Милий Алексеевич Балакирев
Милий
Алексеевич Балакирев
(1837–1910)

Русский
композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной «Пятерки» –
«Могучей кучки» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков),
которая олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре
19 в.
Балакирев
родился 21 декабря (2 января 1837) в Нижнем Новгороде, в обедневшей дворянской
семье. Привезенный в Москву в возрасте десяти лет, он некоторое время брал
уроки у Джона Фильда; позже большое участие в его судьбе принял А.Д.Улыбышев –
просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте.
Балакирев поступил на физико-математический факультет Казанского университета,
но в 1855 встретился в Петербурге с М.И.Глинкой, который убедил молодого
музыканта посвятить себя композиции в национальном духе, с опорой на русскую
музыку – народную и церковную, на русские сюжеты и тексты.
«Могучая кучка»
сложилась в Петербурге между 1857 и 1862, и Балакирев стал ее руководителем. Он
был самоучкой и черпал знания главным образом из практики, поэтому отвергал
принятые в то время учебники и методы преподавания гармонии и контрапункта,
заменив их широким знакомством с шедеврами мировой музыки и подробным их
анализом. «Могучая кучка» как творческое объединение просуществовала
сравнительно недолго, однако оказала огромное влияние на русскую культуру. В 1863
Балакирев основал Бесплатную музыкальную школу – в противовес Петербургской
консерватории, направление которой Балакирев оценивал как космополитическое и
консервативное. Он много выступал как дирижер, регулярно знакомя слушателей с
ранними произведениями своего кружка. В 1867 Балакирев стал дирижером концертов
Императорского Русского музыкального общества, но в 1869 был вынужден оставить
этот пост. В 1870 Балакирев пережил сильнейший духовный кризис, после которого
он в течение пяти лет не занимался музыкой. Он вернулся к композиции в 1876, но
к этому времени уже утратил в глазах музыкальной общественности репутацию главы
национальной школы. В 1882 Балакирев снова стал руководителем концертов
Бесплатной музыкальной школы, а в 1883 – управляющим Придворной певческой
капеллы (в этот период им создан ряд церковных композиций и переложений древних
распевов).
Балакирев
сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, но сам
сочинял относительно немного. В симфонических жанрах им создано две симфонии,
несколько увертюр, музыка к шекспировскому "Королю Лиру" (1858–1861),
симфонические поэмы "Тамара" (ок. 1882), "Русь" (1887, 2-я
редакция 1907) и "В Чехии" (1867, 2-я редакция 1905). Для фортепиано
он написал сонату си-бемоль минор (1905), блистательную фантазию
"Исламей" (1869) и ряд пьес в разных жанрах. Высокую ценность имеют
романсы и обработки народных песен. Музыкальный стиль Балакирева опирается с
одной стороны на народные истоки и традиции церковной музыки, с другой – на
опыт нового западноевропейского искусства, в особенности Листа, Шопена,
Берлиоза. Умер Балакирев в Петербурге 16 (29) мая 1910.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/
|