Папа Григорий Великий
Папа Григорий Великий

Cвятой,
носящий по историческому своему значению титул Великого, родился в Риме около
540 г. и происходил из богатой и знатной семьи, отличавшейся благочестием. В
молодости он посвятил себя гражданской службе и в 574 г. императором Юстином
был возведен в звание претора. Получив от родителей богатое наследство, он
основал несколько монастырей в Сицилии и один в Риме, на Целийском холме в
своем родовом доме. В этом монастыре, носившем название монастыря св. апостола
Андрея, он поселился сам и предался строгой подвижнической жизни. В 577 г. он
был посвящен в сан диакона; в 585 г. был избран настоятелем, основанного им
монастыря; в 590 г. римским сенатом, клиром и народом единогласно избран на
папский престол (590 - 604 гг.).
Св.Григорий
пользовался при жизни и после смерти громадным почитанием на Западе. Существует
множество рассказов о чудесах, совершенных им при жизни и после смерти.
Восточная церковь также чтит св.Григория, празднуя его память 12-го марта под
именем св.Григория Двоеслова.
Св.Григорий
знаменит и как писатель. Древние биографы св.Григория сравнивают его в этом
отношении с великими философами и мудрецами. Как музыкант, папа Григорий имеет
значение одного из главнейших деятелей в области разработки церковной музыки:
он расширил систему амвросианских ладов и создал особую школу пения., носящего
название Cantus Gregorians. Изменения, сделанные Григорием Великим в
амвросианской системе, заключались в том, что к четырем ладам св.Амвросия,
входившим в основу, он присоединил еще 4 новых лада, которые произошли с
помощью перенесения четырех верхних тонов ладов Амвросия или второго их
тетрахорда на октаву вниз. Амвросианские лады получили название автентических,
присоединенные св.Григорием - плагальных.
Плагальный
ряд имел одинаковую тонику с тем автентическим, от которого происходил.
Св.Григорий
ревностно собирал напевы разных христианских церквей. Сборник этих напевов,
получивший название антифонария, как неизменное хранилище христианского пения
был прикреплен цепью к алтарю церкви св.Петра в Риме.
Григорий
Великий установил октавную систему вместо греческой системы тетрахордов и
греческие названия тонов заменил латинскими буквами A, B, C и т.д., причем
восьмой тон получал опять название первого.
Весь
звукоряд Григория Великого состоял из четырнадцати тонов: A, B, c, d, e, f, g,
a, b. Буква B (b) имела двоякое значение: В круглое (B rotundum) и В квадратное
(B quadratum), то есть си-бемоль и си-бекар, смотря по надобности.
Нотация
антифонария состояла из невм, т.е. особых музыкальных знаков, по внешнему виду
которых можно было определить направление мелодии вверх и вниз. Невмы указывали
направление мелодии приблизительно, а потому знание мелодии предполагалось у
певцов. Обучение церковному пению производилось в школах. Григорий основал
певческую школу в Риме, ревностно следил за обучением пению и даже сам преподавал,
строго взыскивая за нерадение и наказывая ленивых учеников. Грегорианское пение
окончательно вытеснило из церкви амвросианское. В отличие от амвросианского
пения, ритм которого зависел от просодии текста, грегорианское пение было пение
ровное (cantus planus), свободное от просодии, отчего мелодия лилась
естественно и гладко, и музыкальный ритм становился самостоятельным - факт
первостепенной важности в истории музыки.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mediaterra.ru
|