Френсис Бэкон
Френсис
Бэкон
1 Введение.
У начала новой европейской философии
возвышается колоритная фигура Фрэнсиса Бэкона.
Однако до сих пор живы в сознании многих его
броские афоризмы, максимы его практической философии и слова торжественного
гимна в честь всемогущества человеческого знания и экспериментальной науки. По
крайней мере три идейных фактора определили формирование и характер новой
европейской философии - возрождение античных ценностей, религиозная реформация
и развитие естествознания. И воздействие всех их отчетливо прослеживается в
возрениях Бэкона -- последнего крупного философа Возрождения и зачинателя
философии нового времени.
Натурфилософия Возрождения наряду с крепкой
традицией английского номинализма и эмпиризма подготовили почву для бэконовской
филосовской реформации. Его философия была продолжением натурализма
Возрождения, который он вместе с тем освобождал от пантеизма, миститизма и
различных суеверий. Продолжением и вместе с тем его завершением . Остатки
органистических воззрений сочетались в ней с началами аналитического метода,
поэтичность с трезвым рационализмом, критицизм с нетерпеливым желанием охватить
все и обо всем высказаться.
Она удивительно концентрированно воплотила в
себе тот последний мощный всплеск культуры Возрождения , который породил
запоздалый, кратковременный и напряженный английский Ренессанс , этот яркий
закат всего западноев- ропейского Ренессанса ,почти слившийся с зарею грядущего
Просвещения. И по своим намерениям , и в действительности Бэкон играл в
философии роль реворматора . Но обставлена она была классическими декорациями .
Провозгласив принципиально новую ориентацию и значимость философии , Бэкон в
понимании если не задач , то об'ёма ее компетенции примыкал к классической
античной традиции , одновременно придавая этому понятию и то широкое значе- ние
научного знания вообще , которое надолго укоренится в анг- ло-саксонском
обиходе . Он включал в философию почти всю совокупность наук и ви- дел ее
задачу в изучении как природы , так и человека с некоторой методологичеки
единой точки зрения . И в месте с тем этот родоначальник сциетизма в философии
, если только он не обсуждает специальные естественнонаучные проблемы и опыты ,
в своих рассуждениях умел сохранить тот особенный аспект подхода ,который соот-
носится с непосредственным эначением этого древнегреческого термина >-- любомудрие . Размышляя сегодня над наследием Фрэнсиса
Бэкона -- философией далекого английского Возрождения,мы находим в нем самые различные
элементы и напаластования --новаторские и традиционалистские , научные и
поэтические , мудрые и наивные ,те, корни которых уходят в глубь веков , и те ,
которые протягивают во времени свои вечнозеленые побеги в миры иных социальных
структур , проблем и умонастрое- ний. Такова уж судьба классической филосовской
мысли -- долгая жизнь в отличии от эпигонских и плоских философствований ,пре-
тенциозность которых болезненно ощущается уже современниками .Оригинальная же
мысль всегда содержит всебе тайну метафоро- зы,возможность многократного и
неожиданного преломления в умах будующих поколений . Деятельность Бэкона как
мыслителя и писателя была направлена на пропаганду науки ,на указание ее
первостепенного значения в жизни человечества ,на выработку нового целостного
взгляда на ее строение ,классификацию , цели и методы исследования. Он
занимался наукой как ее лорд-канцлер , разрабатывая ее общую
стратегию,определяя генеральные маршруты ее продвижения и принципы организации
в будующем обществе . Идея Великого Восстановления Наук--Instaurationis Magnae
Scientiarum --пронизывала все его филосовские сочинения ,провозглашалась им с
многозночительностью ,афористичной про- никновенностью, завидной настойчивостью
и энтузиазмом . В отличии от античных и средневековых ценностей Бэкон
утверждает новую ценность науки . Она не может быть целью самой по себе,знанием
ради знания ,мудрости ради муд- рости.Конечная цель науки --изобретения и
открытия . > . И
Бэкон призывает не воздавать слишком много ав- торам ,не отнимать прав у
Времени - этого автора всех авторов и источника всякого авторитета . >,--бросает он свой знаменитый афоризм .
Бэкон верил ,что идее его философии суждена не просто долгая жизнь
академического признанного и канонизированного литера- турного наследия -еще
одного мнения среди множества уже изоб- ретенных человечеством . Он считал ,
что идея эта станет одним из конструктивных принципов самой человеческой жизни
, которому . В известном смысле он оказался прав. И сейчас, столетия
спустя, мы как бы вновь осознаем про- роческую силу предсказания этого герольда
новой науки .
2 ЖИЗНЬ,
ЛИЧНОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЯ.
Он родился 22
января 1561 года в Лондоне, в Йорк -Хаузе на Стренде, в семье одного из высших
сановников елизаветинского двора, сэра Николоса Бэкона. Весной 1573 года
мальчика посылают учиться в Тринити кол- ледж в Кембридж . Печать этой
классической выучки отметит все последующее творчество Фрэнсиса Бэкона, и все
же он ушел из колледжа с сохранившейся на всю жизнь неприязнью к философии
Аристотеля ,по его мнению ,пригодной для изощренных диспутов, но бесплодной в
отношении всего ,что могло бы служить пользе человеческой жизни. Желая
подготовить сына к государственной службе, Николас Бэкон отправляет
шестнадцатилетнего юношу в Париж, где он при- общается к составу английского
посольства .Франция дала ему превосходный урок политического образования .
