Смоленский Степан Васильевич
Смоленский Степан Васильевич

Родился
в 1848 г. в Казани, где окончил университет по двум факультетам: юридическому и
филологическому. Свое общее музыкальное образование он получил также в Казани.
Находясь
в близких отношениях с семейством Л.О.Львова, брата композитора, Смоленский,
участвуя в домашних Львовских концертах, близко ознакомился с выдающимися
образцами классической музыки.
В
бытность Смоленского преподавателем учительской инородческой семинарии в Казани
ему приходилось часто встречаться с казанскими старообрядцами, и у него
пробудился сильный интерес к литературе древних русских нотных рукописей.
Богатый материал по изучению древнего церковного пения представляла для
Смоленского находящаяся при казанской духовной академии библиотека Соловецкого
монастыря, в которой было немало древних рукописей церковного пения. Смоленский
составил описание этих рукописей, напечатанное в академическом журнале
"Православный собеседник" (1887). Вместе с тем Смоленский выпустил
издание курса хорового церковного пения для преподавания в учительской
семинарии, составленной по цифирной методе и заключающее в себе сжатое
изложение элементарной теории музыки, гармонии и практические сведения для
регентов о постановке и управлении хорами.
В
том же 1887 г. Смоленским было издано краткое описание древнего (XII и XIII
вв.) знаменного ирмолога, принадлежащего Воскресенскому крестовоздвиженскому
("Новый Иерусалим") монастырю.
Но
капитальнейшим трудом Смоленского является "Азбука знаменного пения старца
Александра Мезенца" (1888), сочинение, увенчанное Макарьевской премией и
наглядно объясняющей основы крюковой семиографии.
В
примечаниях к азбуке находится много ценных указаний относительно значения
знамен, лиц и фит.
В
начале книги изложена в подлиннике "Азбука Мезенца" с текстом,
крюковыми примерами, сверенная по 4 лучшим рукописям.
После
смерти протоиерея Разумовского в 1889 г. Смоленский, уже приобревший
известность своей духовно-музыкальной деятельностью, был приглашен на его место
профессором истории церковного пения в московскую консерваторию. Вместе с тем
ему было предложено занять место директора Синодального училища церковного
пения и Синодального хора в Москве.
В
течение 12 лет Смоленский занимал должность директора Синодального училища,
принимая живое и ближайшее участие в преобразовании этого учреждения, и
Синодальное училище, бывшее прежде низшим духовным училищем, благодаря
стараниями Смоленского преобразовано в специально образовательное учреждение с
9 годичным курсом и обширной программой по музыкальным и научным предметам,
дающее оканчивающим курс звание регента и учителя пения для духовно-учебных
заведений.
В
качестве директора Синодального училища Смоленский положил в области церковного
пения начало усиленному пропагандированию старинной православной обиходной
мелодии, стараясь изъять из употребления иноземный слащавый итальянский элемент,
укоренившийся в православной церкви.
Кроме
того, Смоленский основал при Синодальном училище редкую по своему значению
библиотеку древних нотных рукописей, которые ревностно собирал в разных
епархиальных архивах России.
Библиотека
эта состоит в настоящее время из нескольких тысяч томов и представляет собой
замечательную археологическую коллекцию.
Смоленский
проявил также свои недюжинные музыкальные дарования в целом ряде композиций на
излюбленные им темы православной церковной музыки.
Он
положил на мужские голоса для хора пение молебное, панихидное и пение на
всенощной и литургии сокращенных напевов: знаменного, киевского и греческого.
Гармонизация напевов у Смоленского естественна, проста и не лишена
художественного значения.
Правильность
расположения текста с движением напева соответствует требованиям настоящего
церковного пения.
По
своей простоте переложения эти доступны самым скромным голосовым средствам.
Собственные сочинения Смоленского отличаются также музыкальностью и написаны с
большим художественным вкусом.
С
1901 г. Смоленский состоял управляющим Придворной певческой капеллы.
Умер
С.В.Смоленский 20 июля 1909 г. в Васильсурске.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mediaterra.ru
|