Иванов Вячеслав Иванович
Иванов Вячеслав Иванович
Годы жизни: 28.02.1866 - 16.07.1949

Иванов
Вяч. И. Портрет работы К.Ф. Юона
Родился
в Москве. Отец — мелкий служащий Контрольной палаты, скончался в 1871 г. Мать
была дочерью сенатского чиновника; она с детства привила сыну патриархальную
веру в Бога и любовь к поэзии. В 1-й московской гимназии, которую Иванов
закончил с золотой медалью (1875-1884), продолжали формироваться его характер и
гуманитарные склонности. Двенадцатилетним гимназистом он по собственной
инициативе начинает заниматься древнегреческим языком. Впоследствии он свободно
будет владеть многими европейскими языками, в т.ч. немецким, французским и
итальянским. Через два года он внезапно ощутит себя "крайним
атеистом". А в 15 лет исчезновение детской наивной веры в Бога обернется
духовным кризисом, который через два года выльется в попытку самоубийства. В
1884 г. он поступает на историко-филологический факультет Московского
университета, два года учится под руководством историка П.Г. Виноградова. Затем
по его рекомендации для продолжения образования Иванов вместе с женой уезжает в
Берлин (1886). Переезд за границу (до 1905 г. Иванов в Россию приезжал только
на короткое время) совпал у него с новым мировоззренческим кризисом. С одной
стороны, его влекло к активной подпольной работе, а с другой — он перестает
видеть в ней какой-либо этический и содержательный смысл. В Берлине в течение
последующих пяти лет он занимается экономико-юридическими аспектами римской
истории под руководством знаменитого историка античности Т. Моммзена. После
окончания курса (1891) Иванов начинает готовить диссертацию о римских откупах.
В это время он живет в Париже, а затем в Лондоне. С 1892 г. с женой и дочерью
поселяется сперва в Риме, а затем - во Флоренции, где он изучает памятники
античной культуры. Годы пребывания за границей пробудили у Иванова обостренный
интерес к России, он начал изучать Вл. Соловьева и Хомякова. С начала 90-х гг.
Иванов увлекается изучением Ницше, который, по его словам, становится
"властителем наших дум и ковачом грядущего". Однако увлечение немецким
философом вскоре превращается у него во внутренний спор, в котором культу
ницшеанского антихристианства и волюнтаризма Иванов противопоставляет вечные
христианские ценности.
В
1893 г. в Риме он знакомится с Л.Д. Зиновьевой, что приводит его в 1895 г. к
окончательному разрыву с дочерью и женой. В 1896 г. Иванов официально
разводится с первой женой, но бракоразводный процесс Зиновьевой из-за
требований супруга оставить ему всех трех детей (будущих пасынков и падчерицы
Иванова) затянулся до 1899 г. В ожидании юридического расторжения брака
Зиновьева и Иванов, скрывая свою связь, вынуждены были скитаться по Италии,
Франции, Англии и Швейцарии. В начале 1899 г. они были обвенчаны в греческой
православной церкви в Ливорно. Летом 1900 г. он вместе с Зиновьевой посещает в
Петербурге философа В.С. Соловьева (первое знакомство состоялось в 1896 г.). В
1895 г. Иванов заканчивает работу над диссертацией, написанной на латинском
языке, "Об обществах откупщиков в Риме" (опубликована в
Санкт-Петербурге в 1910 г.). В дальнейшем все его жизненные интересы
сосредоточиваются на религиозно-исторической и эстетической проблематике, на
понимании истории мировой культуры и движения истории как
религиозно-мифологического феномена. Он работает в Афинах, посещает Египет и
Палестину. В начале века Иванов вместе с женой обосновывается в Женеве, где
изучает санскрит.
Ранние
стихотворные публикации Иванова в русских журналах "Космополис",
"Вестник Европы" остались практически незамеченными. Первый сборник
стихотворений "Кормчие звезды" вышел за счет средств автора в
Петербурге в 1903 г. Критика устанавливает за Ивановым репутацию
"Тредиаковского наших дней". Одновременно Иванов продолжает
разрабатывать свои философско-религиозные исследования, связанные с
античностью. Весной 1903 г. в Высшей русской школе общественных наук в Париже
Иванов читает курс лекций об античном дионисийстве. Здесь же на курсах Иванов
знакомится с В.Я. Брюсовым, с которым надолго завязываются дружеские отношения.
