Кукольник Н.В.
Кукольник Н.В.
Кукольник
Нестор Васильевич
8(20).9.1809, Петербург, - 8(20).12.1868, Таганрог
Русский писатель, плодовитый драматург, поэт, беллетрист, чьи
произведения пользовались шумным успехом в 1830-40-х годах.
Из семьи профессора Петербургского педагогического института. Детство
Кукольника прошло в Петербурге, хотя образование он получил в городе Нежине,
куда семья Кукольников переехала в 1820-м году. Учился вместе с Н. В. Гоголем в
Нежинской гимназии высших наук. В Нежине Кукольник поступает в 1824 году в
местный лицей, незадолго до этого основанный его отцом. В этом же лицее
одновременно с Кукольником учится Н. В. Гоголь. Очень рано проявляется
незаурядный талант Кукольника - он удивляет лицейских учителей и сокурсников
своими успехами в учебе, легко овладевая немецким, польским, французским,
итальянским и другими языками, игрой на фортепиано и гитаре, сочиняя стихи,
активно увлекаясь живописью и историей.
После окончания лицея Кукольник практически сразу начинает активно
писать и публиковать пьесы: в 1833 выходит его первая пьеса -
"Тортини", посвященная итальянской тематике, вслед за ней, в том же
году, публикуется пьеса "Торквато Тассо", имеющая головокружительный успех
у столичной публики.
После успеха "Торквато Тассо" Кукольник становится в
Петербурге почти что легендарной личностью, о нем говорят в аристократических
салонах, на балах и при дворе. Публика отождествляла поэта с героем его пьесы -
бедным, униженным гением, неожиданно и необъясненно обретающим великою славу.
"Говорили, что он красавец собой, что многие женщины и девы заочно
влюблялись в него и что он был героем самых романтических приключений" (из
записок Инсарского).
Следующая пьеса Кукольника - "Рука всевышнего отечество
спасла" (1834) - стала не только поворотной, но и решающей для всей его
последующей писательской карьеры. Она, и последовавшие за еЕ постановкой
события, окончательно и не считаясь с желаниями поэта, на всю его оставшуюся жизнь
определили его врагов и друзей. Эта патриотического характера пьеса, хотя и
была довольно слабой во многих отношениях, вызвала огромное одобрение в народе
и у властьимущих, и, в то же время, ярко выраженное недовольство
аристократической публики и радикально-настроенной критики. Премьера пьесы была
более чем успешна: "Аплодисментам не было конца, - вспоминал очевидец. -
Много хлопал сам государь" (Николай I присутствовал на премьере - А.У.).
Реакция большей части литературных критиков на премьеру "Руки
всевышнего", и не только критиков-радикалов, но и более умеренных, в том
числе Н. Полевого, была резко отрицательной. Полевой писал в своей рецензии:
"новая драма г-на Кукольника весьма печалит нас ... Как можно столь мало
щадить себя, как можно столь мало думать о собственном своем достоинстве! От
великого до смешного один шаг". К сожалению Полевой не учел того факта,
что эта открыто патриотическая пьеса очень пришлась по душе императору Николаю II
. Реакция
правительства на статью Полевого была незамедлительной - "Московский
телеграф" закрывают, а для Кукольника контакты с властью делаются уже
неизбежными.
В рядах аристократической оппозиции Кукольника считают "придворным
поэтом", и он становится чужым в аристократических салонах.
Это были очень трудные годы в жизни поэта. Кукольник не имел большого
состояния, и вынужден был служить, зарабатывая себе на пропитание. В результате
он оказался в двойственном положении: с одной стороны, он - "избранный
судьбами" поэт, с другой - чиновник канцелярии Министерства финансов, а
затем II-го отделения императорской канцелярии. Это тяжелое жизненное положение
писателя отразилось и в его произведениях, герои которых - по преимуществу
художники, противостоящие всем и вся.
