Петров-Водкин К.С.
Петров-Водкин К.С.

Петров-Водкин
Кузьма Сергеевич (1878-1939)
Художник-живописец,
теоретик, рисовальщик, создатель фресок, произведений в технике темперной
живописи. Представитель русского модерна.
Творческая
судьба К. С. Петрова-Водкина складывалась счастливо. Превращение сына сапожника
в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжского захолустья
в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его
соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных
кругах - все это кажется фантастичным.
В
искусстве Петрова-Водкина цельно отобразился парадоксальный строй его личности:
провинциально-цепкое, хозяйски-бережливое отношение к материалу духовной
деятельности, с одной стороны, и космический размах гипотез, проектов,
удивительная свобода мышления, интеллектуальное бескорыстие - с другой.
Первые
робкие опыты привели пятнадцатилетнего юношу в Классы живописи и рисования Ф.
Е. Бурова (Самара). В 1895 г. с помощью меценатов он отправился в Петербург и
поступил в ЦУТР. Однако спустя два года, осознавая свое живописное призвание,
Петров-Водкин перешел в МУЖВЗ. Здесь ему посчастливилось работать в мастерской
В. А. Серова. Кроме того, в 1901 г. он был в Мюнхене, где посещал
художественную школу А. Ашбе. Годы пребывания в МУЖВЗ отмечены литературными
занятиями (проза и драматургия), подчас столь интенсивными, что художник даже
колебался в выборе между живописью и литературой.
Путешествие
в Италию, длительное пребывание во Франции, учеба в парижских студиях,
знакомство с современным европейским искусством расширили художественный
горизонт Петрова-Водкина, окончательно определив выбор пути. Поездка в Северную
Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и
на родине. В 1909 г. в редакции журнала "Аполлон" состоялась первая
персональная выставка Петрова-Водкина. На следующий год художник стал членом
объединения "Мир искусства", с которым был связан до его роспуска
(1924).
Уже
в ранний период творчество Петрова-Водкина отмечено символистской ориентацией
("Элегия", 1906; "Берег", 1908; "Сон", 1910).
"Играющие мальчики" (1911) и особенно "Купание красного
коня" (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве
Петрова-Водкина. Здесь ясно прочитывается стремление к синтезу восточной и
западной живописных традиций, оказавшемуся столь плодотворным.
На
протяжении 1910-х гг. рядом с холстами монументально-декоративного характера,
не лишенными стилизации ("Девушки на Волге", 1915), возникают
психологизированные образы в "оболочке" почти натуралистической формы
("На линии огня", 1916). Наиболее органичными представляются
произведения, связанные с темой материнства, проходящей через все творчество
Петрова-Водкина ("Мать", 1913; "Мать", 1915; "Утро.
Купальщицы", 1917).
Понимание
пространства как "одного из главных рассказчиков картины" вместе со
специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный,
желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина.
Космологический
символизм сказывается в портретах ("Автопортрет", 1918; "Голова
мальчика-узбека", 1921; "Портрет Анны Ахматовой", 1922, и др.).
Художник считал живопись орудием усовершенствования человеческой природы и
стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов мирового устройства,
сделать каждое конкретное изображение олицетворением связи космических сил.
Может быть, именно это позволяло ему читать судьбу по лицам.
В
тяжелые, голодные 1917-1918 годы в Петрограде Кузьма Петров-Водкин пишет образ
Богоматери, названный им "Петроградская мадонна". В нем воплотились и
простой строгий колорит ранних фресок Джотто, и вопрошающие глаза новгородских
древних икон. За окном - Петроград, торговые ряды на Невском, оклеенные
листовками, очереди за хлебом, в которых точными легкими касаниями кисти
написаны представители всех сословий. Они собраны в маленькие группы,
объединены малыми сюжетами, как в клеймах житийных икон.
В
этой картине художник пользуется своим умением изображать пространство, для
того чтобы создать ощущение неустойчивости всего окружающего мира - он
накреняется, как палуба корабля, и только образ Богоматери остается неизменным,
незыблемым, несмотря на потрясения мира: линии, описывающие ее голову, мягкий
наклон к младенцу, направленный на нас взор.
В
первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к
натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности
("Утренний натюрморт", 1918; "Натюрморт с зеркалом", 1919;
"Натюрморт с синей пепельницей", 1920). Предметы включены в то же
единство всеобщей, космической связи: взятые с высокой точки зрения, в ясно
обозримых пространственных отношениях, они активно взаимодействуют, общаются друг
с другом на своем предметном языке. Вместе с тем натюрморты с красноречивой
точностью передают суровый дух времени ("Селедка",
"Скрипка", оба 1918).
Многие
произведения Петрова-Водкина построены по принципу двойной экспозиции
("1918 год в Петрограде", 1920; "После боя", 1923;
"Смерть комиссара", 1928), что дает повод ассоциировать его живопись
с языком кинематографа.
На
рубеже 1920-х и 1930-х гг. Петров-Водкин, вынужденный из-за болезни на время
оставить живопись, вновь обратился к литературному творчеству. Именно тогда им
написаны автобиографические повести "Хлыновск" и "Пространство
Эвклида", в которых он широко развил свои взгляды на природу и возможности
искусства.
Последнее
значительное произведение Петрова-Водкина - "1919 год.
Тревога"(1934). Тревога за отечество, за человеческие судьбы, за будущее
детей в 1934 г. приобрела иной смысл, нежели в 1919-м.
Ориентация
на вечные ценности, присущая творчеству Петрова-Водкина, не могла быть принята
советской идеологией сталинского времени. После смерти художника его имя
оказалось полузабытым. Только в середине 1960-х гг. произошло новое открытие
Петрова-Водкина, благодаря чему теперь ясен истинный масштаб его дарования и
ценность творческого наследия.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
|