Летом 1904 г. Иванов с женой гостят в кругу московских символистов, где
писатель быстро приобретает заслуженный авторитет. В Москве он знакомится с А.
Белым, К.Д. Бальмонтом, Ю.К. Балтрушайтисом, а в Петербурге - с Д. С.
Мережковским, 3.Н. Гиппиус и А.А. Блоком. Одновременно он начинает сотрудничать
в московских "Весах", надеясь сделать их рупором нового религиозного
теургического искусства. Однако его расчеты не оправдались, что, видимо, и
побудило его по возвращению в Россию выбрать местом жительства не Москву, а
Петербург, в котором ярко разворачивалась общественная деятельность четы
Мережковских.
В
1904 г. написана трагедия "Тантал", а в Москве выходит "вторая
книга лирики" Иванова — "Прозрачность", с воодушевлением
встреченная символистами. В 1904 г. написаны статьи "Поэт и чернь",
"Ницше и Дионис", "Копье Афины", "Новые маски".
В
июле 1905 г. Ивановы окончательно переезжают в Россию, сняв в Петербурге
квартиру на Таврической улице, на последнем этаже в башне углового дома. С
начала осени "башенные" среды Иванова становятся одним из наиболее
известных литературных салонов российской столицы. В "становище" (так
называли Мережковские квартиру Ивановых) шла, по словам Белого, "яркая, но
сумасшедшая жизнь". Практически в ней перебывал весь цвет
литературно-богемного, артистически-художественного и интеллектуального
Петербурга. Ночная жизнь ивановских "сред" привлекала к себе как
убеленных сединами старцев, так и разнообразную талантливую молодежь. На
"башне" в апреле 1910 г. даже состоялась в постановке Вс. Мейерхольда
премьера драмы Кальдерона "Поклонение кресту". Особая атмосфера
двусмысленности и утонченного эротизма "башни" и внешнего мира
разительно между собой расходились. Собрания на "башне" были
прекращены осенью 1909 г., когда заседания "Поэтической академии", преобразованной
в "Общество ревнителей художественного слова", были перенесены в
редакцию "Аполлона".
В
1907 г. выходит третий поэтический сборник Иванова "Эрос".
17
октября 1907 г. в Загорье, в дальнем поместье Могилевской губернии, от
скарлатины скоропостижно умирает на его руках жена, его "Диотима",
любить которую поэт продолжал всю свою жизнь. Внезапная смерть близкой женщины
потрясла Иванова, и вместе с тем она же явилась поворотным моментом в его
творчестве и духовных исканиях. Последующий через два с половиной года, брак на
падчерице В. К. Шварсалон, очень похожей на мать, смягчил, но не заслонил живой
памяти о Лидии Зиновьевой-Аннибал. Своеобразным итогом жизни на
"башне" явились два тома стихов "Cor ardens" (лат.
"Пламенеющее сердце"), последовательно появившихся в 1911 и 1912 гг.,
а также примыкающая к ним книжка стихов "Нежная тайна" (СПб.,
1912)—дань любви у "милой могилы" Лидии к ее дочери Вере. "Cor
ardens" получило высокую оценку у критиков.
В
первое десятилетие нового века Иванов принимает активное участие в работе
Петербургского религиозно-философского общества, сотрудничает в журналах
"Весы", "Золотое руно", "Труды и дни",
"Русская мысль" и др. В 1910-1911 гг. преподает историю
древнегреческой литературы на Высших женских курсах. После почти двухлетнего
пребывания в Швейцарии и Риме Ивановы возвращаются с годовалым сыном Дмитрием в
Россию и поселяются в Москве. Здесь Иванов сближается с кругом лиц,
группировавшихся вокруг издательства "Путь": В.Ф. Эрном, П.А.
Флоренским, С.Н. Булгаковым, М.О. Гершензоном, знакомится с композитором А.Н.
Скрябиным. В это же время он много работает над переводами Алкея, Сафо (1914),
Петрарки (1915). Едва ли не большую славу Иванову, не как поэту, а как одному
из главных теоретиков русского религиозного символизма, принесли сборники его
разнообразных статей по вопросам религии, философии, эстетики и культуры:
"По звездам" (1909), "Борозды и межи" (1916), "Родное
и вселенское" (1917); сюда же примыкает и "Переписка из двух
углов" (1921).
