Слонимский Михаил
Слонимский Михаил
Р. Мессер
Слонимский
Михаил Леонидович (1897—) — советский писатель. Р. в семье
литератора-журналиста. В 1915 окончил Ларинскую гимназию в Петербурге. Пошел
добровольцем на фронт. 1917—1918 — начало журналистской работы. С 1919 — первые
литературные опыты (рассказ «Поручик Архангельский»).
Первая
книга С. — «Шестой стрелковый» (рассказы 1921—1922) — книга об
империалистической войне, о ее бессмыслице. С. стремится понять механику войны.
Ему несвойственна трактовка войны как стихии. Ужасы военного разгрома описаны с
невозмутимым спокойствием. Батальные сцены даны, как в военном рапорте: «Война
— шахматная доска». Тем не менее пацифистский страх — страх перед
обезличиванием людей войной свойственен С. Но пацифизм С. — это пацифизм
революционизирующейся в ходе войны мелкобуржуазной интеллигенции, идущей за
пролетариатом. Будучи выражением буржуазной идеологии, пацифизм этот отличается
от пацифизма ремарковского типа. У Ремарка война — мистическая тайна, особая
бытовая среда, сглаживающая классовые противоречия. У С. война — тупая машина,
необходимо взорванная революцией.
Литературная
среда раннего С. — группа «Серапионовы братья» . Но раннему С. однако не свойственен
орнаментализм речи и сюжета, который выдвигался теоретиками группы в качестве
основного признака стиля. Сюжет у С. выравнивается в ряд математически-строгих
линий, причинно связанных начиная с ранних рассказов о мелком человеке, о
советских буднях. Так, в рассказе «Машина Эмери» каждый поворот запутанного
хода личных перипетий героев подчинен идее: «механизировать все, кроме мысли».
В рассказе «Начальник станции» мешанина событий подчинена формуле «одна идея
убивает другую», и даже анекдотическая
«Сельская идиллия», история «поражения небесным громом» сельских коммунистов и
опереточной контрреволюции, разработана как борьба умного порядка с
«организованной бессмыслицей». Четкий сюжет, ровное, сдержанное, слегка
ироническое повествование — эти черты присущи С.
Тема
романа «Лавровы» (1924) — расслоение интеллигенции. Герой романа — Борис Лавров
— стремится понять сущность революции. Революция особенно резко
противопоставлена войне и понята как логически выверенное искусство
организовать восстание. Лично Лавровым она осознана еще не как классовая
практика, а как «деятельность теоретическая». Найти свое место в пролетарской
революции — значит решить ее собственные судьбы, так думают Лавров и сам С.
«Мелкий
человек в революции» — тема романа «Средний проспект» (1927). В творчестве ряда
советских писателей первого периода нэпа результатом буржуазных влияний явилась
идеализация «мелкого человека». С. был в числе передовых советских писателей,
стремившихся уже в восстановительный период опереться на социалистическое
содержание действительности. С. пытается разоблачить мещанскую стихию. Одни
герои, и им сочувствует С., рвут с мелкобуржуазным прошлым и приходят к
революции, другие оказываются в лагере ее врагов. Однако и здесь разоблачение
мещанства сосредоточено на том, что думает о себе сама мелкая буржуазия, а не
на вскрытии объективного смысла ее классовой практики. Вопросы самоопределения
разных групп мелкой буржуазии в революции и в этом романе решают судьбы самой
революции.
Лаконизм,
компактность изобразительных средств отличают роман. С. стремится к причинному
художественному мышлению.
Роман
«Фома Клешнев» (1931) — новый этап творчества С. Он намеренно сталкивает старых
своих героев (Лавровы) в новом романе, показывает окончательный приход
интеллигенции к пролетариату. Уже не представления мелкой буржуазии о себе, а
сама классовая борьба пролетариата делается содержанием романа. Борис Лавров
приходит к пониманию своей служебной роли в пролетарской революции, и здесь —
причины обогащения, а не обеднения его личности. Субъективные стремления героев
проверяются теперь классовой практикой. В свете этого выворачивается наизнанку
моральная сила буржуазного профессора Будного, поза и фразерство
разоружающегося меньшевика Жилкина, обывательская вздорность Клары Андреевны,
матери Лавровых. Борис Лавров освобождается от старых чувств —
самовлюбленности, недоверия к людям. Но новых чувств ни он, ни Фома Клешнев,
носитель большевистского ума, не имеют. Клешнев умозрителен, интеллектуален,
как и весь роман в целом.
