Лундстрем Олег Леонидович
Лундстрем
Олег Леонидович
Народный артист
России
1916 год. 2
апреля в г. Чите (Забайкалье) в семье Лундстрема Леонида Францевича
(преподавателя Читинской гимназии) и Галины Петровны родился сын Олег, а годом
позже второй сын Игорь.
1921 год. Семья
по документам ДВР переезжает в г.Харбин, Маньчжурия (Китай), куда отца
пригласили на работу на КВЖД, сначала преподавателем физики в средней школе, а
позже лектором Харбинского Политехнического института.
1932год. Олег
окончил коммерческое училище и поступил в Политехнический институт, а
параллельно в музтехникум, который окончил по классу скрипки в 1935 году.
Начало 30-х
годов - поголовное увлечение новым танцем - фокстротом и, соответственно, новой
музыкой - джазом. Первое время эта веселая ритмичная музыка не привлекала
особого внимания Олега, пока случайно ( в 1933 году), подбирая пластинки для
очередной вечеринки он не наткнулся на пластинку совершенно неизвестного в то
время оркестра Дюка Эллингтона. Пьеса эта называлась "Дорогой, старый
юг". Она ошеломила Олега и он сразу понял, что эта музыка не только для
ног, но нечто большее. Такое же впечатление она произвела и на его друзей,
молодых музыкантов, начавшись уже приобщаться к джазу. Таким же образом напали
на след Луи Армстронга и с этого момента началось увлечение джазом. Понемногу
музицировали, начали играть на танцах. А Олег пытливо изучал звучание оркестра
и начал по слуху аранжировать и воспроизводить пьесы с пластинок.
1934 год.
Однажды собравшись, молодые музыканты решили собрать свой джаз-оркестр и
руководителем выбрали ( путем голосования ) Олега Лундстрема. Оркестр состоял
из 9 музыкантов: два альт-саксофона, один тенор-саксофон (Игорь Лундстрем), две
трубы ( вторая - Алексей Котяков), один тромбон, фортепиано ( Олег Лундстрем),
банджо и контрабас в одном лице( А.Гравис ) и барабаны. Таков был состав
биг-бэнда тогда.
1935год. Год
завоевания популярности в Харбине. Оркестр играл на балах, вечерах и выступал
по местному радио.
1936 год.
Оркестр переезжает в город Шанхай ( Китай ) - огромный международный портовый
центр. Здесь начинается его профессиональная деятельность. Первое место работы
- отель "Янцзы", затем в популярном в городе болл-руме ( танцзале )
"Мажестик". Большой успех ! Появляется известность в городе. В 1937
г. и в 1940 г. оркестр выезжает на летний сезон в курортный город Циндао. В
оркестре уже 1 1 человек. У Олега в эти годы уже созрела мысль, что можно
исполнять в джазовой обработке и наши русские песни. Он делает аранжировки:
"Песни о капитане" И. Дунаевского, "Чужие города"
А.Вертинского, "Катюша" М.Блантера и др. Все они пользуются
неизменным успехом у слушателей.
1940 год.
Вершина популярности - выступление в самом престижном боллруме
"Парамаунт". В оркестре уже 14 человек, где Олег - дирижер. А такие
импровизаторы как Алексей Котяков, Игорь Лундстрем, Александр Гравис
выдвигаются в число лучших музыкантов города. Оркестр становится одним из
лучших в Шанхае. Пресса называет Олега Лундстрема "Королем джаза Дальнего
Востока".
1941 год.
Война! Олег поступает во французский Высший Технический Центр и окачивает его в
1944 году как инженер-архитектор. Послевоенные годы - опять творческий подъем.
Оркестр выступает в городских театрах "Лайсеум", "Карлтон"
и в Советском клубе. В оркестре уже 19 человек, полный биг-бэнд. К концерту в
театре "Лайсеум", посвященному окончанию Второй Мировой войны, Олег
пишет свое первое самостоятельное произведение "Интерлюдия",
используя Рахманиновские интонации. Позже пьесу "Мираж" на восточные
мотивы, продолжая попытки внести свой вклад в джаз. Возможности творческого
роста в Шанхае исчерпаны.
1947 год.
Оркестр в полном составе с семьями приезжает в СССР, в г.Казань. Этот город был
выбран потому, что там была консерватория. Музыканты хотели получить
образование. Первоначально приехавший оркестр решают сделать джазовым
коллективом ТАССР. Но постановление ЦК КПСС об опере Вано Мурадели
"Октябрь" в 1948 году ломает все. Выясняется, что джаз народу не
нужен. И музыкантов распределяют в оперный театр, в оркестры кинотеатров. Олег
поступает в театр Оперы и Балета в качестве скрипача, а осенью 1948 года ,
вместе с большой группой приехавших музыкантов, поступает учиться в
консерваторию. Но мир не без добрых людей! В ту пору худруком Татарской государственной
филармонии был композитор А.С.Ключарев. Он сразу же оценил возможности
прибывшего в Казань оркестра и сделал все, чтобы он не распался, давая на
местной почве ( Казань и окрестности) разовые концерты. Олег начал делать
обработки татарских песен и наиболее популярных советских песен, как в
вокальных , так и в инструментальных вариантах и из них составлять программы
концертов. Так прошли года учебы и в 1953 году Олег Лундстрем окончил Казанскую
государственную консерваторию по классу композиции ( профессор А.С.Леман) и
внефакультативно - по симфоническому дирижированию ( профессор И.Шерман ),
оставшись там преподавать теоретические дисциплины и вести студенческий
симфонический оркестр. Но джаз не забыт. В 1955 году оркестр записывает на
радио и на грампластинки целую серию пьес татарских композиторов в обработке
для джаза Олега Лундстрема, и с помощью директора Татарской Государственной
филармонии М.Ф.Боголюбова, худрука А.С.Ключарева и режиссера И.С.Петровского
дает серию концертов в помещении Казанского драматического театра, которые
прошли с большим успехом и обратили на себя внимание московских концертных
организаций. Начались переговоры о постоянной концертной деятельности, активную
роль в которых сыграл первый директор коллектива М.И.Цын.
