Лесков Н.С.
Лесков Н.С.

Лесков Николай Семенович
4(16).2.1831, с. Горохово, ныне Орловской области, - 21.2(5.3).1895,
Петербург
Русский писатель
Родился в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской гимназии. С 16
лет начал работать чиновником в Орле, затем в Киеве. Несколько лет был
помощником управляющего крупными имениями, много ездил по стране. В 1861
переселился в Петербурге.
Писательскую деятельность начал со статей и фельетонов. В 60-е гг.
Лесков создаЕт ряд прекрасных реалистических рассказов и повестей:
"Погасшее дело" (1862), "Язвительный" (1863), "Житие
одной бабы" (1863), "Леди Макбет Мценского уезда" (1865),
"Воительница" (1866), пьесу "Расточитель" (1867) и др., в
которых широко показана русская жизнь.
В то же время одна из ранних статей Лескова (1862) - о петербургских
пожарах - послужила началом его длительной полемики с революционной
демократией. Рассказ "Овцебык" (1863), романы "Некуда"
(1864; под псевдонимом М. Стебницкий) и "ОбойдЕнные" (1865)
направлены против "новых людей"; Лесков пытается доказать тщетность и
беспочвенность усилий революционного лагеря, создаЕт шаржированные типы
нигилистов - в повести "Загадочный человек" (1870) и особенно в
романе-пасквиле "На ножах" (1870-71). Сам Лесков не считал себя
антинигилистом, ссылаясь на то, что в его романах есть образы нигилистов
идеальных.
В середине 70-х гг. в мировоззрении Лескова происходит заметный
перелом. В повести "Смех и горе" (1871) он сатирически изображает
социальную действительность царской России. В это время Лесков начинает
создавать целую галерею типов праведников - могучих духом, талантливых
патриотов русской земли: роман "Соборяне" (1872), повести и рассказы
"Очарованный странник", "Запечатленный ангел" (обе - 1873),
"Несмертельный Голован" (1880), "Печерские антики" (1883),
"Однодум" (1889) и др.
Праведники Лескова не сочувствователи, а борцы, отдающие себя людям;
они - из самой гущи народной. М. Горький писал по этому поводу: "После
злого романа "На ножах" литературное творчество Лескова сразу
становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для
России иконостас ее святых и праведников. Он как бы поставил себе целью
ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством... В душе этого человека
странно соединялись уверенность и сомнение, идеализм и скептицизм" (Собр.
соч., т. 24, 1953, с. 231, 233).
В творчестве Лескова чрезвычайно сильны мотивы национальной
самобытности русского народа, вера в его творческие силы: сатирическая повесть "Железная
воля" (1876), "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе"
(1881) и др. Левша в "Сказе..." противостоит миру злых кукол,
облечЕнных властью; и хотя судьба его трагична, моральная победа остаЕтся за
ним. Необычайно оригинален и красочен язык "Сказа...". Герой
переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды, трактует многие
понятия по-своему, создаЕт новые словосочетания. Тема гибели народных талантов
на Руси с проникновенным лиризмом раскрыта Лесковым в повести "Тупейный
художник" (1883).
Сближение писателя с демократическим лагерем в 80-90-е гг. 19 в.
усиливается. Лесков идЕт по пути углубления критики социального строя царской
России, подвергая пересмотру многие свои взгляды и убеждения. В рассказах
"Человек на часах" (1887), "Простое средство" (опубликованы
1917), "Административная грация" (опубликован 1934) и многих др.
Лесков раскрывает произвол государственного аппарата самодержавия, единение
реакционных сил в борьбе с инакомыслящими.
Много места уделяет Лесков изображению морального облика буржуа:
"Чертогон" (1879, под названием "Рождественский вечер у
ипохондрика"), "Отборное зерно" (1884), "ГрабЕж"
(1887), "Полунощники" (1891) и др. В жанре острой политической сатиры
написаны повести "Зимний день" (1894), "Дама и фефЕла" (1894)
и др. Но идеал Лескова не революционер, а просветитель, пытающийся
усовершенствовать общественный строй при помощи морального убеждения,
пропаганды евангельских идеалов добра и справедливости. Последняя повесть
Лескова "Заячий ремиз" (1891-94, опубликована 1917) - сатира на
политическую реакцию 80-90-х гг. Используя средства гиперболы, гротеска и
сатирической фантастики, Лесков создаЕт жуткую картину деятельности
охранителей, помешавшихся на ловле "сицилистов".
Лесков тщательно изучал безбрежную стихию народного языка; его
повествовательный стиль характеризуется использованием народных речений,
жаргонных словечек, варваризмов и неологизмов, богатого лексикона вымышленных
слов, сатирически переосмысливающих общепринятые понятия, Сплав литературного и
народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Лескова, в
которой образ раскрывается посредством его речевой характеристики. По повести
"Леди Макбет Мценского уезда" Д. Д. Шостакович создал одноименную
оперу (1934; возобновлена в 1962 под названием "Катерина Измайлова").
В 1870 - 80 многое переоценивает; знакомство с Л.Толстым оказывает на
него большое влияние. В творчество Лескова входит национально-историческая
проблематика: роман "Соборяне" (1872), "Захудалый род"
(1874). В эти годы пишет несколько повестей о художниках:
"Островитяне", "Запечатленный ангел".
Талантливость русского человека, доброта и щедрость его души всегда
восхищали Лескова, и эта тема нашла свое выражение в рассказах
"Левша" (1881), "Тупейный художник" (1883), "Человек
на часах" (1887).
В наследии Лескова большое место занимает сатира, юмор и ирония:
"Отборное зерно", "Бесстыдник", "Пустоплясы" и
др. Повесть "Заячий ремиз" была последним крупным произведением
писателя.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://russia.rin.ru/
|