Никитин И.Н.
Никитин И.Н.

Никитин
Иван Никитич (ок. 1690-1742)
"Персонных
дел мастер", любимый художник Петра I, И. Н. Никитин являл собой пример
патриотической гордости императора перед иностранцами, "дабы знали, что
есть и из нашего народа добрые мастеры". И Петр не ошибался:
"живописец Иван" был первым русским портретистом европейского уровня.
Его
творчество - начало русской живописи нового времени.
Год
рождения Никитина точно неизвестен, и традиционно принятая дата - около 1690
года - иногда оспаривается. Лишь недавно выяснилось отчество художника; в
результате архивных изысканий была отделена его фигура от другого Никитина, его
однофамильца; только в последние годы определился корпус его работ, очищенный
от приписываемых ему копий и картин других художников. Так что же известно о
судьбе мастера огромного дарования и трагической жизни?
Иван
Никитич Никитин родился в семье священника, весьма близкой ко двору. В
Измайлове, родовом имении Романовых, прошло детство художника. Учился он,
скорее всего, в Оружейной палате - только там можно было овладеть ремеслом
живописца. Однако даже в самых ранних никитинских работах обнаруживается
знакомство с европейской живописью.
Никитин
покинул Москву в 1711 году, когда всех мастеров Оружейной палаты перевели в
новую столицу. Здесь, при новозаведенной Санкт-Петербургской типографии, вскоре
была основана рисовальная школа, в которой "грыдоровальных дел мастера и
живописцы... в рисовании наилучшую получали науку". Среди преподавателей -
Иван Никитин.
К
тому же времени относятся и первые известные его работы - портреты царевен
Прасковьи Иоанновны (1714) и Натальи Алексеевны (до 1716).
По-видимому,
Петр высоко оценил эти работы: вскоре Никитин приступил к первому царскому
заказу, о котором мы знаем только из записи петровского "Юрнала":
"Его величества половинную персону писал Иван Никитин". Еще одна
работа первого периода творчества Никитина - портрет цесаревны Анны Петровны
(до 1716), восьмилетней дочери Петра.
В
начале 1716 года Никитин отправился на ученье за границу, в Италию, пребывание
в которой значительно расширило технические приемы его живописи.
В
начале апреля 1720 года братья Никитины вернулись в Петербург, встреченные
царской лаской - Иван получил звание гофмалера. Его жизнь теперь тесно связана
со двором.
28
января 1725 года Никитин пишет Петра в последний раз ("Петр I на смертном
ложе"). Лежащий царь, прикрытый горностаевой мантией, увиден с необычной
точки зрения - сверху, в непривычном сложном освещении от трепещущих свечей,
дрожью пламени вносящих жизнь в мертвое тело. Редкое по живописной силе и
свободе полотно - реквием Петру, написанный близким человеком,
единомышленником, ошеломленным величиной утраты.
Никому
нет дела до гофмалера. Прекращаются заказы, жалованье выплачивается
нерегулярно.
Но
именно в эти годы созданы лучшие никитинские портреты - жизнерадостного и
легкомысленного Сергея Строганова, изображенного в сложном рокайльном повороте,
с прихотливым рисунком складок бархатного плаща; канцлера Н.И. Головкина,
воплощающего образ государственного деятеля.
И
неожиданный "Портрет напольного гетмана", одно из самых странных
произведений 18 века. Непонятно, кем мог быть человек с простым утомленным
лицом, человек воли и действия, написанный с обогнавшей время живописной
раскованностью и мастерством. "Напольный" ли это (то есть командующий
действующими, "полевыми" войсками) гетман - но ни один из известных
украинских или польских гетманов не подходит по возрасту, да и одежда его не
похожа на принятую в войсках. Или название родилось из старой описи, где
картина обозначена "наполно неоконченной", то есть незавершенной, и
тогда, может быть, изображен на ней простой казак-малороссиянин?
Портрет
решен очень просто. Перед нами немолодой, усталый и кажущийся очень одиноким
человек. Лишь по костюму можно понять, что это высокопоставленный деятель,
формально - глава Украины. Удивительно, но по-своему символично: мы не знаем
точно, кто конкретно изображен на портрете. Традиционно считается, что портрет
написан после 1725 г. Поэтому он воспринимается как обобщенный образ человека
Петровской эпохи, участника ее событий и свидетеля ее конца.
В
1732 году Никитин был арестован Тайной канцелярией по обвинению в особо тяжком
государственном преступлении и пять лет провел в одиночной камере Петропавловской
крепости в бесконечных допросах и пытках.
Долгое
время принято было считать, что после смерти Петра I художник, переехав в
Москву, примкнул к старо-русской партии, желавшей вернуть Русь в допетровское
время, чем и был вызван его арест. Однако ничто в Никитине не выдает
приверженца старых порядков. Ничто не говорит и об измене европейским привычкам
- в его доме картины, гравюры, скульптуры, книги; записками на итальянском
языке обменивались братья Никитины, предчувствуя арест. Были ли репрессии
последствием неосторожности брата Никитина, Родиона, читавшего с амвона памфлет
против Феофана Прокоповича? Или существовали более сложные и скрытые причины?
Глухие намеки в материалах следствия позволяют судить о причастности Никитина к
оппозиции правлению Анны Иоанновны, имевшей не очень прочные права на престол и
постоянно опасавшейся заговоров. Это подтверждается и длительностью следствия и
жестокостью наказания: "бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно под
караулом".
Воцарившаяся
дочь Петра I, Елизавета, велит немедленно "Ивана и Романа Никитиных из
ссылки, где они обретаютца, освободить", но приказ достигает Сибири лишь в
январе 1742 года. Где-то на пути в Москву умер в дороге персонных дел мастер Иван
Никитин.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
|