Одоевский Владимир Федорович
Одоевский Владимир Федорович

Князь,
известный русский писатель и общественный деятель, родился в 1803 г. в Москве и
был последним представителем одной из старейших ветвей рода Рюриковичей,
происходя по прямой линии от князя черниговского Михаила Всеволодовича,
замученного в 1246 г. в Орде и причтенного к лику святых.
Свое
общее образование Одоевский получил в благородном пансионе при Московском
университете и по окончании курса сотрудничал в "Вестнике Европы".
Сблизившись с А.С.Грибоедовым и В.К.Кюхельбекером, он в 1824 - 25 гг. издавал
альманах "Мнемозина". В 1826 г. поступил на службу в ведомство
иностранных исповеданий и в течение нескольких лет редактировал "Журнал
Министерства Внутренних Дел". В 1846 г. был назначен помощником Директора
Императорской Публичной Библиотеки и Директором Румянцевского музея. С
переводом в 1861 г. музея в Москву Одоевский был назначен сенатором московских
департаментов сената, заняв должность первоприсутствующего 8 департамента.
Одоевский
был человеком самого разностороннего и глубокого образования, вдумчивый и
восприимчивый мыслитель, он чутко отзывался на все явления современной ему
научной и общественной жизни. Искание во всем и прежде всего правды ("ложь
в искусстве, ложь в науке и ложь в жизни"- писал он в свои преклонные
годы, - "были всегда моими врагами и моими мучителями: всегда я преследовал
их, и всюду они меня преследовали".) составляет исключительную черту всех
его произведений. Одоевский является не только как интересный повествователь
сказочник, но и как научный мыслитель и исследователь нравственно-философских,
экономических и естественных учений.
Среди
многочисленных произведений Одоевского главное место занимают его "Русские
ночи" - философская беседа между несколькими молодыми людьми, куда для
иллюстрации выводимых автором положений вплетены рассказы и повести, из которых
особенно выделяются два : "Бригадир" и "Себастьян Бах". В
последнем автор, излагая в изящной простоте биографию Баха, высказал, между
прочим, свою восторженную любовь к музыке, как к "величайшему из
искусств", изучению теории и истории которой он посвятил значительную
часть своей жизни. Из других повестей и рассказов, не вошедших в "Русские
ночи", отличается большая полуфантастическая, полуисторическая повесть
"Саламандра", написанная автором под влиянием изучения истории
алхимии и исследований Я.К.Грота о финских легендах и поверьях, и серию полных
злой иронии рассказов из своей жизни: "Новый год", "Княжна
Мими", "Княжна Зизи" и др., сатирические сказки: "О мертвом
теле, неизвестно кому принадлежащем", "О господине Коваколе" и
др., а также серия нравоучительных детских сказок: "Душа женщины",
"Игоша", "Необойденный дом" и др. Большая часть этих сказок
была издана отдельной книгой под названием "Сказки дедушки Иринея".
Литературная
деятельность Одоевского была также посвящена заботе о просвещении народа, и он
долгое время состоял редактором "Сельского обозрения", издающегося
Министерством внутренних дел; вместе с другом своим А.П.Заблоцким-Десятовским
Одоевский выпустил в свет книжки "Сельского чтения" в 20000
экземпляров под заглавием "Что крестьянин Наум твердил детям и по поводу
картофеля", "Что такое чертеж земли и на что это пригодно" и др.
Кроме этого, Одоевский написал для народного чтения ряд "Грамоток деда
Иринея", а также "Пестрые сказки Иринея Гамозейки".
Одоевский
был искренне предан интересам литературы и помогал всему честному и даровитому,
что в ней появлялось, заботиться о расширении круга изданий. "Печать, -
говорил он, - есть дело великое. Честная литература - точно брандвахта,
аванпостная служба среди общественного коварства". Одоевский, как было
сказано выше, посвятил себя серьезному изучению музыки. Как музыкальный
писатель он известен следующими сочинениями о музыке: "Опыт о музыкальном
языке" (1833), "Музыкальная грамота или основания музыки не для
музыкантов" (1868), "Об изучении русской музыки не только как
искусства, но и как науки" (речь, сказанная им при открытии Московской
консерватории), "Об истинной русской музыке", "К вопросу о
древнерусском пении" (газета "День" 1864, №№ 4, 17),
"Русская и так называемая общая музыка" (в "Русском" Погодина
1867, №№ 11, 12).
В
Петербурге на вечерах у Жуковского Одоевский сблизился с Глинкой. Сближение это
вскоре перешло в тесную дружбу, и Глинка неоднократно пользовался советами
Одоевского, когда писал оперу "Жизнь за царя", успех которой был
отпразднован на квартире Одоевского пением шутливого канона ("...веселися
Русь, наш Глинка, уже не глинка, а - фарфор"), сочиненного Пушкиным,
князем Вяземским и князем Вьельгорским и положенного на музыку самим Глинкой и
Одоевским.
Как
общественному деятелю, Одоевскому принадлежала инициатива устройства детских
приютов, по его мысли в Петербурге основана больница для приходящих, получившая
позднее наименование Максимилиановская, а также Елизаветинская детская
больница. В заботе придти на помощь страждущим Одоевский встретил поддержку
Великой княжны Елены Павловны, благодаря содействию которой в 1846 г. в
Петербурге возникло "Общество посещения бедных".
Общество
это, несмотря на неутомимую и энергичную деятельность своего председателя князя
Одоевского, отдававшего ему все свое время и все свои силы, к сожалению,
просуществовало только до 1855 г., когда должно было прекратить свою
деятельность в последствие запрещения военным участвовать в нем, что лишило его
множества деятельных членов и нанесло ему огромный удар.
Последние
годы жизни Одоевский провел в Москве и смерть его застала за усиленными
заботами об устройстве в Москве съезда археологов (Одоевский был одним из
учредителей Археологического Общества и также Императорского Географического
общества), во время которого ученики консерватории должны были под руководством
Одоевского исполнить древнерусские церковные напевы. Эти напевы были исполнены
на его скромных похоронах.
Одоевский
умер в 1869 г. в Москве и погребен на кладбище Донского монастыря.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mediaterra.ru
|