Ге Николай Николаевич
Ге Николай Николаевич
Годы жизни: 1831г. - 1894г.

Ге
Н.Н. Портрет Л.Н.Толстого
Исторический
живописец, портретист, пейзажист. Родился в Воронеже в дворянской семье. Учился
на математическом факультете Киевского, затем Петербургского университета. В
1850 го-ду, не окончив университетского курса, поступил в Академию художеств,
где наибольший его интерес вызвало наследие К.П.Брюллова. Влияние последнего
очень заметно в ранних работах Ге, в частности в конкурсной программе на
Большую золотую медаль Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила Саул у
Аэндорской волшебницы, 1856, ГРМ). Драматический сюжет (тень пророка Самуила
предсказывает Саулу смерть в предстоящем походе), динамика жестов и мимики
героев, особенное звучание пурпурного цвета и другие особенности заставляют
вспомнить автора Последнего дня Помпеи с его романтической патетикой. В 1850-е
годы развивалась и другая тенденция творчества художника, проявившаяся в портретах.
В них преобладал реалистически сдержанный, сосредоточенный подход к модели,
отсутствие внешних, отвлекающих моментов в трактовке образов ("Портрет
отца", 1854, КМРИ; "Портрет Я.П.Меркулова", 1855, ГРМ, и др.).
Получив высшую награду Академии, Ге с женой посетил Германию, Швейцарию,
Францию и обосновался в Италии (1857). Здесь он работал над сюжетами из истории
Древнего Рима ("Смерть Виргинии", эскизы, 1857-1858 гг., - ГТГ, ГРМ,
КМРИ; ,,Любовь весталки", эскизы - ГТГ, КМРИ). Затем, не без влияния А.А.Иванова,
обратился к евангельским легендам для выражения своих представлений о добре и
зле, о нравственных проблемах человечества. В ряду этих произведений находится
,,Тайная вечеря" (1863, ГРМ, меньшенное повторение 1866 -ГТГ).
Противопоставление Христа и Иуды, трагедия человека, предвидящего предательство
ученика, но готового к самопожертвованию, составляют основу драматического
конфликта. Он осмыслен художником не в каноническом, религиозном, а в
нравственно-психологическом плане. Картина имела в России огромный успех.
Передовая критика уделила ей первостепенное внимание, отмечала и глубокую
интерпретацию традиционного сюжета, понимавшуюся современниками в связи с
социальными проблемами своей эпохи. Наиболее глубокий анализ картины был дан
М.Е.Салтыковым-Щедриным. Знаменательно, что реакционный лагерь увидел в
произведении недопустимый "материализм", картину было запрещено
репродуцировать. После демонстрации ее в Петербурге Ге возвратился во
Флоренцию. Здесь он неоднократно встречался с А.И.Герценом, имевшим большое
значение в духовной жизни художника. Портрет Герцена (1867, ГТГ, повторение
1878 - КМРИ) - один из лучших в творчестве Ге - был тайно привезен художником в
Россию. В Италии созданы также портреты И.Доманже (1868, ГТГ), М.А.Бакунина
(ГТГ), "Портрет неизвестной в синей блузе" (1868, ГТГ) и др. В эти
годы Ге писал и много пейзажей. По возвращении в Россию (1869) художник был в
числе организаторов Товарищества передвижных художественных выставок. Он
сблизился с передовыми деятелями культуры, многих из них портретировал
(портреты: И. С. Тургенева, 1871, Картинная галерея Армении;
М.Е.Салтыкова-Щедрина, 1872, ГРМ; Н.А.Некрасова, 1872, там же, повторение -
Эрмитаж, и др.). На первой передвижной выставке (1871) обратила на себя
внимание картина Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в
Петергофе", тогда же приобретенная П.М.Третьяковым (неоднократно
повторялась художником). Содержание картины, простота ее художественного
решения составили новое слово в развитии реалистической исторической картины. В
1870-е годы Ге испытал творческий кризис и около трех лет почти не брался за
кисть (1876-1879). В это время он поселился на хуторе в Черниговской губернии,
там прошла большая часть его последующей жизни. С 1882 года Ге сблизился с Л.Н.Толстым
и стал последователем его религиозно-нравственного учения.Морально-философские
и психологические проблемы, выраженные в образах и сюжетах Евангелия, заняли
ведущее место в творчестве Ге 1880-1890-х годов. К наиболее глубоким по
содержанию и новаторским по форме принадлежат картины "Христос и
Никодим" (около 1889, ГТГ), "Что есть истина?" ("Христос и
Пилат", 1890, ГТГ; повторение в Одесском художественном музее),
"Голгофа" (1893, не окончена, ГТГ). В последнее десятилетие жизни
художник не оставлял работы и над портретом, в частности неоднократно обращался
к образу Л.Н.Толстого. Рецензия М.Е.Салтыкова-Щедрина была опубликована в
журнале "Современник", 1863, № 11.В составе обширной литературы о
жизни и творчестве Н.Н.Ге необходимо выделить исследования и публикации Н. Ю.
Зограф, в частности: Н. Н. Ге. Выставка произведений. Каталог. Автор вступит,
статьи и составитель Н.Ю. Зограф. М., 1969; Н.Н.Ге. Письма, статьи, критика,
воспоминания современников. Вступит, статья, сост. и примеч. Н.Ю.Зограф. М.,
1978.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russianculture.ru/
|