Розанова Ольга Владимировна
Розанова Ольга Владимировна
(1886
- 1918)

В
искусстве России XX в. не было времени талантливее и прекраснее, чем 1900-1920
гг., когда ожидание грядущего вселенского переворота соседствовало с
рафинированностью салонов, а женщины творили наравне с мужчинами. В числе
знаменитых художниц тех лет была и Ольга Розанова (1886-1918).
Творческий
период жизни О. В. Розановой очень короток, он ограничен двумя датами: 1911-й -
год ее художественного дебюта на выставке "Союза молодежи" и 1918-й -
год ухода из жизни.
Однако
за это время художница успела пережить и так или иначе отразить в своем
творчестве смены новаторских устремлений авангардного искусства, потому что
всегда находилась в центре событий, занимая в знаменитых художественных
диспутах 1910-х гг., как правило, крайне левую позицию. "Творит только
тот, кто предчувствует себя новым..." - сформулировала Розанова свое кредо
в 1913 г. в статье "Основы нового творчества и причины его
непонимания".
Розанова
училась в Москве, в популярной тогда частной студии К. Ф. Юона, где
одновременно с нею брали уроки известные в будущем художницы-авангардистки Л.
С. Попова и Н. А. Удальцова, посещал занятия поэт-футурист А. Е. Крученых, с
которым впоследствии будет связана вся ее жизнь. По сути, втроем, с А. Е.
Крученых и В. В. Хлебниковым, они стали создателями такого уникального явления
авангардного искусства, каким признана футуристическая книга.
Началось
с того, что поэт Крученых пригласил художницу "экспонировать" работы
в своих книгах стихов "Взорваль" и "Возропщем" (обе 1913),
а завершилось созданием более 20 книг, в которых постепенно происходило слияние
в единый художественный образ буквы, знака, звука и смысла на основе совершенно
нового отношения к ним авторов. Буквы новых слов в этих книгах в той же мере,
что и изображения, должны были полноценно "звучать", иметь единый
образ, "заумный" (находящийся за умом, то есть за обыденным мышлением)
смысл и даже "летать", так как поэт с помощью художницы освободил
слова и буквы своих стихов от необходимости выстраиваться в строчки. Так
совместными трудами рождался новый, синтетический образ книги, где все элементы
обладали футуристическим динамизмом.
В
1914 г. в оформлении Розановой выходят в свет сборник футуристов "Рыкающий
Парнас", а затем брошюра, являющая образец "самописьма",
"Тэ ли лэ". В том же году на выставке "Художницы - жертвам
войны" Розанова экспонирует первые созданные ей образцы прикладного
искусства. В 1915 г. на очередной выставке "Трамвай В" (1-я
футуристическая выставка) Розанова представляет на суд публики десяток работ, в
числе которых, например, "Городской пейзаж" (1913) и
"Пивная" (1914). В том же 1915 г. Розанова вновь иллюстрирует книгу
(альбом) Крученых "Война", пишет знаменитую картину "На
улице" (1915), которую вскоре демонстрирует на очередной выставке
художников-футуристов в числе 9 своих работ.
В
1916 г. Розанова возвращается в Москву для участия в выставке "Современная
русская живопись" в Художественном бюро Добычиной. И остается в Москве.
Для выставки "Бубновый валет" (1916) она отдает серию "Игральные
карты", незадолго перед этим завершенную.
Переломный
1917 г. заразил новыми идеями всю творческую интеллигенцию России. Розанова не
стала исключением. В ее жизни 1917 год - время написания картин с
"преображенным колоритом": в бунтарские, по сути и по форме,
супрематические произведения художница вносит еще больший свободный, непокорный
дух, доводя бунт до максимума. Такова, например, ее "Беспредметная
композиция". Розанова увлекается всем новым, участвует в нескольких
проектах, выставляется наравне с Малевичем, Татлиным.
Успев
принять участие в организации общества художников "Супремус",
Розанова входит в совет Союза художников, становясь секретарем союза Молодой
Федерации. После октября 1917 г. руководит художественно-промышленным
подотделом ИЗО Наркомпроса, одновременно печатаясь в газете LАнархия. К
празднованию Первого Мая 1918 г., по предложенному художницей проекту,
оформляется Москва.
Футуристический
период творчества Розановой связан с графикой, супрематические же опыты
проходят в основном в области живописи - в поисках цвета и света. Темы ее
поздних композиций - "рождение" нового цвета в контрастах света и
тени, светоносность цвета, "преображенный колорит".
"Композиция", "Зеленая комната" (обе 1917) - лучшие
живописные работы ее последних лет.
Жертвуя
здоровьем и собственным творчеством, невероятными личными усилиями
способствовала восстановлению традиционных художественно-ремесленных промыслов
России. По сути, это был ее гражданский подвиг во имя Искусства.
7.11.1918
г. Ольга Розанова умирает от дифтерита. В 1919 г. на "Посмертной
выставке" экспонируется 250 ее работ. В 1920 и 1922 гг. на выставках
беспредметного искусства в Москве и Берлине также экспонируются и пользуются
успехом у публики ее странные, чарующие своей непонятностью картины.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
|