Пьер Тейяр де Шарден
Пьер Тейяр де Шарден
Р (Teilhard de Chardin, Pierre)
(1881–1955), французский геолог, палеонтолог и философ. Будучи священником
Римско-католической церкви, Тейяр пытался осуществить синтез христианского
учения и теории космической эволюции. Его идеи, соединяющие в себе науку,
философию и христианский мистицизм, были изложены в посмертно изданных трудах,
вызвавших широкий отклик и споры.
Мари
Жозеф Пьер Тейяр де Шарден, дальний родственник Вольтера, родился 1 мая 1881 в
замке Сарсена в Пюи-де-Дом близ Клермон-Феррана на юге Франции. Окончив
иезуитский коллеж в Монже, вступил в орден иезуитов в 1899. С 1901 по 1905
изучал философию и готовился стать священником в иезуитской обители на острове
Джерси. В 1905–1908 находился в Каире, где преподавал физику и химию и
заинтересовался палеонтологией – млекопитающими эпохи эоцена. В 1908 вернулся в
Англию, где изучал теологию в Гастингсе. Стал священником в 1911. Затем был
направлен в Париж и стажировался в Парижском музее у М.Буля, одного из самых
известных палеонтологов того времени. В Первую мировую войну служил во
французской армии санитаром-носильщиком.
В
1922 Тейяр получил докторскую степень по палеонтологии в Сорбонне. В 1922–1926
преподавал геологию в Католическом институте в Париже, однако его интерпретация
первородного греха в применении к эволюции человека была сочтена отклоняющейся
от ортодоксального учения, и ему было предписано покинуть стены института и
отправиться в Тяньцзинь вместе с Э.Лисаном, выдающимся ученым-палеонтологом,
также принадлежавшим к ордену иезуитов. Всю оставшуюся жизнь Тейяр провел в
ссылке, вначале в Китае, а затем в США.
В
1929, участвуя в стратиграфических работах на раскопках в Чжоукоудяне близ
Пекина, Тейяр был одним из ученых, обнаруживших синантропа (Homo erectus), и
получил широкое признание благодаря анализу этой находки. Еще большую славу ему
и А.Брейлю принесло открытие в 1931 того, что синантроп пользовался
примитивными орудиями и огнем.
Во
время Второй мировой войны Тейяр продолжал работать в оккупированном японцами
Пекине, однако его действия были строго ограничены. В 1946 он вернулся в Париж.
Посетил Рим и безуспешно пытался добиться разрешения опубликовать свои
философские и теологические сочинения. Тем не менее эссе и лекции Тейяра ходили
в списках и оказали значительное влияние на научное сообщество. В 1952 он стал
сотрудником Фонда антропологических исследований Уэннера – Грена в Нью-Йорке.
Умер Тейяр де Шарден в Нью-Йорке 10 апреля 1955.
Согласно
Тейяру, эволюция – космический, целенаправленный процесс, в ходе которого
материя-энергия, составляющая Вселенную, прогрессивно развивается в направлении
возрастающей сложности и духовности. Частицы первобытного хаоса находились
первоначально в состоянии бесконечного разнообразия. Пройдя последовательные
этапы, на которых происходил их синтез, они соединились в такие сложные
сущности, как атомы, молекулы, клетки и организмы. Наконец, в человеческом теле
нервная система достигла такой степени сложного единства, что возник
самосознательный, целеустремленный и морально ответственный разум. Таким
образом, жизнь, разум, дух и свобода возникли из материальной матрицы, и
человек начал обретать способность к сознательному контролю над собственными
действиями. Направленность и прогресс очевидны в эволюции материи-энергии,
которая привела к образованию Земли и формированию литосферы, превратившейся
благодаря эволюции живых существ в биосферу. В свою очередь биосфера,
вследствие эволюции разумных существ, стала ноосферой (от греч. nous – разум).
Тейяр
был убежден, что эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, но
продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с
возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся
степенью взаимозависимости, – тенденция, необычайно ускоренная современной
технологией, урбанизацией, телекоммуникациями и развитием вычислительной
техники. Глобальная сеть знаний, исследований и чувство взаимозависимости людей
образуют то, что Тейяр называл ноосферой. Эволюционный процесс он графически
изображал как «конус пространства – времени», в основании которого помещал
множественность и хаос, а на вершине – точку последнего объединения в сложное
единство, «точку Омега».
Для
Тейяра точка Омега есть Бог, который благодаря силе Своего притяжения дает
направление и цель прогрессивно эволюционирующему синтезу. В процессе эволюции
Тейяр видел естественное приуготовление к сверхприродному порядку, указанному
Иисусом Христом. Когда в ходе эволюции материя-энергия истощит весь свой
потенциал к дальнейшему духовному развитию, конвергенция космического
природного порядка и сверхприродного порядка приведет к «парусии», Второму
Пришествию Христа, «уникальному и наивысочайшему событию, в котором Историческое
соединится с Трансцендентным».
Божье
сотворяющее Слово (Logos), имманентное природе с самого начала, есть
синтезирующая сила, которая «творит, объединяя», приводя элементы во все более
невероятные сочетания вопреки тенденции к энтропии. Благодаря воплощению в
историческом Христе Слово Божье обнаружило свою эволюционную мощь в высшей
форме – личной любви. В самопожертвовании Христа раскрывается Божья любовь к
человеку, призыв отвратиться от греха (эгоцентрического сопротивления
божественной объединяющей любви), чтобы сконцентрироваться на Христе, истинном
«центре всех центров». Воскреснув, Христос продолжил свое движение как
«космический Христос» к последнему полюсу притяжения (Омеге), приводя людей их
собственным волеизъявлением в органическое единство друг с другом с центром во
Христе. Тем самым верующие люди избавляются от господства низшей, биологической
детерминации.
Таким
образом, основой и завершением научной космогонии Тейяра является его теология,
пронизанная глубокой верой и личным благочестием философа, его видением Церкви
как сообщества людей, вдохновленных возвышающим и общиннопостроительным
влиянием Иисуса Христа. Церковь, следовательно, является «головным отрядом
эволюционирующего человечества». Однако, с точки зрения Тейяра, учение Церкви
зачастую выражается в терминах слишком статичного и дуалистичного
мировоззрения, разрывающего природу, историю, спасение человека и
сверхприродную благодать Божью. Поскольку человек призван сотрудничать в
завершении Божьего творения, вера должна подвигать его не на бегство от материи
и истории, а на стремление к воссоединению с Богом через посвящение себя
жертвенной задаче продвижения процесса творения и создания подлинно
человеческого сообщества.
Тейяр
оставил два больших труда: Феномен человека (Le Ph nom ne humain,
1955) – книга, обращенная к людям с научным складом ума; Божественная среда (Le
Milieu divin, 1957) – труд, написанный для религиозно-ориентированного
читателя. Другие работы Тейяра – Возникновение человека (L'Avenir de l'homme,
1956); Взгляд в прошлое (La Vision du pass , 1957) и
Наука и Христос (Science et Christ, 1965) – представляют собой сборники эссе и
лекции.
Список литературы
Тейяр
де Шарден П. Феномен человека. М., 1965
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://bio.freehostia.com
|