Мстислав Ростропович
Мстислав
Ростропович

Мстислав
Леопольдович Ростропович (р. 1927) - русский виолончелист, дирижер, народный
артист СССР (1966), лауреат Сталинской (1951) и Ленинской (1964) премий СССР,
Государственной премии РФ (1992). Известен не только как музыкант, но и как
общественный деятель. Лондонская «Таймс» назвала его величайшим из живущих
музыкантов. Его имя включено в число «Сорока бессмертных» – почетных членов
Академии искусств Франции. Член Академии наук и искусств (США), Академии «Санта
Чечилия» (Рим), Королевской академии музыки Англии, Королевской академии
Швеции, Баварской академии изящных искусств, обладатель Императорской премии
Японской ассоциации искусств и множества других премий. Удостоен звания
почетного доктора более 50 университетов в различных странах. Почетный
гражданин многих городов мира. Командор орденов Почетного легиона (Франция,
1981, 1987), почетный рыцарь-командор Светлейшего ордена Британской империи.
Награжден множеством государственных наград 29 стран. В 1997 награжден Большим
Русским Призом «Слава/Gloria».
Родился 27
марта 1927 в Баку. Музыкальная родословная берет начало из Оренбурга. Оба деда
и родители – музыканты. В 15 лет уже преподавал в музыкальном училище,
занимаясь у М.Чулаки, эвакуированного в годы войны в Оренбург. В 16 лет
поступил в Московскую консерваторию в класс виолончелиста Семена Козолупова.
Исполнительская карьера Ростроповича началась в 1945, когда он получил I премию
на Всесоюзном конкурсе музыкантов. Международное признание пришло в 1950 после
победы на конкурсе им. Гануша Вигана в Праге. После победы во Всесоюзном
конкурсе студент консерватории Слава Ростропович был переведен со второго курса
сразу на пятый. Затем в течение 26 лет преподавал в Московской консерватории, 7
лет – в Ленинградской. Его ученики – известные исполнители, многие из них
впоследствии сами стали профессорами ведущих музыкальных академий мира: Сергей
Ролдыгин, Иосиф Фейгельсон, Наталья Шаховская, Давид Герингас, Иван Монигетти,
Элеонора Тестелец, Марис Виллеруш, Миша Майский.
На формирование
личности Ростроповича решающее воздействие, по его признанию, оказали три
композитора, Прокофьев, Шостакович и Бриттен. Его творчество развивалось в двух
направлениях – как виолончелиста (солиста и ансамблиста) и как дирижера –
оперного и симфонического. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар
виолончельной музыки. Он вдохновил многих крупнейших композиторов 20 в. на
создание произведений специально для него. Шостакович и Прокофьев, Бриттен и
Л.Бернстайн, А.Дютийе, В.Лютославский, К.Пендерецкий, Б.Чайковский – всего
около 60 современных композиторов посвятили свои сочинения Ростроповичу. Им
были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых
премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле с С.Рихтером, в трио с
Э.Гилельсом и Л.Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с Г.Вишневской.
Дирижерскую
карьеру начал в 1967 в Большом театре (дебютировал в Евгении Онегине
П.Чайковского, затем последовали постановки опер Семен Котко и Война и мир
Прокофьева). Однако жизнь на родине сложилась не совсем гладко. Он оказался в
опале и следствием этого стал вынужденный отъезд из СССР в 1974. А в 1978 за
правозащитную деятельность (в частности, за покровительство А.Солженицыну) он и
его жена Г.Вишневская были лишены советского гражданства. В 1990 М.Горбачев
издал указ об аннулировании Постановлений Президиума Верховного Совета о
лишении их гражданства и о восстановлении снятых почетных званий. Многие страны
предлагали Ростроповичу взять их гражданство, но он отказался, и не имеет
никакого гражданства.
В Сан-Франциско
исполнил (как дирижер) Пиковую даму, в Монте-Карло Царскую невесту. Участник
мировых премьер таких опер, как Жизнь с идиотом (1992, Амстердам) и Джезуальдо
(1995, Вена) А.Шнитке, Лолита Р.Щедрина (в Стокгольмской опере). Затем
последовали постановки Леди Макбет Мценского уезда Шостаковича (в первой
редакции) в Мюнхене, Париже, Мадриде, Буэнос-Айресе, Олдборо, Москве и др.
