Михаил Иванович Глинка
Михаил Иванович Глинка
Пушкина В. Н.

В
1804 году 20 мая в Смоленской губернии в семье помещика Ивана Николаевича
Глинки родился мальчик, которому суждено было стать основоположником русской
классической музыки. От роду ребенок был слабым и болезненным. Все детство он
провел в окружении женщин. Такое влияние естественно отразилось на характере
Глинки, и без того очень мягком. Впоследствии мягкость его характера часто
переходила в слабость и беспомощность в житейских делах.
Одним
из самых ярких первых музыкальных впечатлений мальчика было церковное пение и
колокольный звон. По праздникам Мишу водили в церковь. Возвращаясь домой он
набирал медные тазы, и подолгу звонил в них, подражая церковным колоколам. В
семилетнем возрасте, когда мальчик бывал в городе, он безошибочно мог отличить
звон каждой церкви. Музыка производила на маленького Глинку потрясающее
впечатление. Однажды на уроке рисования учитель, заметив рассеянность Миши
спросил его – “ Вы, наверно, все думаете о вчерашней музыке.”- “Что же делать,
- отвечал мечтательный мальчик, - музыка - душа моя”. Играть на скрипке Мишу
учил крепостной скрипач, а на фортепиано гувернантка. Однако музыкальные занятия
в домашних условиях были далеки от совершенства.
В
1817 году семья Глинки переехала в Петербург. Там Михаила определили в
Благородный пансион при Педагогическом институте. В студенческие годы Глинка
часто посещал театр, увлекаясь балетом и оперой. Во время летних каникул он
упражнялся в дирижировании с крепостным оркестром своего дяди.
После
окончания пансиона Глинка получил должность помощника секретаря в канцелярии
совета путей сообщения. Служба не обременяла композитора, и он продолжал
заниматься главным делом своей жизни - музыкой. Вскоре из-за конфликта с
начальством Глинка был вынужден уйти в отставку, однако это событие ни сколько
не огорчило композитора. К тому времени его произведения уже издавались, он был
широко известен в Петербурге как композитор и вращался в высшем Петербургском
обществе (гр. М. Ю. Виельгорский, Толстые, Штерич, князья Голицыны). Так
безоблачно проходили молодые годы композитора. Казалось, впереди его ожидает
самое светлое будущее. Единственное, что омрачало его жизнь в эти годы – это
болезнь. Чем в действительности был болен Глинка, мы не имеем достоверных
сведений, как и не имели их врачи, лечившие композитора. После тщетных попыток
докторов поправить здоровье Глинки, его отправляют за границу.
В
1830 году композитор уезжает в Италию. Живя в Милане, Глинка восхищается итальянской
музыкой. В этот период им написано большое количество арий в итальянской
манере. Но вскоре первые впечатления стали терять свою прелесть. Глинка сделал
вывод, что при всей привлекательности итальянской музыки, в ней не хватает
глубины. В конце концов, композитором овладело чувство тоски по России и по
русскому искусству. Так вдали от Родины у Глинки возникла идея создания русской
национальной музыки.
В
1834 году Михаил Иванович вернулся в Петербург, и с увлечением принялся за
сочинение оперы о патриотическом подвиге русского народа в образе Ивана
Сусанина. Сюжет подсказал композитору поэт Жуковский. Опера “Жизнь за царя”
была восторженно принята публикой, и укрепила славу композитора.
В
1837 году Глинку назначают капельмейстером в придворной Певческой капелле (В
наши дни Санкт- Петербургская капелла носит имя этого великого композитора.)
Глинка находится в расцвете своего творчества. Но его жизнь омрачает неудачная
женитьба.
Разлад
с женой действовал на ранимую душу композитора угнетающе, и в итоге привел к
публичному разводу, что весьма плохо отразилось на репутации Глинки. От всех
жизненных переживаний композитор спасается работой над оперой “Руслан и
Людмила”.
Пять
лет шла работа над этим произведением. Однако всем, кому он показывал оперу,
опера не нравилась. Глинка был разочарован, он с горечью говорил: “Из ”Руслана”
я мог бы сделать десять таких опер, как “Жизнь за царя”. Постановка оперы
получилась очень слабая. В следующем сезоне оперу и вовсе убрали из репертуара
театра. При таких грустных обстоятельствах композитор покинул Россию.
На
этот раз Глинка уезжает во Францию и Испанию. В Париже Михаил Иванович
знакомится со знаменитым французским композитором Гектором Берлиозом.
В
1857 году Глинка простудился. Болезнь развивалась очень быстро, и 3 февраля
композитор скончался в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и похоронили на
кладбище Александро-Невской лавры.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
|