Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Годы жизни: 09.09.1874 - 14.04.1940

Мейерхольд
В.Э.Фотография
Карл
Казимир Теодор Мейерхольд родился 28 января (9 февраля) 1874 года в Пензе в
обрусевшей немецкой семье владельца винно-водочного завода Эмилия Федоровича
Мейерхольда и его жены Альвины Даниловны (урожденной Неезе). Окончив в 1895
году Пензенскую гимназию Мейерхольд поступил на юридический факультет
Московского университета (курса не закончил). В 1895 году,по исполнении 21 года
(т.е. совершеннолетия) Мейерхольд принял православие и изменил собственное имя
на Всеволод, (в честь своего любимого писателя В.М.Гаршина).В 1896 году был
зачислен в Театрально – музыкальное училище Московского филармонического
общества в класс Вл. И. Немировича-Данченко (сразу на второй курс) и в 1898
году окончив училище, вместе с О.Л.Книппер, И.М.Москвиным и другими актерами
вступил в труппу создаваемого в это время Художественного театра.Весной в 1902
года Мейерхольд вышел из состава труппы МХТ. С этого времени началась его
самостоятельная режиссерская работа. Вместе с А.С.Кошеверовым он создал труппу
русских драматических артистов под управлением Кошеверова и Мейерхольда в
Херсоне. Несколько спектаклей было поставлено в Николаеве и Севастополе. В
следующих сезонах Мейерхольд руководил труппой уже самостоятельно, т.к. Кошеверов
уехал в Киев. Труппа стала называться "Товариществом новой драмы".
Меняя города (Херсон, Тифлис, Полтава), репертуар и многих актеров, труппа
сохранила это название до лета 1906 года и даже позже уже без Мейерхольда.
Летом 1902 года состоялась первая поездка Мейерхольда за границу – в Италию.
С
мая по октябрь 1905 года Мейерхольд, по приглашению К.С.Станиславского,
руководил Театром-студии в Москве, подготовил там спектакли "Смерть
Тентажиля", "Комедия любви". Театр не был открыт.С конца 1905
года по февраль 1906 года Мейерхольд находился в Петербурге, где вместе с
группой литераторов предполагал создать театр "Факелы". Театр не был
создан. С осени 1906 года по ноябрь 1907 года Мейерхольд главный режиссер
Драматического театра В.Ф. Комиссаржевской. В этом театре он поставил
"Сестру Беатрису", М.Матерлинка, "Балаганчик" А.Блока,
"Жизнь человека"Л.Н.Андреева. В эти же годы Мейерхольд занимался
литературной работой, главным образом переводами, а с лета 1906 года работал
над статьями о театре, публикуя их в журналах. В 1913 году эти статьи вышли
отдельной книгой "О театре".С февраля по апрель 1908 года Мейерхольд
организовал поездки бывших актеров Товарищества новой драмы по западным и южным
губерниям , а с лета начал работу в императорских театрах, куда был приглашен
директором императорских театров В.А.Телятновским еще в ноябре 1907 года.
Первая постановка в Александринском театре - "У царских врат" К.
Гамсуна- была показана 30 сентября 1908 года. Мейерхольд выступил в ней не
только как режиссер, но и как исполнитель главной роли Карено.В императорских
театрах (Алеександринском, Мариинском и Михайловском) Мейерхольд проработал до
1918 года, поставив там 21 драматический спектакль ("Дон
жуан"Мольера, "Грозу" А.Островского, "Два брата", "Маскарад"
Лермонтова) и десять музыкальных ("Тристан и Изольда" Вагнера,
"Орфей" Глюка, "Каменный гость" А.С.Даргомыжского и др.)
Одновременно Мейерхольд осуществил эксперементальные поставновки на маленьких
сценах: в клубе "Лукоморье", Доме Интермедий, частных домах, летних
театрах. В 1913 году по приглашению Н.Рубинштейна поставил в Парижском театре
"Шатле", "Пизанеллу" Г.Д. Аннунцио. В петербургский период
работы Мейерхольда началась его педагогическая деятельность. В 1908/1909 гг.
