Клаудио Монтеверди (Monteverdi)
Клаудио Монтеверди (Monteverdi)
(крещён 15. V. 1567, Кремона - 29. XI. 1643, Венеция)

Итальянский
композитор, автор мадригалов, опер, церковных произведений, одна из ключевых
фигур эпохи, когда на смену музыкальному стилю Ренессанса приходил новый стиль
барокко. Родился в семье известного врача Балдассаре Монтеверди. Точная дата
рождения не установлена, но документально подтверждено, что Клаудио Джованни
Антонио был крещен 15 мая 1567 в Кремоне.
Клаудио,
по-видимому, некоторое время учился у М.А.Индженьери, регента кремонского
собора. Первые пять сборников сочинений, вышедших из-под пера молодого
композитора (Духовные напевы, Cantiunculae Sacrae, 1582; Духовные мадригалы,
Madrigali Spirituali, 1583; трехголосные канцонетты, 1584; пятиголосные
мадригалы в двух томах: Первый сборник, 1587 и Второй сборник, 1590), отчетливо
свидетельствуют о полученной им выучке. Период ученичества окончился примерно к
1590: тогда Монтеверди ходатайствовал о получении места скрипача в придворном
оркестре герцога Винченцо I Гонзаги в Мантуе и был принят на службу.
Мантуанский
период. Служба в Мантуе принесла музыканту немало разочарований. Лишь в 1594
Монтеверди стал кантором и только 6 мая 1601, после ухода Б. Паллавичино,
получил должность maestro della musica (мастера музыки) герцога Мантуанского. В
этот период (в 1595) он женился на певице Клаудии Каттанео, родившей ему двух
сыновей – Франческо и Массимилиано; Клаудиа умерла рано (1607), и Монтеверди
оставался вдовцом до конца своих дней. В первое десятилетие при мантуанском
дворе Монтеверди сопровождал патрона в его путешествиях в Венгрию (1595) и
Фландрию (1599). Эти годы принесли богатый урожай пятиголосных мадригалов
(Третий сборник, 1592; Четвертый сборник, 1603; Пятый сборник, 1605). Многие из
мадригалов приобрели известность задолго до их напечатания. Вместе с тем эти
сочинения вызвали приступ гнева у Дж.М.Артузи, каноника из Болоньи, который
выступил с критикой композиторских приемов Монтеверди в целом потоке ядовитых
статей и книг (1602–1612). Композитор ответил на нападки в предисловии к Пятому
сборнику мадригалов и более пространно – устами своего брата Джулио Чезаре в
Dichiarazione (Разъяснении), это сочинение было напечатано как приложение к
сборнику композиций Монтеверди Музыкальные шутки (Scherzi musicali, 1607). В
ходе полемики композитора с критиками были введены в употребление понятия
«первая практика» и «вторая практика», обозначавшие старый полифонический стиль
и новый монодический стили.
Творческая
эволюция Монтеверди в жанре оперы началась позже, в феврале 1607, когда было
закончено Сказание об Орфее (La Favola d'Orfeo) на текст А. Стриджо Младшего. В
этом произведении композитор сохраняет верность прошлому и предвосхищает
будущее: Орфей – наполовину ренессансная интермедия, наполовину – монодическая
опера; монодический стиль к тому времени уже был разработан во Флорентийской
камерате (группе музыкантов под руководством Дж.Барди и Дж.Корси, которые
работали совместно во Флоренции в 1600). Партитура Орфея была издана дважды
(1609 и 1615). Следующими сочинениями Монтеверди в этом жанре стали Ариадна
(L'Arianna, 1608) и опера-балет Балет неблагодарных (Il Ballo dell'ingrate,
1608) – оба произведения на тексты О.Ринуччини. В тот же период Монтеверди
впервые выступил на поприще церковной музыки и опубликовал выдержанную в старом
стиле мессу In illo tempore (в ее основе мотет Гомберта); в 1610 он добавил к
ней Псалмы вечерни. В 1612 умер герцог Винченцо, а его преемник сразу же уволил
Монтеверди и Джулио Чезаре (31 июля 1612). На время композитор с сыновьями
вернулся в Кремону, а ровно через год (19 августа 1613) получил место
руководителя капеллы (maestro di cappella) в венецианском соборе св. Марка.
