Марк Аврелий
Марк Аврелий
Перевезенцев С. В.
Марк
Аврелий (121–180 гг.) был императором Рима с 161 г. Это был деятельный и
энергичный правитель, при котором велось несколько войн. В конце его правления
в Риме разразилась эпидемия чумы, от которой умер и сам император.
После
смерти Марка Аврелия были найдены его записки, составившие целое философское
сочинение, под условным названием "Наедине с собой" или
"Мемуары". Они представляют собой серию афоризмов, сентенций,
наблюдений, сделанных Марком Аврелием для себя без намерения публикации.
Записки
Марка Аврелия буквально завораживают читателя идеей бренности, текучести всего
мирского, монотонности, бессмысленности и даже ничтожности человеческой жизни:
"Время есть река... стремительный поток. Лишь появится что-нибудь, как уже
проносится мимо, но проносится и другое, и вновь на виду первое";
"Время человеческой жизни — миг"; "Ничтожна жизнь каждого,
ничтожен тот уголок земли, где он живет".
Даже
посмертная слава, к которой стремятся люди, чтобы увековечить себя в памяти
потомков, по мнению Марка Аврелия не имеет никакого смысла: "Все
кратковременно и вскоре начинает походить на миф, а затем предается и полному
забвению... Что же такое вечная слава? — сущая суета".
Но
при таком ярко выраженном пессимизме, Марк Аврелий все же находит духовную
опору, которая определяет собственно смысл жизни человека — это вера в некое
Единое-Целое, откуда все проистекает и куда все впадает, и тем самым спасает
все отдельное от абсолютной суетности и бессмысленности. Это Единое-Целое как
бы управляет всем миром, придает бесспорную значимость и несомненность природе
вообще, предопределяет все моменты природной жизни.
С
Единым-Целым сверхъестественным способом связаны и боги, которых необходимо
благодарить, иметь всегда в мыслях, взывать к ним и жить с ними.
Общая
мировая целостность и божественное провидение диктуют людям и совокупность
несомненных нравственных ценностей, которым все должны следовать — это
"справедливость, истина, благоразумие, мужество", а также и
"общеполезная деятельность". Поэтому в идеале человек — это существо
"мужественное, зрелое, преданное интересам государства", безропотно
исполняющее свой моральный долг.
Понятие
морального долга — тоже важное в философии Марка Аврелия, ибо боги, помимо
обязанностей даровали людям еще и свободу морального выбора: "Они устроили
так, что всецело от самого человека зависит, впасть или не впасть в истинное
зло".
По
сути дела, возможность совершить свободный моральный выбор между добром и злом
— это главная забота человека, которая придает определенный смысл его
существованию на Земле. Свой выбор человек может совершить только с помощью
разума, который Марк Аврелий называет, гением человека, его божеством. Разум —
"гегемоникон", руководящее начало в человеке. Здесь необходимо
отметить, что Марк Аврелий впервые в стоической традиции говорит о полной
самостоятельности разума человека о том, что разум является одной из
составляющих человека вообще. До него стоики, в духе платоновской философии,
утверждали, что человек состоит только из двух частей — души и тела.
В
итоге римский мыслитель приходит к выводу, что жизнь надо принимать такой,
какая она есть и быть этим полностью довольным: "Итак, проведи этот момент
времени в согласии с природой, а затем расстанься с жизнью так же легко, как
падает созревшая слива: славословя природу, ее породившую, и с благодарностью к
произведшему ее древу".
Философия
Марка Аврелия, последнего великого стоика, — это свидетельство кризиса и заката
собственно античного духа. Античный мир рушился на глазах. И вскоре после
смерти Марка Аврелия начинается новая эпоха — эпоха становления и расцвета
христианской культуры.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
|