Фрэнсис Бэкон
Фрэнсис Бэкон
Т.Г. Румянцева
Бэкон
(Bacon) Фрэнсис (1561 — 1626) — англ. философ, писатель и государственный
деятель, один из родоначальников философии Нового времени. Род. в семье
высокопоставленного сановника елизаветинского двора. Учился в Тринити колледже
в Кембридже и в юридической корпорации Грейс-Инн. Вел судебную практику и избирался
в парламент. Позже занимал высокие государственные должности. В 1618—1621 —
лорд-канцлер и пэр Англии. В 1621 снят с этих должностей в связи с предъявленным
ему парламентом обвинением в злоупотреблениях и взяточничестве.
Философия
Б., идейно подготовленная предшествующей натурфилософией, традицией англ.
номинализма и достижениями нового естествознания, соединила в себе
натуралистическое миросозерцание и начала аналитического метода, эмпиризм и широковещательную
программу реформы всего интеллектуального мира. Категориям схоластической
философии, спекулятивным рассуждениям о Боге, природе и человеке Б.
противопоставил доктрину «естественной философии», базирующейся на опытном
познании, хотя и не свободной от отдельных понятийных и терминологических
заимствований из учения перипатетиков. Свои обобщения по поводу огромной роли
науки в жизни человечества, изыскания эффективного метода научного
исследования, выяснения перспектив развития знания и его практического
применения, умножающего могущество человека и его власть над природой, Б.
изложил в незаконченном труде «Великое восстановление наук». Его частями были
трактаты «О достоинстве и приумножении наук» (1623, рус. пер. 1971), «Новый
Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (1620, рус. пер. 1935)
и цикл работ, касающихся «естественной истории» отдельных явлений и процессов
природы, («Приготовление к естественной и экспериментальной истории...», 1620,
рус. пер. 1974, «История ветров», 1622 , История жизни и смерти», 1623, «История
плотного и разреженного и о сжатии и расширение материи в пространстве», 1658).
В этих трудах Б. разработал подробную классификацию знаний, включающую указания
на те дисциплины, которые еще должны быть созданы, дал типологию заблуждений
человеческого ума («идолы» разума), обосновал эмпирический метод и описал
различные виды опытного познания («плодоносные» и «светоносные» опыты, разные
способы к модификации эксперимента), сформулировал индукцию как метод
исследования причин («форм») природных явлений.
Пропагандируя
науку, Б. разграничивал области научного знания и религиозной веры, считая, что
религия не должна вмешиваться в дела науки. Он понимал христианство как религию
откровения и видел в нем одну из связующих сил общества, Касаясь предшествующей
философии, Б. солидаризировался с ее материалистическим направлением и критиковал
схоластику перипатетиков, мистику пифагорейцев, идеализм платоников,
агностицизм скептиков. Особенно привлекали его те натурфилософы, которые
понимали материю как активное начало, с одобрением воспринимал он и
атомистическую философию Демокрита («О началах и истоках в соответствии с мифом
о Купидоне и о небе, или О философии Парменида и Телезио, и особенно Демокрита
в связи с мифом о Купидоне», 1658, рус. пер, 1937 «О мудрости древних», 1609,
рус. пер. 1972), Как государственный и политический деятель Б. был сторонником
абсолютистской монархии, военно-морского и политического могущества Англии.
Он
симпатизировал чаяниям тех слоев, которые ориентировались на выгоды
торгово-промышленного развития, и склонялся к меркантилистским взглядам
(«Опыты, или Наставления нравственные и политические», 1597, рус. пер. 1962, и др.
политические и исторические сочинения). В утопической повести «Новая Атлантида»
(1627, рус. пер. 1962) Б. изложил проект государственной организации науки.
Прерогативу «Дома Соломона» — научно-технического центра, описываемого в его
повести утопического общества, — составляют не только организация и планирование
научных исследований и технических изобретений, но и распоряжение производством
и природными ресурсами страны, внедрение в хозяйство и быт достижений науки и техники,
Бэконовская философия сложилась в атмосфере научного и культурного подъема
позднего Возрождения и оказала огромное влияние на целую эпоху последующего
филос. развития. Несмотря на неизжитые элементы схоластической метафизики и неверную
оценку некоторых научных открытий своего времени, Б. ярко выразил дух новой
науки. Он положил начало материалистической традиции в философии Нового времени
и тому направлению исследований, которое потом получило название «философия
науки». Утопический «Дом Соломона» послужил прообразом европейских научных
обществ и академий.
