Растрелли Ф.Б.
Растрелли Ф.Б.

Растрелли
Франческо-Бартоломео
Годы
жизни: 1700 г. - 1771 г.
Архитектор
Царь
Петр с юности мечтал о новой российской столице на берегу моря. Столице, которая
будет походить на западные города. И жизнь в ней будет протекать по европейским
порядкам. Вот почему, едва основав Петербург, государь повелел всем послам
искать и нанимать на западе опытных мастеров, художников, архитекторов. В числе
приглашенных оказался итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли
(1675-1744), проживавший в Париже.
В
1715 году он подписал договор, что обязуется служить царю Петру: создавать
статуи, строить дома, изготавливать цветные искусственные мраморы, придумывать
разные машины для театра. В конце марта 1716 года семейство Растрелли прибыло
на берега Невы. Суровый Петр отдал повеление, чтобы приезжие "...времени
даром не теряли и даром не жили". Потому Бартоломео Растрелли, его
помощник Петр и сын Франческо чуть ли не на следующий день приступили к работе.
Через
пять десятилетий Франческо Бартоломео (1700-1771), став знаменитым русским
архитектором, составил перечень своих творений. Не стесняясь, он приписал себе
и все те, где был только помощником отца. На самом деле за первые 20 лет жизни
в России он построил самостоятельно только один дворец в Петербурге: для
молдавского господаря, князя Дмитрия Кантемира. Но уже эта работа принесла ему
успех.
Известность
Франческо как мастера удивительных архитектурных фантазий побудила новую
русскую императрицу Анну Иоанновну повелеть отцу и сыну Растрелли возвести для
нее зимний дом в московском Кремле, летний - на окраине Москвы в Лефортове
(1713) и Зимний дворец в Петербурге (1733). Увы, ни один из них не дожил до
наших дней.
Дворцы
так понравились государыне и ее окружению, что фаворит императрицы герцог Эрнст
Бирон пожелал, чтобы Франческо Растрелли спешно возвел для него два дворца в
Курляндии: в Рундале (1736) и в Митаве (Елгава, 1738). Здесь были предприняты
первые серьезные поиски нового архитектурного стиля, который окончательно
утвердился через полтора десятилетия. За эту работу Растрелли было пожаловано
звание обер-архитектора императорского двора (1738).
Однако,
не успев завершить отделку курляндских дворцов, архитектор вынужден был спешно
вернуться в Петербург. Новая правительница - Анна Леопольдовна вознамерилась
иметь свой Летний дворец на том месте, где теперь высится Михайловский замок.
Строить его доверено было Франческо Растрелли. Только заложили фундамент, как
власть в России опять переменилась. Императрицей стала Елизавета Петровна
, дочь Петра
Великого. Ее приближенные, конечно, не захотели признать архитектора, ходившего
недавно в любимцах всем ненавистного Бирона. Растрелли собрался было уезжать,
но...
Веселая
императрица жаждала иметь новые роскошные дворцы. Размах и пышность строений
должны были демонстрировать силу и могущество государства, а буйно украшенные
фасады - укрыть расстроенные финансы. Построить такие здания мог только
Растрелли с его неуемной фантазией.
Создание
нового дворца в Петергофе началось в 1747 и завершилось в 1752 г. Нарядное
здание, протянувшееся на 300 метров, стоит на высоком берегу и фасадом обращено
к бескрайним морским просторам. Известный историк искусства и художник XX
столетия Александр Бенуа писал, восхищаясь творением Растрелли: "Петергоф
как бы родился из пены морской. Петергоф - резиденция царя морей".
Еще
полным ходом шли работы в Петергофе, а нетерпеливая императрица уже пожелала,
чтобы обер-архитектор срочно принял участие в перестройке старого дворца в
Царском Селе. Пять лет трудился Растрелли над самой роскошной загородной
резиденцией русских царей. Помимо грандиозного дворца, протяженностью в 740
метров, он возвел вокруг него еще несколько нарядных павильонов: Эрмитаж, Грот,
Катальную горку, Монбижу.
Царскосельский
ансамбль по праву можно назвать одной из вершин русского барокко. Стиля, в
который Растрелли внес свои отличительные черты: он украшал все фасады здания,
а не только главный, как на Западе; следуя традициям древнерусской архитектуры,
успешно использовал цвет; очень активно применял рокайльные (в виде раковин)
декоративные детали. Эти особенности позволили историкам искусства назвать
стиль "елизаветинским", или "растреллиевским барокко".
Он
очень быстро стал модным. Многие стремились построить дом и украсить его в
растреллиевском духе. Петербургские вельможи замучили обер-архитектора своими
просьбами. До наших дней сохранились дворец графа М. Воронцова на Садовой улице
(1749), дом придворного поставщика Г. Штегельмана на Мойке (1750), дворец
графов Строгановых на Невском (1753). В эти же годы Растрелли принимается за
чертежи дворца для императрицы в Стрельне, возводит небольшой дворец на Средней
Рогатке, создает проект нового Зимнего дворца, наблюдает за работами в Царском
Селе и в Смольном монастыре, как стали называть женскую обитель по
расположенному рядом с ней Смоляному двору.
К
сожалению, Растрелли не довелось полностью воплотить свой замысел: не были
отделаны интерьеры и осталась только в модели ажурная 140-метровая колокольня.
Деньги понадобились на войну с Пруссией (1756-1762) и для строительства нового
Зимнего дворца.
История
его создания примечательна и тем, что раскрывает одну из черт характера
Растрелли. Интересный собеседник, общительный и доброжелательный, он был хорошо
принят в обществе. Правда, на службе архитектор становился жестким и даже
деспотичным. Но ради претворения в жизнь своих замыслов он умел быть
терпеливым, дипломатичным и даже льстивым. Елизавета замучила его бесконечными
требованиями достроек и переделок в старом Зимнем дворце. Растрелли безропотно
выполнял все ее капризы, но исподволь внушал императрице, что возведение
нового, пышного Зимнего дворца - ее давняя и заветная мечта. И в конце концов
Елизавета ему поверила.
Дворец
заложили в 1753 году на месте прежнего, времен Анны Иоанновны, и прилегающих
зданий. Последнее и самое грандиозное творение Растрелли представляет четыре
больших квадратных объема по углам, соединенным широкими галереями. Внутри -
свыше тысячи нарядных помещений. Дворец стал главной доминантой в городе. И не
случайно более ста лет запрещалось возводить здания выше Зимнего. Довольный
император наградил обер-архитектора званием генерал-майора и орденом Св. Анны.
Первые и единственные награды за 46 лет верной службы.
В
октябре 1770 Растрелли обратился с просьбой принять его в члены Петербургской
академии художеств. В январе 1771 Академия 19-ю голосами против трех приняла
еще недавно прославленного обер-архитектора в вольные общники. А в апреле того
же года он скончался. Следы его могилы затерялись. В 1923 году площадь в
Петербурге перед Смольным монастырем назвали площадью Растрелли.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
|