Камиль Сен-Санс (Saint-Saens)
Камиль Сен-Санс (Saint-Saens)
(1835-1921)

Шарль-Камиль
Сен-Санс родился 9 сентября 1835 года. В конце того же года от резкого
обострения чахотки в возрасте тридцати семи лет умер отец Камиля. Ребенок
остался на попечении двадцатишестилетней матери и бабушки.
Мать
Сен-Санса была художницей-акварелисткой, что помогло приобщению Камиля к
изобразительным искусствам. В возрасте двух с половиной лет Камиль уже прошёл
под наблюдением бабушки первоначальный курс игры на фортепиано. Детская музыка
с примитивным аккомпанементом левой руки ребенку не нравилась: "Бас не
поёт" - говорил он пренебрежительно.
Едва
ознакомившись с миром музыки, Камиль стал сочинять, а вскоре и записывать
сочиненное. Самая ранняя из сохранившихся записей носит дату 22 марта 1839
года.
Весной
1843 года ребенка отдали в обучение фортепианной игре известному пианисту и
композитору Камилю Стамати. Профессор был поражён прекрасной подготовкой
семилетнего мальчика и нашёл, что он нуждается лишь в усовершенствовании уже
имеющихся пианистических навыков. С октября того же года начались занятия
Камиля гармонией и контрапунктом с рекомендованным Стамати Пьером Маледаном.
После трёх лет занятий с мальчиком Стамати счёл его подготовленным к концертным
выступлениям. Они состоялись 20 января и 10 февраля 1846 года. А 6 мая Камиль
дал большой концерт в зале Плейель, - этот день явился начальной датой его
пианистической карьеры.
В
ноябре 1848 года Сен-Санс поступил в Парижскую консерваторию в класс органа
Франсуа Бенуа. Этот органист и композитор был, по свидетельству Сен-Санса,
одним из самых посредственных органистов, но "великолепным учителем".
Как
органист Камиль преуспевал, и 28 июля 1851 года ему присудили первую премию по
органу. Камиль посещал концерты, бывал в оперных театрах, неустанно расширял
свои знания в области музыки. В октябре того же года он поступил в класс
композиции Фроманталя Галеви.
В
1853 году, после нескольких месяцев стажировки в храме Сен-Северен, Сен-Санс
получает место органиста в храме Сен-Мерри на другом берегу Сены. В этой
должности Сен-Санс остается около пяти лет, по-прежнему отдавая весь свой досуг
профессиональному совершенствованию и самообразованию. Первая симфония (1852) -
несомненный итог композиторской юности Сен-Санса. Более того, в ней уже
складываются многие существенные черты его творчества вообще. Совершенно
очевидны эмоциональная умеренность и даже хладнокровие при живости,
подвижности. Чувствуется полная убеждённость в непреходящей ценности традиций.
Для
характеристики чрезвычайно интенсивной работы юного Сен-Санса следует
рассказать о судьбе одной из его симфоний. В 1856 году Общество Св. Цецилии в
Бордо объявило конкурс на сочинение симфонии для большого оркестра. Сен-Санс не
замедлил написать симфонию (в Фа-мажоре ), и она была премирована золотой
медалью 26 января 1857 года, а 15 февраля исполнена в Париже. 8 июня Общество
приняло Сен-Санса в число своих почётных членов, а вскоре состоялось исполнение
Фа-мажорной симфонии в Бордо под управлением автора. Это было первое его
выступление как дирижера!
В
1856 году Сен-Санс написал большую Мессу для четырёх голосов и хора с органом и
оркестром. Эта Месса, исполненная в храме Сен-Мерри 21 марта 1857 года, -
первое церковное сочинение Сен-Санса. Он посвятил её аббату Габриэлю,
приходскому священнику храма Сен-Мерри.
С
июля по сентябрь 1858 года Сен-Санс сочинял Симфонию ля-минор, получившую
нумерацию Второй. Она значительно отличается от Первой. Творческая
индивидуальность сформировалась здесь гораздо яснее, определилась и особая
наклонность к полифоническим фигурам неоклассики. Первое исполнение Второй
симфонии состоялось 25 марта 1860 года.
Между
тем Общество Св. Цецилии в Бордо объявило новый конкурс на большую концертную
увертюру. Сен-Санс написал увертюру "Спартак" (по трагедии Альфонса
Пажеса). В июне 1863 года этой увертюре была присуждена первая премия.
В
том же году состоялась поездка Сен-Санса на Пиренеи и Овернь. Под впечатлением
её возникает первое трио для фортепиано, скрипки и виолончели - одно из лучших
сочинений композитора. Музыка трио неотразимо обаятельна свежестью,
лучезарностью и молодостью эмоций. Гармонические средства - самые простые,
диатоника - всеобъемлюща. Но музыка увлекает, живёт упругими и переменчивыми
ритмами, изяществом фактуры и голосоведения, блеском искрящегося темперамента.
