Сергей Васильевич Рахманинов
Сергей
Васильевич Рахманинов
(20.3(1.4).1873,
имение Онег (Семёново?), ныне Новгородский район Новгородской области, —
28.3.1943, Беверли-Хилс, Калифорния; похоронен в Валхалле, близ Нью-Йорка)

Русский
композитор, пианист, дирижёр. Его дед Аркадий Александрович Рахманинов
(1808–81) – пианист-любитель, автор салонных романсов. С 4–5-летнего возраста
Рахманинов играл на фортепиано. С 1882 занимался в Петербургской, с 1885 – в
Московской консерваториях. Среди его педагогов: Н. С. Зверев и А. И. Зилоти
(фортепиано), А. С. Аренский и С. И. Танеев (теоретические предметы,
композиция). В годы учёбы написаны 1-й концерт для фортепиано с оркестром
(1891; 2-я редакция 1917), ряд фортепианных, камерно-инструментальных
произведений, романсов. Большое влияние на развитие композитора оказал П. И.
Чайковский, распознавший уже в ученических сочинениях Рахманинова самобытное
дарование. Окончил Московскую консерваторию как пианист (1891) и композитор
(1892; дипломная работа – опера «Алеко»). В сезон 1897/98 дирижёр Московской
частной русской оперы (здесь началась дружба Рахманинова с Ф. И. Шаляпиным), в
1904–06 – Большого театра. Участвовал также в симфонических концертах.
Постоянно концертировал как пианист и дирижёр в России и за рубежом (впервые в
Лондоне в 1899). В 1909–12 активно участвовал в деятельности Русского
музыкального общества (РМО) (член дирекции Московского отделения, инспектор
музыки при Главной дирекции). В 1900-е гг. были созданы многие из наиболее
значительных его сочинений.
В кон. 1917
Рахманинов уехал на гастроли в Скандинавию, с 1918 поселился в США. В 1918–43
занимался преимущественно концертно-пианистической деятельностью (выступал в
странах Европы, Америки). В созданных в эти годы немногих произведениях тема
родины переплетается с мотивом трагического одиночества композитора,
оторванного от родной почвы. Живя за рубежом, Рахманинов оставался русским
художником, патриотом. В 1941–42 выступил с концертами, сборы от которых
передал в помощь Красной Армии.
Рахманинов
принадлежит к числу крупнейших композиторов рубежа 19–20 вв.
Обострённо-лирическое ощущение грандиозных социальных потрясений связано у
Рахманинова с воплощением образа родины. Был проникновенным певцом русской
природы. В его музыке тесно сосуществуют страстные, бурные порывы и упоённая
поэтическая созерцательность, волевая решимость и трепетная настороженность,
мрачный трагизм и восторженная гимничность. Музыка обладает неповторимым мелодическим
и подголосочно-полифоническим богатством, идущим от русской народной песенности
и особенностей знаменного распева. Одна из отличительных черт музыкального
стиля Рахманинова – органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания
с упругим и энергичным ритмом. Для своеобразного гармонического языка его
музыки характерно многообразное претворение колокольных звучностей. Творческое
наследие Рахманинова включает различные жанры, однако центральное место в нём
принадлежит фортепианным произведениям.
Рахманинов –
один из величайших пианистов мира. Феноменальная техника, виртуозное мастерство
были подчинены в игре Рахманинова высокой одухотворённости и яркой образности
выражения. Эти же качества отличали его дирижёрское искусство.
В селе Ивановка
Тамбовской области создан мемориальный музей Рахманинова (1982).
Оперы – Алеко
(1893, Москва), Скупой рыцарь, Франческа да Римини (обе – 1904, постановка
1906, Москва); для солистов, хора и оркестра – кантата Весна (1902), поэма
Колокола (1913); для оркестра – 3 симфонии (1895, 1907, 1936), фантазия Утёс
(1893), Остров мёртвых (1909), Симфонические танцы (1940) и др.; для фортепиано
с оркестром – 4 концерта (1891, 2-я редакция 1917; 1901; 1909; 1926, 3-я
редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини (1934); камерно-инструментальные
ансамбли, в т. ч. Элегическое трио (Памяти великого художника, 1893); для
фортепиано – сонаты, музыкальные моменты, этюды-картины, прелюдии и др.; 2
сюиты для 2 фортепиано; хоры (с оркестром, с фортепиано), хоры a cappella –
Литургия Иоанна Златоуста, Всенощное бдение; романсы; транскрипции и
переложения.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/
|