Дипломатическая работа позволила юному Бэкону ознако- миться с политической
жизнью и других стран континента . Но вот смерть отца в феврале 1579 года
заставляет Бэкона возвратиться в Англию .Бэкон поступает в юридическую корпора-
цию ,где на протяжении ряда лет изучает юреспруденцию и фи- лософию. В 1593 году
мы видим Бэкона заседающим в палате общин , где он вскоре приобретает славу
выдающегося оратора . В 1597 году вышли в свет произведения принесшие Бэкону
литературную известность,-томик небольших эссена религиозные ,моральные
иполитические темы. В нем содержался и первый вариант его >. За год до смерти в посвящении
к третьему английскому из- данию он признается ,что из всех его произведений
> получили наибольшее распространение . >. В
следующем году он назначается штатным королевским адво- катом ,в 1607 году
получает пост генерал-солиситора ,а еще че- рез пять лет -должность генерал
-атторнея---высшего юрисконсульта короны. Эти же годы ознаменовались и под'емом
его филосовско- литературного творчества . В 1605 году Бэкон публикует трактат
>, в
котором обосновал великую роль науки для жизни людей и набрасывал идею их
классификации . Это был прообраз его труда >, начало воплощения плана >. Параллельно шло обдумывание и других разделов
>. В ряде работ , над которыми он
трудился в течении 1603-1612 годов можно найти много идей и положений ,
получив- ших впоследствии развитие в >. В 1609
году вышел его сборник оригинальных истолкований античных мифов >. В 1612 году он подготавливает второе ,значительно
расши- ренное издание >. В то же время
им были закончены > и
>. В 1620 году Бэкон опубликовал свой знаменитый
> , содержащий его учение о методе и теорию
индукции , по замыслу вторую часть так и незавершенного генерального труда
своей жизни >. Он работает над
кодификацией английских законов и над историей Англии при Тюдорах ; готовит
третье анг- лийское и латинское издания > и цикл работ по >;печатает свой самый обЪемистый и систематический труд > ( 1623г.) -первую часть > и сборник > (
1625г.) . В эти же годы он работал ,так и не успев их окончить ,над трактатами
> и окончательным вариантом > Весной
1626 года он простудился ,а 9 апреля 1626 года Бэкон скончался.
3. ВЕЛИКИЙ
ЗАМЫСЕЛ
В своем
произведении > многозначительно
названном > , Бэкон впервые
сформулировал свою идею универсальной реформы человеческого знания на базе
утверждения опытного ме- тода исследований и открытий . Ссылка на время не была
простым риторическим оборотом . Он и впоследствии считал замысел > --- Instaurationis Magnae Scientiarum -
скорее порождением времени , чем своего ума . Его план он опубликовал в 1620
году вместе с > . Это был грандиозный замысел .
Его первая часть > призвана была дать обзор и классификацию
уже достигнутых человеческих знаний и указать темы ,которые прежде всего
нуждаются в дальней- шем изучении . Вторую часть составлял >. Здесь излагалось
учение о методе познания как и разума в исследованиях вещей .
В противоположность дедуктивной логической теории аристоте- левского
Бэкон выдвигает индуктивную концепцию научного
познания,в основе которой лежат опыт и эксперимент о определенная методика их
анализа и обобщения . Эта часть -- филосовско-методологический фокус всего бэ-
коновского замысла и вместе с тем последний систематически разработанный раздел
его . Третья часть предполагала
кропотливую работу по изучению и систематизации различных природных
фактов,свойств и явле- ний,естественнонаучных наблюдений и
экспериментов,которые,сог- ласно его концепции ,должны были стать исходным
материалом для последуещего индуктивного обобщения. Небольшой набросок этой
части появился в 1620 году в одном
томе с . В четвертой части на частных,но ти- пичных и разнообразных примерах должен был
быть продемонстри- рован весь тот развернутый ход исследования и порядок
научного открытия,методика которого изложена в >. К этой части Бэкон написал лишь небольшое вступление. Только
предисловие им было написано и к пятой части . Она должна была содержать предвосхищения
подлинно научно- го объяснения явлений природы ,предварительные результаты
собственных наблюдений и открытий автора,еще непроверенные надлежащим образом
строго научным методом . Что же касается последней ,шестой части ,то есть взятой в самом широком объеме
сичстемы научного знания,построенного на базе сформулированной им методологии
,то Бэкон скромно признавался :дать завершающую ее картину ->. Это дело он оставлял всему
последующему развитию челове- чества.Такова общая концепция и структура
.Она была связана не только с
пропагандой научного зна- ния и предчувствием зреющих в нем перемен ,но и с
утверждением новых целей науки,ее общественого престижа и предвидением ре-
шающий роли в будуности человечества. Итак,только истиное знание дает людям
реальное могущество и обеспечивает их способность изменять лицо мира;два
челове- ческих стремления - к знанию и могуществу -находят здесь свою
оптимальную равнодействующую . В этом состоит руководящая идея всей Бэконовской
филосо- фии ,по меткой характеристике Б.Фаррингтона ,-. И здесь же коренится одна из глубоких причин
столь про- должительной популярности его взглядов .
4.
ПЕРВАЯ,ВТОРАЯ И ЕСТЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИИ.
Как особая
область знания философия, по Бэкону, существует наряду с историей, поэзией и
боговдохновенной теологией. История соответствует памяти, поэзия - воображению,
философия - рассудку: . Последующее подразделение науки у Бэкона основывается на
соображении , что у каждой отрасли знания есть специальная сфера бытия .При
этом он замечает ,>. Философия по Бэкону имеет дело не с
индивидуумами и не с чувственными впечатлениями от предметов ,а с абстрактными
по- нятиями ,выведенными из них , соединением и разделением кото- рых на основе
законов природы и фактов самой действительности она и занимается .Философия
относится к области рассудка и по существу включает в себя содержание всей
теоретической науки . Предмет ее трояк - бог, природа .человек.Соответственно
этому она делится на естественную теологию , естественную философию и учение о
человеке. Эта реформационная концепция в соот- ветствии с бэконовскими
принципами призвана составить
|