Повсюду чувствуется упоение природой, привольем, наслаждение первозданной
непритязательностью народных напевов и танцевальных фигур. При этом пленяет
непринужденность и логичность форм.
По-видимому,
в 1863 году возникла и популярнейшая доныне пьеса Сен-Санса - Интродукция и
рондо каприччиозо для скрипки с оркестром. Пытаясь уловить наиболее
своеобразные качества этой известнейшей музыки, одновременно как бы подыскиваем
ключи к самым характерным проявлениям творчества Сен-Санса вообще. Отметить,
что эта пьеса написана с превосходным пониманием возможностей скрипичной
виртуозности, что скрипке прозрачно аккомпанирует оркестр, что форма пьесы очень
естественна и наглядна - значит ещё сказать очень мало. На свете много
сочинений, обладающих подобными достоинствами, но вовсе лишенных обаяния пьесы
Сен-Санса.
В
1867 году состоялось знакомство Сен-Санса с Антоном Рубинштейном. Для его
выступления в Париже Сен-Санс пишет фортепианный концерт. Факт сочинения
Второго концерта для фортепиано с оркестром за 17 дней не может не поражать.
Уже 13 мая концерт был Сен-Сансом исполнен оркестром под управлением
Рубинштейна вместе с рядом других его сочинений. С годами Второй концерт для
фортепиано Сен-Санса стал одним из самых популярных сочинений композитора - он
сохраняет чрезвычайную популярность до сих пор.
Чайковский
писал об этом концерте: "Сочинение это чрезвычайно красиво, свежо, изящно
и богато прелестными деталями. В нём отражается и замечательно близкое
знакомство с классическими образцами, от которых автор заимствовал
необыкновенное искусство в уравновешенности, законченности формы, и вместе
весьма самобытная творческая индивидуальность. Все симпатические черты его
национальности: искренность, горячность, тёплая сердечность, ум дают себя
чувствовать... на каждом шагу..."
15
августа 1868 года Сен-Санс получил звание кавалера ордена Почетного легиона. В
октябре того же года он ездил в Германию и концертировал в Кёльне. В 1870-1871
годах жизненная и творческая активность Сен-Санса резко возрастают. У него
целый ряд общественных обязанностей, а круг знакомств всё расширяется. Каждый
понедельник на квартире Сен-Санса по-прежнему, но в более широких масштабах, происходят
музыкальные вечера - нередко с участием зарубежных музыкантов. Временами у
композитора обостряются туберкулез и болезнь глаз. Испытания военного времени
(война Германии и Франции) и бедственная жизнь в Лондоне в апреле - мае 1871
года заметно повредили его здоровью. Но силой воли и творческой энергии
Сен-Санс заставляет себя преодолевать препятствия, он трудится неустанно. Самым
значительным сочинением Сен-Санса в 1871 году явилась его первая симфоническая
поэма "Прялка Омфалы".
К
концу года состояние здоровья Сен-Санса, утомленного очень интенсивной
деятельностью, заметно ухудшилось - потребовался отдых на юге. Октябрь и ноябрь
1873 года Сен-Санс провел около столицы Алжира, в саду с мраморным водоёмом,
тяготясь сознанием временного бессилия, но наслаждаясь покоем и одиночеством.
1873
год стал годом сочинения второй симфонической поэмы Сен-Санса -
"Фаэтон", по сюжету известного мифа о сыне Гелиоса. А в следующем
году возникла третья из симфонических поэм Сен-Санса, ставшая особенно
популярной.
Это
"Пляска смерти". Как партитура, симфоническая поэма "Пляска
смерти" представляет одно из высших достижений Сен-Санса - столь
удивительно она стройна, богата красками и прозрачна. В других программных
деталях поэмы (звон арфы, бьющей полночь на фоне выдержанной ноты валторны
вначале, свист и вой хроматических гамм, легкая трель скрипки соло и флейты в
коде, подобная жужжанию зимнего ветра и т. п.) сказалось старое стремление
Сен-Санса к звуковой наглядности на основе предварительного фиксирования слуховых
ощущений.
В
феврале 1875 года Сен-Санс женился на Марии-Лауре-Эмилии Трюффо, сестре его
ученика и друга Жана Трюффо, которому он некогда посвятил Каприс на темы
балетной музыки из "Альцесты" Глюка. Мария-Лаура была почти в два
раза моложе Сен-Санса - она родилась 16 апреля 1855 года. Брак этот явился
результатом скорее волевой причуды композитора, чем его любви к Марии Трюффо.
Вдобавок Мария вызвала ревность со стороны матери Сен-Санса. В общем, брак его
оказался несчастным. В 1875 году Сен-Санс сочинил Четвёртый концерт для
фортепиано с оркестром. Этот концерт, по справедливому мнению Корто,
представляет в своём целом "самое совершенное из сочинений, написанных
Сен-Сансом для фортепиано". В музыке Четвёртого концерта сказались с
исключительным блеском качества победоносного (иначе не скажешь!) эклектизма
Сен-Санса, без колебаний пользующегося различными интонационными элементами и
приёмами, выразительными факторами разных эпох, умеющего придавать их
конгломерату цельность и образную целеустремлённость композитора.
