Мацуо Басё
Мацуо Басё
Мацуо
Басё ( (псевдоним); другой псевдоним — Мунэфуса; настоящее имя — Дзинситиро) —
великий японский поэт, теоретик стиха. Родился в 1644 году в Уэно, провинция
Ига. Умер 12 октября 1694 в Осаке.
Родился
в семье самурая. С 1664 в Киото изучал поэзию. Был на государственной службе с
1672 в Эдо (ныне Токио), затем учителем поэзии. Получил известность как поэт
комического рэнга. Басё — создатель жанра и эстетики хокку.
В
1680-е годы Басё, руководствуясь философией буддийской школы Дзэн, в основу
своего творчества положил принцип «озарения». Поэтическое наследие Басё
представлено 7 антологиями, созданными им и его учениками: «Зимние дни» (1684),
«Весенние дни» (1686), «Заглохшее поле» (1689), «Тыква-горлянка» (1690),
«Соломенный плащ обезьяны» (книга 1-я, 1691, книга 2-я, 1698), «Мешок угля»
(1694), лирическими дневниками, написанными прозой в сочетании со стихами
(наиболее известный из них — «По тропинкам Севера»), а также предисловиями к
книгам и стихам, письмами, содержащими мысли об искусстве и взгляды на процесс
поэтического творчества. Поэзия и эстетика Басё оказали влияние на развитие
японской литературы средних веков и нового времени.
О Басё
Считается,
что Басё был стройным человеком небольшого роста, с тонкими изящными чертами
лица, густыми бровями и выступающим носом. Как это принято у буддистов, он брил
голову. Здоровье у него было слабое и он всю жизнь страдал расстройством
желудка. По его письмам можно предположить, что он был человеком спокойным, умеренным,
необычайно заботливым, щедрым и верным по отношению к родным и друзьям. Хотя
всю жизнь он страдал от нищеты, он почти не уделял внимания этому, будучи
истинным философом и буддистом.
Проживая
в Эдо, Басё обитал в простой хижине, подле которой росло банановое дерево.
Считается, что именно благодаря ему Басё всял себе этот псевдоним (означает
«банан, банановое дерево»).
Зимой
1682 года сёгунская столица Эдо в очередной раз стала жертвой крупного пожара.
К несчастью, этот пожар погубил «Обитель бананового листа» — жилище поэта, и
сам Басё чуть не погиб. После короткого пребывания в провинции Каи, он
возвращается в Эдо, где с помощью учеников строит в сентябре 1683 года новую
хижину и сажает банановое дерево. Но это лишь символ. Отныне и до конца своей жизни
Басё - странствующий поэт.
В
августе 1684 года, в сопровождении своего ученика Тири, в сорокалетнем возрасте
Басё отправляется в своё первое путешествие. В те времена путешествовать по
Японии было очень трудно. Многочисленные заставы и бесконечные проверки
паспортов, причиняли путникам немало хлопот. Однако, надо думать, Басё был
достаточно умён и точно уж достаточно известен, чтобы пройти это преграды.
Интересно посмотреть, что представляло собой его дорожное одеяние: большая
плетёная шляпа (которые обычно носили священники) и светло-коричневый
хлопчатобумажный плащ, на шее висела сума, а в руке посох и четки со ста
восемью бусинами. В сумке лежали две-три китайские и японские антологии, флейта
и крохотный деревянный гонг. Одним словом, он был похож на буддийского
паломника.
После
многодневного путешествия по главному тракту Токайдо, Басё и его спутник
прибыли в провинцию Исэ, где поклонились легендарному храмовому комплексу Исэ
дайдзингу, посвященному синтоиской богине Солнца
Аматэрасу
Омиками.
В сентябре они оказались на родине Басё, в Уэдо, где поэт повидал брата и узнал
о смерти родителей. Затем Тири вернулся домой, а Басё после странствий по
провинциям Ямато, Мини и Овари, опять прибывает в Уэдо, где встречает новый
год, и снова путешествует по провинциям Ямато, Ямасиро, Оми, Овари и Каи и в
апреле возвращается в свою обитель. Путешествие Басё служило и распространению
его стиля, ибо везде поэты и аристократы приглашали его к себе в гости. Х
рупкое здоровье Басё заставило поволноваться его поклонников и учеников, и они
облегчённо вздохнули, когда он вернулся домой.
До
конца своей жизни Басё путешествовал, черпая силы в красотах природы. Его
поклонники ходили за ним толпами, повсюду его встречали ряды почитателей -
крестьян и самураев. Его путешествия и его гений дали новый расцвет ещё одному
прозаическому жанру, столь популярному в Японии - жанру путевых дневников,
зародившемуся ещё в X веке. Лучшим дневником Басё считается «Окуно хосомити»
(«По тропинкам севера»). В нём описывается самое продолжительное путешествие
Басё вместе с его учеником Сора, начавшееся в марте 1689 г. и продолжавшееся
сто шестьдесят дней. В 1691 году он снова отправился в Киото, тремя годами
позже опять посетил родной край, а затем пришел в Осаку. Это путешествие
оказалось для него последним. Басё скончался в возрасте пятидесяти одного года.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://japanization.ru
|