1956 год. 1-го
октября приказом Министра Культуры РСФСР на базе приехавшего из Китая
коллектива был создан концертный эстрадный оркестр в системе ВГКО ( позже
Росконцерта ) под управлением Олега Лундстрема. Началась большая
гастрольно-концертная жизнь оркестра. Почти за 40 лет коллектив объездил более
300 городов нашей необъятной Родины и десятки за рубежом. Сотни тысяч зрителей
посетили концерты, миллионы слушали по радио и смотрели по телевидению.
Записано совместно со студией "Мелодия" помимо ряда грампластинок
популярно-танцевальной музыка, 10 долгоиграющих пластинок джазовой музыки, как
с пьесами наших композиторов, так и джазовой классики в аранжировках оркестра.
Большинство оригинальных обработок было сделано талантливым аранжировщиком и
композитором Виталием Долговым. Сейчас на этом поприще помимо Олега Лундстрема
трудится Николай Панов. Готовится к выпуску еще 5 долгоиграющих дисков.
Оркестр Олега
Лундстрема - неизменный участник крупных международных джазовых фестивалей:
"Таллин-67"," Джаз Джембори 72" в Варшаве,
"Прага-78" и "Прага-86", "София-86", "Джаз
вДюктауне-88" в Голландии, фестиваль искусств СССР и Индии в 1988 году,
"Гренобль-90" во Франции, фестиваль памяти Эллингтона в Вашингтоне
1991 год, фестиваль биг-бэндов "Иматра-92" в Финляндии, ряд наших
международных фестивалей.
Оркестр -
кузница молодых кадров Через оркестр прошли известные музыканты: Г.Гаранян,
А.Зубов, С.Григорьев, Г.Гольштейн, К.Носов, В.Гуссейнов, А.Фишер, К.Бахолдин,
А.Шабашов, В.Назаров, Н.Капустин, В.Садыхов, С.Мартынов, В.Куцинский и многие
другие, а также вокалисты: М.Кристалинская, А.Пугачева, И.Понаровская,
И.Отиева, Д.Ромашков, В.Ободзинский и другие. Сейчас ведущими солистами
являются: Валерий Киселев (альт саксофон), Н.Белан, Н.Панов ( тенор саксофон ),
М.Окунь - фортепиано, И.Золотухин - гитара, И.Юрченко, В.Журкин - барабаны. До
сих пор в строю один из основателей оркестра дирижер и звукорежиссер
Заслуженный артист РСФСР Алексей Котяков. В составе оркестра также талантливая
джазовая вокалистка Светлана Рубинина и вокальный квартет
"Москва-транзит" под
руководством
Игоря Васина.
Кредо оркестра:
глубокое проникновение в характер джазового исполнительства, в его классические
традиции, с одной стороны, и стремление внести свой вклад в этот жанр путем
создания и исполнения оригинальных джазовых произведений и аранжировок - с
другой стороны.
Олег Леонидович
Лундстрем в 1973г. был удостоен звания Заслуженный артист РСФСР, в 1984г. -
Народный артист РСФСР, в 1993 г. - почетной степени Доктора наук Международной
академии Сан-Марино.
Сейчас оркестр
на подъеме - он готовит цикл концертов под общим названием "История
биг-бэнда в джазе", где будет показан путь пройденный джазом от эры свинга
до наших дней на образцах международных и наших. Этот цикл оркестр постоянно
посвящает 60-летию со дня его основания, которое будет отмечаться в 1984 году.
Дискография:
С-01333-4
|
"Экспромт"
|
Д-02931-2
|
"Мираж"
|
СМ-04293-4
|
"Хоровод"
|
С-60-07077-8
|
"Памяти мастеров джаза"
|
С-60-08473-4
|
|
С-60-18373-4
|
"В сочных тонах"
|
С-60-18375-6
|
"В наше время"
|
С-60-21457-8
|
"Музыка, любовь моя"
|
С-60-23709-10
|
"В стиле свинг"
|
С-60-24807-8
|
"Мы снова вместе"
|
Сочинения
Олега Лундстрема:
Симфоническая
сюита на татарские темы, Симфония До-минор, Соната для виолончели с фортепиано,
Две пьесы для скрипки с фортепиано, Вокальный цикл на стихи китайских поэтов.
Музыка к драматическим спектаклям.
Ряд
инструментальных пьес для джаз-оркестра:
Интерлюдия
|
соч.
|
1945 г
|
Мираж
|
соч.
|
1947 г.
|
Расцветает сирень
|
соч.
|
1955 г.
|
Экспромт (Атом-буги)
|
соч.
|
1957 г.
|
Юмореска
|
соч.
|
1958 г.
|
Песня без слов
|
соч.
|
1960 г.
|
Этюд для оркестра
|
соч.
|
1960 г.
|
Пролог
|
соч.
|
1963 г.
|
Мы снова вместе
|
соч.
|
1969 г.
|
Бухарский орнамент
|
соч.
|
1972 г.
|
В горах Грузии
|
соч.
|
1973 г.
|
Любви дороги
|
соч.
|
1975 г.
|
Спидвей
|
соч.
|
1980 г.
|
Легенда о Сююмбеки
|
соч.
|
1981 г.
|
Наступил рассвет
|
соч.
|
1984 г.
|
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/
|