Пастернак Б.Л.
Пастернак Б.Л.

Пастернак
Борис Леонидович
29.1.1890,
Москва, - 30.5.1960, Переделкино Ленинского района Московской области
Русский
советский писатель. Сын художника Л. О. Пастернака. В 1912 г. в Германии изучал
философов марбургской школы. Первые стихи опубликовал в 1913 г.
Первый
сборник стихов "Близнец в тучах" (1914). Автор сборников:
"Поверх барьеров" (1917), "Сестра моя - жизнь" (1922,
написана преимущественно летом 1917). Входил в литературную группу
"Центрифуга" (Н. Асеев, С. Бобров и др.), занимавшую позицию между
символистами и футуристами. В поэме "Высокая болезнь" (1924, 2-я
редакция 1928) П. переходит от лирики к эпическому жанру; создаeт образ В. И.
Ленина ("... Он управлял теченьем мыслей. И только потому страной");
опубликовал поэмы, посвященные первой русской революции: "Девятьсот пятый
год" (1925-26) и "Лейтенант Шмидт" (1926-27), о которых М.
Горький писал: "Книга - отличная; книга из тех,... которым суждена долгая
жизнь". Тогда же он писал о лирике Пастернака: "... Я могу пожелать
ей только большей простоты. Мне часто кажется, что слишком тонка, почти
неуловима в стихе вашем связь между впечатлением и образом". Лирика
Пастернака, отмеченная высокой поэтической культурой, проникнута чувством
сопричастности миру природы, поэзии, любви - они воспринимаются писателем как
некие извечные стихии, которые он должен "разгадать" и воссоздать во
всей нетронутой естественности. Поэтический путь Пастернака ознаменован
настойчивым стремлением дойти "до самой сути" вещей и явлений,
добиться простоты стиля, который отражал бы глубину и ясность видения мира.
Противоречивость
мировоззрения поэта, искавшего своего пути в новой действительности, сказалась
в его книгах начала 30-х гг. В автобиографической повести "Охранная
грамота" (1931) и в неоконченном романе в стихах "Спекторский"
(1931) выражено убеждение в моральной правоте революции, в высоте еe нравственных
истоков и целей. Однако, вступая в противоречие с пролетарским гуманизмом,
Пастернак отрицал революционное насилие как средство достижения этих целей. В
то же время для книг стихов "Второе рождение" (1932) характерна
попытка взглянуть "без пелeн" на жизнь страны, постичь еe завтрашний
день ("Ты рядом, даль социализма" и др.).
В
начале 30-х гг. Пастернак переводил стихи грузинских поэтов - Н. Бараташвили,
А. Церетели, Г. Леонидзе, Т. Табидзе, С. Чиковани, П. Яшвили. Владея многими
языками, Пастернак создал новые переводы пьес У. Шекспира, "Фауста"
И. В. Гeте, стихов Г. Сакса, П. Шелли, Дж. Китса, П. Верлена. В годы Великой
Отечественной войны 1941-45 гг. Пастернак пишет стихи о героях и тружениках
войны ("Смерть сапeра" и др.). В 1943 г. выходит сборник "На
ранних поездах", в 1945 - "Земной простор", в которых наметился
отход от прежней поэтики, стремление к классически ясному стилю. В 50-е гг.
Пастернак пережил глубокий кризис. В романе "Доктор Живаго" выражено
отрицательное отношение к революции и неверие в возможность социального
преобразования общества. В 1955 г. Пастернак признал, что во время работы над
романом его "... по собственному какому-то отчуждению... стало отмывать
куда-то в сторону все больше и больше". Публикация этого романа за рубежом
(1957) и присуждение за него Пастернаку Нобелевской премии (1958) вызвали
резкую критику в советской печати; Пастернак был исключен из Союза писателей.
От Нобелевской премии он отказался.
В
последнем цикле стихов "Когда разгуляется" (1956-59) ощутим новый
прилив творческих сил поэта, его стремление преодолеть мотивы трагического
одиночества.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
|