Венецианский
период. Эта должность (самая блестящая среди имевшихся тогда в Северной Италии)
сразу избавила Монтеверди от несправедливостей, пережитых им в пору возмужания.
Он прослужил на почетном и хорошо оплачиваемом посту соборного капельмейстера в
течение трех десятилетий, и в это время, что вполне естественно, переключился
на церковные жанры. Однако он не оставил и своих оперных проектов: так, для
Мантуи в 1627 была создана реалистическая комическая опера Мнимая сумасшедшая
(La finta pazza Licori). Это сочинение не сохранилось, как и большинство
музыкально-драматических произведений Монтеверди, относящихся к последним
тридцати годам его жизни. Зато до нас дошло прекрасное произведение,
представляющее собой нечто среднее между оперой и ораторией: Поединок Танкреда
и Клоринды (Il combattimento di Tancredi e Clorindo), написанный в 1624 в
Венеции (издан в Восьмом сборнике мадригалов, 1638), основанный на сцене из
поэмы Т.Тассо Освобожденный Иерусалим, одном из любимых поэтических источников
композитора. В этом сочинении впервые появляется новый драматический стиль
(genere concitato) с выразительным употреблением приемов тремоло и пиццикато.
Падение
Мантуи в 1630 стало причиной утраты многих автографов произведений Монтеверди.
Политический переворот, вызванный борьбой за герцогство после кончины
последнего из династии Гонзага (Винченцо II умер бездетным), также оставил
следы в жизни композитора (в частности, его сын Массимилиано был арестован
инквизицией за чтение недозволенных книг). Окончание эпидемии чумы в Венеции
было отмечено в соборе св. Марка 28 ноября 1631 торжественной мессой с музыкой
Монтеверди (утрачена). Вскоре после этого Монтеверди, по-видимому, стал
священником, о чем говорит титульный лист издания его Музыкальных шуток
(Scherzi musicali cio Arie e Madrigali in stile recitativo, 1632). Книга,
посвященная проблемам музыкальной теории (мелодии), была написана в начале
1630-х годов, но от нее мало что сохранилось, как и от опер данного периода.
В
1637 в Венеции открылся первый публичный оперный театр под руководством друзей
и учеников Монтеверди Б.Феррари и Ф.Манелли. Это событие положило начало
расцвету венецианской оперы 17 столетия. Для первых четырех венецианских
оперных театров Монтеверди, которому шел тогда уже восьмой десяток, написал четыре
оперы (1639–1642), из которых сохранились две: Возвращение Улисса в отечество
(Il ritorno d'Ulisse in patria, 1640, на либретто Дж.Бадоаро) и Коронация
Поппеи (L'Incoronazione di Poppea, 1642, на либретто Дж.Бузенелло). Незадолго
до этого композитору удалось напечатать свои мадригалы, камерные дуэты и
кантаты, а также лучшее из созданного им в церковных жанрах в двух огромных
сборниках – Мадригалы о войне и о любви (Madrigali guerrieri ed amorosi,
Восьмой сборник мадригалов, 1638) и Selva morale e spirituale (Духовные и
нравственные блуждания, 1640). Вскоре после выхода в свет этих собраний, 29
ноября 1643, композитор скончался в Венеции, успев еще совершить последнее
путешествие в места, где проходила его молодость, т.е. в Кремону и Мантую. Его
отпевание происходило торжественно в обоих главных храмах Венеции – св. Марка и
Санта Мария деи Фрари. Останки композитора были погребены во втором из этих
храмов (в приделе св. Амвросия). В течение примерно десятилетия музыка
Монтеверди продолжала волновать его современников и оставалась актуальной. В
1651 вышло посмертное издание его мадригалов и канцонетт (Девятый сборник) и
значительное собрание церковной музыки под названием Четырехголосная месса и
псалмы (Messa a quattro e salmi), их напечатал под своей редакцией издатель
Монтеверди А.Винченти. В том же году в Неаполе была показана новая постановка
Коронации Поппеи, значительно отличавшаяся от постановки 1642. После 1651
великий кремонец и его музыка были забыты. Внешний облик Монтеверди запечатлен
в двух прекрасных портретах: первый был воспроизведен в официальном некрологе в
книге Поэтические цветы (Fiori poetici, 1644) – лицо старого человека, с
выражением грусти и разочарования; другой портрет обнаружен в тирольском музее
«Фердинандеум» в Инсбруке, на нем Монтеверди изображен в зрелые годы, когда
были созданы Орфей и Ариадна.
