Карл Бюхер
Карл Бюхер
В. Гоффеншефер
Бюхер
Карл (Karl Bücher, 1874—) — выдающийся немецкий экономист, автор
многочисленных трудов по истории первобытной культуры, народного хозяйства и
рабочего движения. В области искусствознания Бюхер известен как автор
нашумевшей в свое время книги «Arbeit und Rhythmus» (Leipzig, 1896, 6-е издание
— 1924). В этой книге систематизирован и подвергнут анализу звуковой и
словесный материал, накопившийся в процессе чисто экономических изысканий, в частности
при изучении древнейших форм рабочей ассоциации. Исследуя производительный
процесс и технологию труда у диких народов, Б. пришел к тому выводу, что на
первых ступенях своего развития работа, музыка и поэзия были органически
связаны между собой, причем доминирующим и обусловливающим элементом являлась
работа. Ритм «вытекает из внутреннего строения тела и из технических условий
исполнения работы, то есть следует сам собою из применения экономического
принципа к человеческой деятельности». Корни музыкального и поэтического ритма
лежат всецело в рабочем ритме. Вместе с этим Б. дает картину зарождения
музыкального звука из соприкосновения орудий труда с предметом обработки и —
поэзии — из элементарной рабочей песни. Он доказывает, что возникновение поэзии
из рабочего процесса «относится столько же к формальной, сколько и к
материальной стороне поэзии». Для установления облегчающего работу ритмического
контакта человек прибегает к рабочему крику, постепенно переходящему в рабочую
песню. «Исходя из бессмысленных естественных звуков и возгласов, затем переходя
к постоянно повторяющимся словам и предложениям, выражающим чувства
работающих», рабочие песни «вскоре достигают более богатого и связного
содержания, или сопровождая ход работы лирическими отступлениями, или изображая
какие-либо события, или награждая соучастников и посторонних шуткой, насмешкой
и увещанием». Ритм этой поэтической речи не мог быть заимствован извне, он
исходит из рабочих движений, при которых сокращение и растяжение мускулов
соответствует арсису и тезису в стопе стиха (античного). Но взаимоотношение
между рабочим и поэтическим ритмами опосредствованно и осложнено рабочими
ударами и шумами, происходящими при соприкосновении ног, рук или искусственных
орудий труда с предметом последнего. Так ямб и хорей — размеры топтания;
спондей — метр удара обеими руками в такт; дактиль и анапест — метры удара
кузнечным молотом и т. д.
Песня
так тесно связана с рабочими движениями и ритмом, что дикарь, желающий
воспроизвести ее вне рабочего процесса, вынужден прибегнуть и к искусственному
воспроизведению этого последнего посредством мимической пляски. Неизменность
рабочего ритма наблюдается вплоть до отдаленного
отражения его в поэзии, так как в дальнейшем отпадает и пляска, и функции
носителя рабочего ритма переходят к мелодии, а в конце концов, после отпадения
последней, рабочий ритм остается зафиксированным в самом строе слов. Поэтому
словесный материал, который раньше играл второстепенную роль и в большинстве
случаев импровизировался, становится теперь самодовлеющим и постоянным. Б.
устанавливает эту схему не только на основе анализа поэзии дикарей, но и таких
сложных образований, как античная драма, лирика и эпос, возникновение которых
последовательно соответствовало указанным стадиям развития поэзии.
Утверждая,
что музыка и поэзия возникли из работы, а не из танца, как то предполагали
многие ученые, Б. доказывает, что и сам танец произошел от рабочего процесса.
Этим самым Бюхер опровергает высказанный им самим ранее в книге «Die Entstehung
der Volkswirtschaft» (Tübingen, 1893, русский перев., СПБ., 1898) взгляд
на происхождение искусства, по которому «игра старше труда», и окончательно
становится на последовательную экономическую точку зрения. Г. В. Плеханов ,
давший в своих трех «Письмах без адреса» основательную критику взглядов Бюхера,
отметил это и еще более уточнил тезис немецкого ученого, поставив его на
марксистскую основу.
Список литературы
I.
Книга Бюхера — «Работа и ритм. Рабочие песни, их происхождение и экономическое
значение» — имеется в русском переводе (СПБ., 1899 и М., 1923).
II.
Плеханов Г. В., «Искусство», сб. статей. Ст. «Искусство у первобытных народов»,
М., 1922.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/
|