Константин Станюкович
Константин Станюкович
М. Полякова
Станюкович
Константин Михайлович (1843—1903; псевдонимы: Костин, Откровенный писатель,
Пимен и др.) — беллетрист. Р. в семье адмирала. В 1857 поступил в морской
корпус. Морская карьера нисколько не привлекала С.; воспитанный на идеях
Белинского и Добролюбова, он хотел «служить народу». В 1860—1861 Станюкович был
отправлен в дальнее морское плавание. В чине лейтенанта С. вышел в отставку и
отправился в 1865 в качестве учителя в деревню, куда стремилась в то время
лучшая часть радикальной молодежи. Работать в деревне в условиях самодержавия
было крайне трудно; С. пришлось вернуться в город и поступить на службу.
Здесь
он испытал немало неудач, неизбежных для человека с радикальными убеждениями.
Этот период своей жизни С. описал в своем первом романе «Без исхода» (1872). С
1863 С. начал печататься, а с 1872 он постоянный сотрудник журнала «Дело», где
и был помещен его первый роман. Руководителем журнала был Н. Шелгунов,
сотрудниками критического и публицистического отделов — преимущественно люди
также радикальных взглядов, как Щапов, Ткачев, Якубович-Мельшин и др. Работа в
этом журнале всецело определила идейные и политические позиции самого С.
Фельетоны
С. и статьи Шелгунова говорят о единстве их взглядов. Характерное для
мировоззрения радикальной народнической интеллигенции 70-х гг. отрицательное
отношение к капитализму насквозь проникает все крупные романы С., посвященные
поколению 80—90-х годов («Два брата», «Откровенные», «Равнодушные», «Жрецы» и
др.). Мир в них резко распадается на два лагеря. В одном из них все те, которые
пошли на службу буржуазной действительности 80-х гг. Здесь и крупные дельцы, и
буржуазные адвокаты, и профессора-проповедники малых дел, и декадентская молодежь;
по другую сторону — носители «бесполезного геройства», на стороне которых,
разумеется, все симпатии писателя-семидесятника, за связь с народовольцами
попавшего в 1885 в томскую ссылку (по 1888).
Романы
С. написаны легко и занимательно, охотно читаются и в наше время, но в
художественном отношении они несравненно слабее его фельетонов на те же темы,
объединенных под названием «Письма знатного иностранца» и «Картинки
общественной жизни».
Значительно
более художественны завоевавшие себе широкую популярность морские рассказы С.
Критики, которые объясняли их высокое качество тем, что С. перестал быть в них
тенденциозным публицистом, а стал объективным «чистым» художником, глубоко
заблуждались. Общественные взгляды С.-семидесятника столь же полно и сильно
сказались в «Морских рассказах», как и в романах, только в «Морских рассказах»
они выражены тоньше и сложнее. Если в романах
С.
общие идеи зачастую не получили образного выражения, то в рассказах они
формируют сюжет, распределяют свет и тени. Взаимоотношения обитателей палубы
его интересуют гл. обр. со стороны отражения в них социальной диференциации
современной ему России. Радикальный интеллигент в чине мичмана или лейтенанта и
крестьянин-матрос — излюбленные герои С. К офицерам-морякам — представителям господствующих
классов — он так же недоброжелателен, как и к буржуазным дельцам, и при
изображении их не жалеет черных красок. В рассказах С. налицо несомненная
поэтизация прошлого в жизни морского флота, которое на фоне неприемлемого для
автора настоящего выступает несколько идеализированным. Несомненно также
народническое приукрашивание интеллигентов и крестьян. Эмоциональность
рассказов Станюковича, их сюжетность и общественное содержание сохраняют свое
значение и в настоящее время.
Список литературы
I.
Собр. сочин., 13 тт., изд. А. А. Карцева, М., 1896—1900
Полн.
собран. сочин., под ред. и с биографич. очерком П. В. Быкова, 2 изд., 12 тт.,
изд. А. Ф. Маркса, СПБ, 1906—1907 (приложен. к ж. «Нива» на 1906—1907)
Морские
рассказы (Подготовка текста, статья и примеч. М. М. Поляковой), ГИХЛ, (М.),
1934 и др. отд. изд. произвед.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru
|