была открыта первая студия в квартире Мейерхольда на улице Жуковского
(просуществовала один год), где впервые М.Ф.Гнесин разрабатывал свою теорию
музыкального чтения в драме. В эти и последующие годы Мейерхольд преподавал
также в театральной школе К.И.Даннемана, на Музыкально-драматических курсах
Б.В.Полока.В 1913 году Мейерхольд вновь открыл в Петербурге свою студию. В
числе преподавателей были М.Ф.Гнесин, В.Н.Соловьев, Ю.М.Бонди. Студия
размещалась сначала на Троицкой улице, а 1914 года до начала 1918 года – на
Бородинской улице. С 1914 – 1916 при Студии существовала редакция "Любовь
к трем апелльсинам", которая выпустила 8 номеров. Мейерхольд возглавлял
редакцию.
С
1917- 1918 гг. Мейерхольд стал одним из активнейших строителей нового
советского театра. В 1918 году он сотрудничал в Театральном совете (первом
советском органе по руководству театральным делом), а после перезда
правительства в Москву стал заместителем заведующего Петроградским отделением
ТЕО Наркомпроса.В августе 1918 года Мейерхольд вступил в члены РКП(б).Там же в
Петрограде в течение 1918-1919 гг. руководил организованными им же
Инструкторскими курсами по обучению мастерству сценических постановок
(позднее-курсами мастерства сценических постановок) и Школой актерского
мастерства.Летом 1919 года Мейерхольд был на юге, сначала в Ялте, затем в
Новороссийске, где осенью был арестован деникинской контрразведкой, до начала
ноября 1919 года находился в тюрьме. После освобождения Новороссийска Красной
Армией был назначен заведующим подотделом искусств Новороссийского ревкома. По
инициативе А.В.Луначарского в конце лета 1920 года он был отозван в Москву, 16
сентября 1920 года по февраль 1921 руководил ТЕО Наркомпроса.В ноябре 1920 года
Мейерхольд возглавил вновь созданный театр РСФСР l-ый; с осени 1921 года он
возобновил свою педагогическую деятельность, которую не прекращал до конца
жизни. В 1923 году был создан Театр им. Вс.Мейерхольда – ТИМ, а 1926 года –
ГосТИМ, просуществовавший до конца 1937 года. Такие постановки Мейерхольда как
"Лес", "Мандат", "Ревизор", "Горе уму",
"Клоп", "Баня", "Последний решительный",
"Дама с камелиями" создали Мейерхольду и его театру мировую славу.
Параллельно с работой ТИМ и ГОсТИМ Мейерхольд руководил Театром Революции
(1922-1924), ставил спектакли в Ленинграде (Ленинградский академический театр
драмы – МАЛЕГОТ), осуществил постановки драм Пушкина на радио (1937год). В
апреле 1923года Мейерхольду было присвоено звание Народного артиста
Республики.С1923 по 1936гг. Мейерхольд регулярно выезжал за границу в
командировки, где гастролировал с театром и на лечении. Он побывал в Германии,
Франции, Англии, Италии, Чехословакии. После закрытия ГосТИМА К.С.Станиславский
пригласил Мейерхольда в Оперный театр своего имени на должность режиссера.
После смерти Станиславского Мейерхольд стал главным режиссером. В этом театре
он завершил начатую Станиславским работу над оперой "Риголетто". В
мае-июне 1939 года Мейерхольд разработал план выступления Ленинградского
института физкультуры им. Лесгарфта на физкультурном параде в Ленинграде. Это
была его последняя режиссерская работа. 15 июня 1939 года Мейерхольд выступал в
Москве на режиссерской конференции ВТО, затем уехал в Ленинград, где в ночь с
19 по 20 июня был арестован. Погиб 2 февраля 1940 года. В 1955 году
реабилитирован.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russianculture.ru/
|