьезные. Он часто применяет долгие кадры, в которых почти ничего
не происходит, или которые переходят сразу к последствиям произошедших событий.
Множество из его фильмов выражают суровую или нигилистическую философию, но
также наполнены множеством юмора и отличительной привязанностью к персонажам.
Парадоксально, но фильмы Китано оставляют противоречивые чувства: в то время
как его фильмы выглядят «чёрными» комедиями или бандитскими фильмами, они
поднимают вопросы морали и дают пищу для размышлений. В то время как слава
Китано во всем мире продолжает круто расти, японская публика знает его более
как телеведущего и комика. Показ фильма «Затоичи» в 2003 остается его самым
большим коммерческим успехом на родине. Китано весьма осторожен относительно
интервью с ним, и он скрывает свою загадочную личность за маской обычного
веселого парня. Его отношение к религии неизвестно, однако он брал интервью у
Сёко Асахара — основателя сомнительного японского религиозного культа «Аум
Синрикё».
Молодость
Родился
в Адачи, Токио в 1947 году. После того, как его выгнали из Университета Мейджи,
где он обучался на инжинера в течение 4 лет, он нашел себе работу лифтера в
ночном клубе и много узнал о бизнесе от комика Сензабуро Фуками. Когда один из
основных исполнителей клуба заболел, Китано занял его место и начал свою
карьеру.
В
1970-х он основал комический дуэт с его другом, Киёси Канеко. Они вышли на
сцену с именами Beat Takeshi и Beat Kiyoshi (Бит Такэси и Бит Киёси), иногда
называя себя Two Beat. В 1976 они выступили на телевидении впервые и получили
большой успех. Большим успехом они были обязаны материалом Китано, гораздо
более непристойным, чем обычный манзай. Его темами были люди, социально
уязвленные: старики, дефективные, бедные, дети, женщины, некрасивые и глупые.
Дуэт распался, когда Китано решил уйти, но все же их дуэт был одним из самых
удачных такого типа в поздних семидесятых и восьмидесятых годах.
Карьера режиссера
После
нескольких ролей, в основном комических, в 1989 году он был принят на главную
роль в фильм «Жестокий полицейский» в роли детектива-психа, отвечающего
жесткостью на любые ситуации. Когда режиссер заболел, Китано предложил снимать
самому, и сильно переписал сценарий. Фильм был большим финансовым и критическим
успехом в Японии и началом карьеры Китано как кинорежиссера.
Второй
фильм Китано как режиссера и первый как сценариста, выпущенный в 1990 году, был
«Точка кипения». Масахико Оно в главной роли играет молодого мужчину, чьему
бейсбольному тренеру угрожают местные якудза. Он с другом едут в Окинаву для
покупки оружия, чтобы отомстить, но по пути они знакомятся с бандитом-психом,
которого играет Китано и у которого своя месть. При полном контроле сценария и
режиссуры, Китано использует фильм, чтобы укрепить свой стиль: шокирующая
жестокость, причудливый черный юмор и прекрасно снятые стоп-кадры.
Третий
фильм Китано, «Сцены у моря», был выпущен в 1991 году. В нем не было
гангстеров, но был мусорщик, который учился сёрфингу. Более утонченная,
романтическая сторона Китано выступила в этом фильме, вместе с его традиционным
невозмутимым подходом.
Зарубежная
публика (которая вскоре превысила японскую) стала замечать Китано после выхода
фильма «Сонатина» в 1993 году. Китано играет Токийского якудзу, который послан
его боссом в Окинаву, чтобы прекратить там бандитские войны. Он устал от
бандитской жизни и когда узнает, что все задание — просто ловушка, он принимает
это все с открытыми руками.
Выход
фильма «Снял кого-нибудь?» в 1995 году возвращает Китано к своим комедийным
корням. Фильм показывает серию комических сцен, некоторым образом связанных с
персонажем, мечтающим заняться сексом в машине. Фильм имел малый успех в
Японии. Большая часть фильма пародирует популярные японские фильмы (например,
«Годзилла») и даже собственные фильмы Китано.
В
1995 году Китано попал в аварию на мотоцикле. Ранения вызвали паралич одной
стороны его тела, и требовалась большая операция, чтобы восстановить
работоспособность мышц лица. Зарубежная пресса полагала, что он уже не вернется
к съемкам фильмов, но Китано отверг все предположения, сняв «Ребята
возвращаются» в 1996 году, сразу после выздоровления. В то время это был его самый
удачный фильм в Японии.
После
аварии Китано занялся рисованием. Его яркий, упрощенный стиль напоминает стиль
белорусского художника Марка Шагала. Его произведения были опубликованы в
книгах, представлены на выставках и на обложках саундтреков к его фильмам. Его
рисунки наиболее заметны в его наиболее критически принятом фильме 1997 года
«Фейерверк». Фильм утвердил статус Китано как одного из передовых современных
японских режиссеров.
Китано
продолжил регулярно снимать после аварии. Выпущенный в 1999 году фильм
«Кикузиро», показывает Китано в главной роли как никуда не годного бандита,
который ходит с мальчиком, который ищет свою мать. «Брат якудзы» (2001), снятый
в Лос-Анджелесе, показывает Китано как снятого Токийского якудзу, который
строит наркоимперию в Лос-Анджелесе с помощью местного бандита, которого играет
Омар Эппс. Несмотря на разговоры о первом англоязычном фильме Китано, он был
тепло принят в США и за границей. Фильм «Куклы» 2002 года, в котором Китано не
играл, содержит три разных истории о вечной любви. Это, возможно, самый
красочный фильм Китано.
Несмотря
на успех фильмов «Брат якудзы» и «Куклы», пресса критиковала Китано за то, что
он не мог, по их заверениям, снять хороший фильм. Ответ Китано последовал в
2003 году в виде фильма «Затоичи», в котором он также снялся. «Затоичи» был
самым большим коммерческим успехом режиссера в Японии, хорошо прошел во всем
мире и получил множество наград на родине и за границей.
Китано
регулярно снимается в других фильмах. Самая заметная роль Китано — в фильме
«Табу» (Gohatto) режиссера Нагисы Осима. Он также снялся в фильме «Джонни
Мнемоник».
Китано
часто сотрудничает с комозитором Хисаиси Джо, написавшим музыку к большинству
его фильмов.
Другие работы
Китано
написал более пятидесяти книг со стихами, кинокритикой, а также несколько
романов, некоторые из которых были взяты в качестве сценариев фильмов другими
режиссерами. Он также стал известным телеведущим.
7
сентября 2004 года известный во всем мире Китано был награжден Бакалавром Наук
в Университете Мейджи, через 34 года после того, как его оттуда выгнали.
Режиссерские работы
1989
— Жестокий полицейский (Sono otoko kyobo ni tsuki)
1990 — Точка кипения (3-4x Jugatsu or San tai yon ekkusu jugatsu)
1991
— Сцены у моря (Этим летом самое спокойное море) (Ano natsu ichiban shizukana
umi)
1993
— Сонатина
1995
— Снял кого-нибудь? (Minna-yatteruka!)
1996
— Ребята возвращаются (Друзья возвращаются) (Kidzu ritan)
1997
— Фейерверк
1999
— Кикузиро (Лето с Кикудзиро) (Kikujiro no natsu)
1999
— Брат якудзы (Brother)
2002
— Куклы
2003
— Затоичи
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://japanization.ru
|