В
1934 С. написан роман о баварской коммуне «Повесть о Левинэ» — одно из немногих
произведений о борьбе международного пролетариата за последние годы. Эта книга
— прямой подступ к теме современного мирового, в особенности германского, фашизма. Написанная
с большим политическим пафосом, образно выраженной партийностью, повесть о
героической гибели вождя Баварской коммуны за мировую революцию разработана как
идейный поединок коммуниста с целым миром буржуазного права, морали, быта и
военной силы. Центр книги — сцена суда над Левинэ, прямого столкновения
победившей буржуазной реакции с героической правдой коммунизма. Психологическая
тема «Повести о Левинэ» органична для идейного развития С. Она идет от
«Лавровых» и «Фомы Клешнева». Радость освобождения от иллюзий буржуазного
общества, составлявшая смысл жизни героев этих книг, поднята в «Повести о
Левинэ» до масштаба большой партийно-политической темы. С этими же книгами
коренным образом связаны стилевые качества «Повести о Левинэ». Сдержанность
определений, скупость красок, лаконизм и точность, отсутствие орнамента,
приглушенность интонации, все это возведено в «Повести о Левинэ» в степень
окончательного художественного принципа. Правда, сплошь и рядом такая манера
рождает в этой книге схему, сужает ее эмоциональные возможности. Один из
любимых образов всего творчества С. — шахматная партия, по закону которой
сталкиваются в борьбе люди, идеи, события, — пронизывает и эту книгу и является
ключом к ее стилю.
С.
ведет активную литературно-общественную работу. В настоящее время — член
Правления ССП.
Список литературы
I.
Собр. сочин., с критико-биографич. очерком З. Штейнмана, «ЗиФ», М., 1928—1929
Сочинения,
4 тт., ГИХЛ, Л., 1931—1932
Пощечина,
Изд-во писателей в Ленинграде, Л., (1930)
Фома
Клешнев, Роман, ГИХЛ, М. — Л., 1931
последнее
изд. Гослитиздат, Л., 1934
Лавровы.
Фома Клешнев, изд. «Советский писатель», (Л.), 1934
Германия,
изд. Жургазобъединения, М., 1932
Повесть
о Левинэ, Гослитиздат, Л., 1935, и М., 1935 (два изд.)
Как
я работаю над своим произведением, Профиздат, М., 1934 (Мой творческий опыт —
рабочему автору).
II.
Красильников В., О Мих. Слонимском, «Книга и революция», 1929, № 11
Полетика
Ю. Человек и система, «Ленинград», 1931, № 5
Мессер
Р., Обнажение и исполнение мысли, «Литературная газета», 1932, № 25
Ее
же. О творчестве М. Л. Слонимского, «Звезда», 1932, № 6
Горелов
А., Путь современника. Монография, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., (1933)
Автобиографию
см.: Лидин В., Писатели, М., 1926
Писатели
о себе, М. Слонимский, «На литературном посту», 1927, № 9. Отзывы: О сб. «Удар»:
Груздев Илья, «Русский современник», 1924, № 4
К.,
Звезда», 1925, № 2 (8). О сб. «Машина Эмери»: Лежнев А., «Красная новь», 1924,
№ 4. О «Лавровых»: Колесникова Г., «На литературном посту», 1927, № 4
Низовцев
Л., «Сибирские огни», 1927, № 1. О «Среднем проспекте»: Книпович Е., «Красная
новь», 1928, № 5. — О сб. «Западники»: Полякова М., «Новый мир», 1929, № 3. О
«Фоме Клешневе»: Динамов С., «Литературная газета», 1931, № 45
Гринберг
И., «Резец», 1931, № 9. О «Повести о Левинэ»: Штейнман Зел., «Литературный
Ленинград», 1934, 20 марта
Горелов
Ан., «Литературная газета», 1934, 10 апр.
Жданов
Н., «Литературный Ленинград», 1934, 8 мая
Левин
Л., там же, 1934, 14 мая
Рест
Б., Дискуссия о Левинэ, там же, 1934, 24 мая.
III.
Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, М. — Л.,
1928.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru
|