городах. После возвращения в Россию дирижировал Хованщиной в редакции
Шостаковича (1996, Москва, Большой театр). С оркестром Французского радио в
Париже им были записаны оперы Война и мир, Евгений Онегин, Борис Годунов, Леди
Макбет Мценского уезда.
В 1977–1994 –
главный дирижер Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, который под
его руководством вошел в число лучших оркестров Америки. Его приглашают самые
известные оркестры мира – Великобритании, Франции, Германии, Австрии, США,
Японии и др. стран.
Организатор
собственных фестивалей, один из которых посвящен музыке 20 в. Другой – фестиваль
виолончелистов в городе Бовэ (Франция). Фестивали в Чикаго были посвящены
Шостаковичу, Прокофьеву, Бриттену. Множество фестивалей Ростроповича состоялось
в Лондоне. Один из них, посвященный Шостаковичу, длился несколько месяцев (все
15 симфоний Шостаковича с Лондонским симфоническим оркестром). На Нью-йоркском
фестивале исполнялась музыка композиторов, которые посвятили ему свои
произведения. Принимал участие в фестивале «Дни Бенджамина Бриттена в
Петербурге» к 90-летию со дня рождения Бриттена. По его инициативе возрождается
конкурс виолончелистов имени Пабло Казальса во Франкфурте.
Открывает
музыкальные школы, ведет мастер-классы. С 2004 возглавляет Школу высшего
музыкального мастерства в Валенсии (Испания). Под его покровительством с 1998
проводится Международный конкурс по композиции «Мастерпрайз», который является
совместной работой BBC, Лондонского симфонического оркестра и «ЭМИ Рекордз».
Конкурс задуман как катализатор более близкого соединения почитателей серьезной
музыки и современных композиторов.
Сыграл тысячи
концертов в концертных залах, на фабриках и заводах, в клубах и королевских
резиденциях (в Виндзорском дворце, концерт в честь 65-летия королевы Испании
Софии и т.п.).
Безупречное
техническое мастерство, красота звука, артистизм, стилистическая культура,
драматургическая выверенность, заражающая эмоциональность, вдохновенность – нет
таких слов, чтобы в полной мере оценить индивидуальную и яркую исполнительскую
натуру музыканта. «Все, что я играю, я люблю до обморока», – говорит он.
Известен и
своей благотворительной деятельностью: он президент «Благотворительного фонда
Вишневской – Ростроповича», который оказывает помощь детским лечебным
учреждениям Российской Федерации. В 2000 фонд начал проводить в России
программу по детской вакцинопрофилактике. Президент носящего его имя фонда
помощи одаренным студентам музыкальных вузов, основал фонд помощи молодым
музыкантам в Германии, стипендионный фонд для талантливых детей в России.
Широкую известность получили факты его выступления в 1989 у Берлинской стены, а
также приезд в Москву в августе 1991, когда он присоединился к защитникам
российского Белого дома. За усилия по защите прав человека ему было вручено
несколько наград, среди которых ежегодная награда Лиги Прав Человека (1974).
«Никому и никогда не удастся меня поссорить с Россией, сколько бы грязи на мою
голову не лили», – сказал он. Одним из первых поддержал идею проведения в
Нижнем Новгороде Международных фестивалей искусств имени А.Д.Сахарова, был
гостем II и участником IV фестиваля.
Личность и
деятельность Ростроповича уникальны. Как справедливо пишут, «своим магическим
музыкальным дарованием и фантастическим общественным темпераментом он объял
весь цивилизованный мир, создав некий новый круг «кровообращения» культуры и
связей между людьми». Так, национальная академия звукозаписи США в феврале 2003
наградила его музыкальной премией «Грэмми» «за экстраординарную карьеру
виолончелиста и дирижера, за жизнь в записях». Его называют «Гагариным
виолончели» и «маэстро Славой».
Валида Келле
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/
|