Игорь Стравинский
Игорь Стравинский
Виктор Каширников

Стравинский
занимает особое место среди всех композиторов 20 века. С первых шагов его
творческой биографии не смолкают горячие дискуссии, в центре которых музыка,
созданная Стравинским. Среди критиков существуют самые противоречивые мнения о
его творчестве. Однако среди них нет разногласий в том, что творчество
Стравинского оказало глубокое влияние на развитие музыки 20го века.
Игорь
Федорович Стравинский родился 17 июня 1882 года в Ораниенбауме, в семье
известного певца, солиста Мариинского театра, Федора Игнатьевича Стравинского,
дворянина польского происхождения. Как было принято тогда в таких семьях, Игорь
получил типичное дворянское воспитание. Мальчик рано стал играть на рояле,
импровизировать, читать клавиры и даже партитуры. В Петербурге маленький Игорь
посещал спектакли с участием отца. Оперы «Жизнь за царя» Глинки и «Юдифь»
Серова навсегда остались для него сильнейшими впечатлениями детства. В 1892
году на юбилейной постановке «Руслана и Людмилы» ему суждено было увидеть
Чайковского, музыка которого уже тогда восхищала будущего композитора.
Летом
1902 года студент Игорь Стравинский знакомится с отцом сокурсника по
Университету Николаем Андреевичем РимскимКорсаковым. Это знакомство много дало
Стравинскому. Он получил бесценные уроки композиции, настойчивости и
дисциплинированности в работе. Пять лет РимскийКорсаков – непререкаемый
моральный авторитет для Стравинского, вплоть до того момента, когда высланная
для просмотра учителю партитура «Фейерверка» не застала адресата в живых.
Еще
юношей Стравинский стал участником «Вечеров современной музыки» и сблизился с
деятелями «Мира искусства» в частности с Сергеем Павловичем Дягилевым, дальним
его родственником по материнской линии. При решающем воздействии и
покровительстве Дягилева, утвердилась блистательная композиторская карьера
молодого Стравинского. На «Русских сезонах» в Париже состоялись премьеры
балетов «Жар–птица» в 1910 году, «Петрушка» в 1911 году и «Весна священная» в
1913 году. Эти произведения навсегда утвердили мировую славу русского
композитора.
Годы
первой мировой войны Стравинский провел в Швейцарии, затем жил во Франции.
Первый его визит в США состоялся в 1925 году. Здесь он дирижировал Американским
симфоническим оркестром, в репертуар которого входили наиболее известные его
произведения. Затем он приезжал еще несколько раз в Америку, а перед самым
началом Второй мировой войны в Европе (1939 г.), переехал в США навсегда. В
1941 году Стравинский получил американское подданство. Среди выдающихся
произведений, созданных им в США находятся оркестровая «Ода», написанная в
память супруги Сергея Куссевицкого, «Симфония в трех ритмах», балет «Орфей»,
«Кантата, основанная на анонимных песнях времен Елизаветы», опера «Карьера
мота», а также высшее достижение Стравинского – «Реквием». В 84 года композитор
создал это произведение, обладающее истинными художественными прозрениями,
произведение, которое обобщило многое из его предшествующего опыта.
По
словам Стравинского, последние годы Равеля «были ужасными: он постепенно терял
память и частично координацию и, конечно отдавал себе в этом отчет. Гоголь умер
пронзительно крича, Дягилев умер смеясь (и напевая «Богему», которую любил
искренне и так же сильно, как всякую музыку), но Равель умирал постепенно. И
это хуже всего». Судьба оказалась жестокой: постепенно умирал и Игорь Федорович
Стравинский. Он навсегда покинул этот мир 6 апреля 1971 года – за два месяца до
своего 89летия. Из НьюЙорка его перевезли в Венецию и похоронили на местном
кладбище.
«Я
не живу ни в прошлом, ни в будущем. Я – в настоящем. Я не знаю, что будет
завтра. Для меня существует только истина сегодняшнего дня. Этой истине я
призван служить и служу ей с полным сознанием». Так говорил Стравинский о своей
музыке.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://specialradio.ru/
|