***
Британский
философ, основатель методологии опытной науки, учение которого стало отправным
пунктом мышления всего Нового времени. Как государственный и политический
деятель Б. занимал видные посты в тогдашней Англии: генеральный прокурор и лорд-хранитель
Большой печати, лорд-канцлер и т.д. Как философ Б. начинал с резкой критики
средневековой схоластики, считая, что последняя ничего не дала миру кроме
«чертополоха споров и препирательств». Главную причину ее бесплодия Б. видел в пренебрежении
естествознанием, в низведении философии до роли служанки религии. Стремясь
освободиться от богословия, Б. прибегает к теории двух истин, разграничивая тем
самым компетенцию религии, с одной стороны, и философии и науки, с другой,
посвящая далее всю свою деятельность пропаганде научного знания. В качестве его
цели Б. провозгласил не знание ради знания, а господство человека над природой.
В главном философском сочинении – «Новый Органон или истинные указания для истолкования
природы» (1620) – он ставит задачу сформулировать правильный метод исследования
природы. Б. был убежден, что природу можно покорить, лишь подчиняясь ее собственным
имманентным законам, не искажая ее образа. На этом пути человек сталкивается с многочисленными
препятствиями («идолами» или «призраками»), мещающими его продвижению к истине.
Причем, эти «призраки» являются атрибутами самой человеческой природы, т.е. сам
наш разум ставит себе эти преграды и ловушки.
Б.
выделяет четыре группы таких «идолов»:
1)
«призраки рода», обусловленные несовершенством устройства наших органов чувств
2)
«призраки пещеры», связанные с узостью взглядов отдельных людей
3)
«призраки рынка», или подверженность людей общераспространенным заблуждениям,
которые возникают в силу дезориентирующего воздействия семантики (слов) языка
на их мышление, т.е. связанные со штампом обыденного словоупотребления
4)
«призраки театра», обусловленные догматической приверженностью людей к односторонним
концепциям.
Своеобразным
противоядием всему этому становится, по Б., мудрое сомнение и правильный метод.
Б. обосновал эмпирический метод в качестве единственно правильного метода
исследования законов природных явлений, описал различные виды опытного
познания, способы и разновидности эксперимента, разработал и сформулировал
основные закономерности индукции и индуктивного познания природы. К заслугам Б.
принадлежит также подробная классификация наук, описывающая не только уже имеющиеся,
но и те дисциплины, которые могут и должны быть разработаны в последующем.
Осуществленная им классификация была признана и широко использовалась многими
мыслителями, главным образом французскими просветителями.
Социально-политические взгляды Б. характеризуются приверженностью идеям
абсолютизма и монархизма. В 1627 Б. публикует свою утопическую повесть «Новая
Атлантида», в которой излагает принципы идеального устройства государства, а также
проект государственной организации науки.
Подробно
описанный им научно-технический центр утопического государства Бенсалем в виде
т.наз. «Дома Соломона», стал своего рода прообразом современных научных
сообществ (типа академии наук), осуществляющих планирование и организацию всех
научных исследований и активно внедряющих их достижения в производство. В своих
трудах Б. предугадал возрастание роли науки в жизни человеческого общества. Уже
при жизни Б. и особенно сегодня его имя часто упоминается рядом с именем В.
Шекспира, труды которого целиком или хотя бы частично приписываются Б. (так
называемая '"проблема Шекспира" в современном литературоведении).
Список литературы
Соч.:
В 2 т. М., 1977–1978, Фишер К. Реальная философия и ее век. Франциск Бэкон
Веруламский. СПб., 1870
Городенский
Н. Франциск Бэкон, его учение о методе и энциклопедия наук. Сергиев Посад, 1915
Субботин
А.Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974, А.Л. Субботин
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/
|