Уже
в 1905 г. Иванов определяет духовный кризис европейской культуры как
"кризис индивидуализма", которому должна противостоять религиозная,
"органическая эпоха" будущего, возрожденная прежде всего в лице
России. Функцию религиозного обновления человечества, по представлению Иванова,
берет на себя христианство. Если в работах 1903— 1907 гг. дионисийские и
христианские символы переплетаются равноправно, то с 1907 г., в связи с отказом
от любых "палингенетических" проектов, дионисийская сфера теряет у
него всякую самостоятельную роль.
Иванов
переходит к размышлениям о религиозно-мистической судьбе человечества, мировой
истории и России ("Человек", 1915—1919; Париж, 1939). В поэме
"Младенчество" (1913—1918; Пбг., 1918), написанной не без полемики с
блоковским "Возмездием", поэт через житейскую мудрость вновь
возвращается к блаженным годам своего детства, овеянного романтикой древней
любви и божественной вечности. До своего окончательного отъезда за границу
(1924) Иванов еще раз возвращается к поэзии и драматургии. Стихотворный цикл
"Песни смутного времени" (1918) отразил неприятие Ивановым
внерелигиозного характера русской революции. В 1919 г. он издает трагедию
"Прометей", а в 1923 г. заканчивает музыкальную трагикомедию
"Любовь — Мираж".
После
событий 1917 года первое время Иванов пытался сотрудничать с новой властью. В
1918-1920 гг. он являлся председателем историко-театральной секции ТЕО
Наркомпроса, читал лекции, вел занятия в секциях Пролеткульта. В это же время
он принимает участие в деятельности издательства "Алконост" и журнвлв
"Записки мечтателей", пишет "Зимние сонеты". В 1920 г.
после смерти жены и неудачной попытки получить разрешение на выезд за границу,
Иванов с дочерью и сыном уезжает на Кавказ, затем в Баку, куда был приглашен
профессором кафедры классической филологии. В 1921 г. он защищает здесь докторскую
диссертацию, по которой издает книгу "Дионис и прадионисийство"
(Баку, 1923). В 1924 г. Иванова вызывают в Москву, где он вместе с А.
Луначарским произносит в Большом театре юбилейную речь о Пушкине. В конце
августа он уже навсегда покидает Россию и поселяется с сыном и дочерью в Риме.
До 1936 г. он сохраняет советское гражданство, которое не дает ему возможности
устроиться на государственную службу. Иванов не печатается в эмигрантских
журналах, стоит в стороне от общественно-политической жизни. Не принимая
политики воинствующего атеизма и оставаясь верным себе, Иванов, по примеру В.
С. Соловьева, 17 марта 1926 г. присоединяется к католичеству, не отрекаясь (по
специальному, с трудом добытому разрешению) от православия. В 1926-1931 гг. он
занимает место профессора в колледже "Карло Борромео". В 1934 г.
Иванов переезжает в Рим, где и живет до конца своих дней.
В
последние десятилетия наблюдается относительный спад его творчества. В 1924 г.
он создает "Римские сонеты", а в 1944 г.—цикл из 118 стихотворений "Римский
дневник", вошедший в подготовленное им, но изданное посмертно итоговое
собрание стихов "Свет вечерний" (Оксфорд, 1962). После смерти Иванова
осталась незаконченной начатая им еще в 1928 г. 5-я книга прозаической
"поэмы" "Повесть о Светомире-царевиче". В последние годы
Иванов продолжает публиковать в иностранных изданиях свои отдельные статьи и
работы. В 1932 г. он издает монографию на немецком языке "Достоевский.
Трагедия — миф — мистика". В 1936 г. для энциклопедического словаря Трекани
Иванов на итальянском языке пишет статью "Символизм". Затем для
других итальянских изданий: "Форма зиждущая и форма созижденная"
(1947) и "Лермонтов" (1958). В последних двух статьях он возвращается
к размышлениям о Софии в контексте мировой и русской культуры. В 1948 г. по
заказу Ватикана он работает над вступлением и примечаниями к Псалтири. В
последние годы жизни вел уединенный образ жизни, встречался с М. Бубером, Ж.
Маритеном, Г. Марселем, из русских — наиболее часто с Мережковскими. Умер в
Риме.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russianculture.ru/
|