Крупнейшим
событием творческой жизни Сен-Санса, относящимся к 1876 году, явилось окончание
им в январе партитуры давно задуманной и постепенно сочинявшейся оперы
"Самсон и Далила" - самого выдающегося из его оперных произведений.
Римский-Корсаков
считал, что лучшая из современных опер на Западе, после Вагнера, конечно, опера
"Самсон и Далила". Процитируем здесь и Ж. Тьерсо, который указывает
на особую значительность лучших проявлений мелодики "Самсона и
Далилы":
"Пение
разливается в ней широкой волной. Невольно спрашиваешь себя, откуда это
странное заблуждение современников, кричавших: "Здесь нет мелодии"! И
это говорится, когда перед нами развертывались страницы обольщения Далилы...
Эти фразы большого дыхания, друг с другом связанные, свободно разворачиваются,
создавая рисунок широких линий, замечательно оформленный, вызывающий в памяти
образцы античного искусства".
В
1876 году возникает четвёртая и последняя из симфонических поэм Сен-Санса -
"Юность Геракла", вызвавшая неоднозначные оценки. В апреле 1877 года
закончилась служба Сен-Санса как органиста храма св. Магдалины, а вместе с тем
и его служба как органиста вообще.
В
это же время умирает Альбер Либон, директор почтового ведомства, большой
почитатель Сен-Санса, завещав композитору 100 000 франков с целью избавить его
от необходимости служить и дать возможность отдаться творчеству.
В
1882 году Сен-Санс заканчивает оперу "Генрих VIII". Эта опера не
затмила, конечно, "Самсона и Далилу" - прежде всего потому, что
музыка её менее ярка, менее убедительна, и в ней нет ничего равного
несравненному любовному дуэту оттуда. Не следует, однако, забывать, что сама
задача драматургии в "Генрихе VIII" была сравнительно более сложной,
и то, что Сен-Санс как оперный драматург сделал большой шаг вперед.
Затем
Сен-Санс осуществил свой давнишний замысел - написал зоологическую фантазию
"Карнавал животных". Это произведение было впервые исполнено в Париже
в узком кругу 9 марта 1886 года и вторично несколько дней спустя. А 2 апреля
исполнение повторили для Листа, приехавшего в Париж. Считая свой
"Карнавал" шуточным произведением к случаю, Сен-Санс всё же включил
его в число пьес, подлежащих публикации. После смерти Сен-Санса "Карнавал
животных" был опубликован в 1922 году и вскоре стал одним из популярнейших
на всем свете его сочинений.
В
этом, конечно, не следует видеть иронию судьбы. Просто "Карнавал
животных" выразил в шутливой форме некоторые типичные, характерные, а
частично и ценнейшие стороны творческой личности Сен-Санса. Тут были юмор,
программность, лирика в оправе отличного мастерства.
Большим
достижением творческой жизни Сен-Санса явилось завершение в 1886 году и первое
исполнение его Третьей (и последней) симфонии. Премьера этой симфонии
состоялась в Лондоне, в концерте Филармонического общества 19 мая. Успех был
велик.
Первое
исполнение симфонии в Париже состоялось 9 января 1887 года. Выходя с этого
концерта, взволнованный Гуно указал одному из своих друзей на Сен-Санса и
промолвил громко, желая быть услышанным всеми: "Вот французский
Бетховен".
Приведём
два суждения о Третьей симфонии выдающихся русских композиторов.
Танеев
в письме к Чайковскому отметил, что Третья симфония Сен-Санса "очень
хороша". Калинников в одной из своих рецензий писал: "Симфония эта по
глубине вдохновения - одно из лучших произведений Сен-Санса и представляет
собою чудо техники и инструментовки. Употребление фортепиано и органа в этой
симфонии как оркестровых инструментов более нежели уместно".
Из
произведений Сен-Санса девяностых годов достоин упоминания однооактный балет
"Жавотта", написанный в 1896 году - единственный балет композитора.
15
марта 1898 года он начал писать оперу "Деянира", и работа шла быстро.
Музыка "Деяниры" - один из интереснейших творческих опытов Сен-Санса.
Здесь сплелись воедино его поиски эпоса, как начала, могущего
противодействовать эмоциональной анархии эпохи, а равно и растущий интерес к
античности, давнишний, но теперь обостряющийся в поисках чего-то светлого и
гармоничного.
Рождается
новый век. Сен-Санс по-прежнему много путешествует и концертирует. Продолжает
он и сочинять музыку. Однако лучшие его произведения принадлежат XIX столетию.
Сен-Санс
умер 16 декабря 1921 года в Алжире.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru
|