Критическая
оценка. Значение творчества Монтеверди определяется тремя факторами: он –
последний композитор-мадригалист эпохи Ренессанса; он – первый автор
исполняемых опер той разновидности жанра, какая была характерна для раннего
барокко; наконец он – один из самых важных авторов церковной музыки, поскольку
в его творчестве stile antico (старинный стиль) Палестрины сочетается со stile
nuovo (новым стилем) Габриели, т.е. стилем уже не полифоническим, а
монодическим, нуждающимся в поддержке оркестра.
Мадригалист.
Палестрина начал писать мадригалы в 1580-х годах, в период расцвета этого
жанра, и закончил работу над мадригалом Шестым сборником (1614), содержащим
пятиголосные мадригалы с обязательным бассо континуо, т.е. качеством,
определяющим новую концепцию мадригального стиля. Многие тексты мадригалов
Монтеверди взяты из пасторальных комедий, подобных Аминте Тассо или Доброму
пастырю Гуарини, и представляют собой сцены идиллической любви или буколических
страстей, предвосхищающие оперные сцены в самых ранних образцах этого нового
жанра: опыты Пери и Каччини появились во Флоренции ок. 1600.
Оперный
композитор. Начало оперного творчества Монтеверди как бы скрыто в тени
флорентийских опытов, его ранние оперы продолжают традицию ренессансной
интермедии с ее большим оркестром и хорами в стиле мадригала или с
полифонически оживленным движением голосов. Однако уже в Балете неблагодарных
ощутимо преобладание сольной монодии и балетных номеров в смысле французского
ballet de cour (придворного балета 17 в.). В драматической сцене Поединок по
Тассо аккомпанирующий оркестр уменьшен до струнного квинтета, здесь применяются
живописные приемы тремоло и пиццикато для передачи звона оружия в руках сражающихся
Танкреда и Клоринды. Последние оперы композитора сводят оркестровый
аккомпанемент до минимума и концентрируют внимание на выразительности
виртуозного пения. Вот-вот появятся вокальная колоратура и ария da capo, а
псалмодирующий речитатив Флорентийской камераты меняется и обогащается
драматически, предвосхищая достижения в этой области Глюка и Вагнера.
Церковная
музыка. Церковной музыке Монтеверди всегда была присуща двойственность:
полифонические пастиччо соседствуют здесь с театрально красочными интерпретациями
псалмов; чувствуется, что многие страницы написаны рукой оперного композитора.
Возрождение
творчества Монтеверди. Музыка композитора пребывала в забвении вплоть до 19 в.,
когда она была заново открыта К.фон Винтерфельдом (1834). Начиная примерно с
1880-х годов немецкие и итальянские ученые соревновались в работе по
возрождению и переоценке личности Монтеверди и его творчества; это движение
достигло высшей точки, когда вышли в свет первое полное собрание сохранившихся
сочинений Монтеверди под редакцией Дж.Ф.Малипьеро (1926–1942), книга
Х.Ф.Редлиха К истории мадригала (1932) и его же издание с комментариями для
исполнителей Вечерни 1610 года (1949).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru
|