Но, постепенно, Кукольнику удается преломить ход событий и вскоре удача
вновь улыбается ему: во второй половине 30-х годов он становится главным
сотрудником первого в России коммерческого многотиражного журнала
"Библиотека для чтения", редактором которого был Сенковский.
Благодаря сотрудничеству в таком журнале, который читала вся Россия, и который
по тиражу оставлял далеко позади издания конкурентов - литературных врагов
Кукольника - Белинского и других - слава вновь возвращается к Кукольнику.
Он активно печатается в "Библиотеке для чтения", без его пьес
нельзя было представить себе тогдашний театральный репертуар. Литературные
гонорары драматурга возросли до таких размеров, что с июня 1839 года он вовсе
отказался от казенной службы (на которую вновь определился лишь в апреле 1843
года, в канцелярию военного министра). В конце 1830-х гг. (с 1836 по 1838 год)
Кукольник пробует силы в издательской деятельности - издает
"Художественную газету", в которой публикует собственные статьи о
музыке, живописи, ваянии, архитектуре, театре, гравировальном и медальерном
искусстве, резьбе по дереву и т. д.
Однако все эти жизненные успехи Кукольника не возвращают ему
расположения литераторов пушкинского круга, напротив - они еще более отдаляют
Кукольника от него.
Кукольник, очень уважавший талант Пушкина, тяжело переживал подобное к
себе отношение. Услышав о гибели Пушкина он пишет в своем дневнике:
"Пушкин умер ... он был злейший мой враг: сколько обид, сколько
незаслуженных оскорблений он мне нанес, и за что? Я никогда не подал ему ни
малейшего повода. Я, напротив, избегал его, как избегал вообще аристократии; а
он непрестанно меня преследовал. Я всегда почитал в нем высокое дарование,
поэтический гений, хотя находил его ученость слишком поверхностною, аристократическою,
но в сию минуту забываю все ..."
Постепенно Кукольник примиряется с фактом неприятия своей особы в кругу
Пушкина и собирает "свой" круг - начиная с зимы 1837-1838 года он, со
своим братом Платоном Кукольником, превращает свою петербургскую квартиру в
место многолюдных собраний литераторов, журналистов, художников и актеров.
Костяк кружка составили сам Кукольник, М. И. Глинка и К. П. Брюллов, и не
спроста - эта тройка, в глазах современников символизировавшей союз трех
искусств (живописи, музыки и поэзии), привлекала к себе внимание многих.
В течении всего своего петербургского периода своей жизни (1832-1847),
Кукольник много сочиняет - он создает массу пьес, а в начале 40-х годов
постепенно отходит от лирики и начинает активно писать в прозе. Смена жанра
удается - по словам Белинского в 1840-е годы "г. Кукольник один пишет в
год больше, чем все литераторы наши, вместе взятые". За семилетие с 1840
по 1846 год Кукольник публикует семь больших романов и несколько десятков
рассказов и повестей. Не оставляет он и редакторской деятельности - в 1841 году
им редактируется журнал "Русский вестник", а в 1845-1846 годах -
еженедельник "Иллюстрация".
С конца 1847 года по заданию военного министерства Кукольник около
десятка лет проводит в разъездах по южным губерниям России (от Бессарабии до
Кавказа) в качестве эксперта по снабжению армии продовольствием и фуражом. В
эти годы у него практически не остается времени на занятия литературой, и
поэтому за этот долгий период им были созданы только несколько рассказов и пьес.
В 1851-1853 годах он выпускает десятитомное собрание своих сочинений.
После окончания Крымской войны Кукольник выходит в отставку в чине
действительного статского советника и по причине расстроенного здоровья
переселяется жить на юг - в Таганрог. От былой его писательской популярности к
тому времени почти ничего не осталось, и в прессе 50-х годов имя Кукольника
попадается редко. Здесь же, в Таганроге, 8 декабря 1868 года он умирает.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
|