Франсуа Куперен (Couperin)
Франсуа
Куперен (Couperin)
(1668-1733)

Французский
композитор. Родился 10 ноября 1668 в Париже, происходил из семьи известных
французских музыкантов, которая процветала на протяжении 17–18 вв.
Франсуа
Куперен, которого потом прозвали «le grand» - «великий», стал в 1685 органистом
церкви св. Гервасия в Париже (этот пост он занимал до самой смерти), а через 8
лет поступил на службу в Королевскую капеллу. Его известность как органиста не
уступала его славе клавесиниста; игре на клавесине Куперен обучал дофина и
других членов королевской семьи.
Куперен написал
немало песен и духовных сочинений (как вокальных, так и для органа), но славу ему
принесли светские инструментальные произведения, особенно пьесы для клавесина и
трио-сонаты (жанр, ставший популярным во Франции именно благодаря Куперену).
Среди сочинений
камерно-инструментальных жанров выделяются "Королевские концерты"
(Concerts royaux), написанные в 1714–1715 для Людовика XIV (напечатаны в 1722)
и трио-сонаты "Нации" (Les Nations), появившиеся в 1726.
Знаменитый
"Инструментальный концерт-апофеоз, посвященный бессмертной памяти несравненного
Господина де Люлли" (Concert instrumental sous le titre d'apotheose composea la memoire immortelle de l'incomporable Monsieur de Lully, 1725) показателен в двух аспектах. Здесь Куперен
воплощает свою идею соединения стиля А. Корелли, сочинениями которого он
восхищался и которому посвятил большую трио-сонату "Парнас, или Апофеоз
Корелли" (Le Parnasse ou l'apotheose de Corelli, 1724), со стилем Ж. Б.
Люлли.
Иначе говоря,
Куперен стремился, с одной стороны, соединить мелодику, присущую итальянскому
стилю, с французской манерой (эти два стиля в ту эпоху соперничали между
собой), а с другой, придать своим композициям повествовательный, программный
характер. Обе эти тенденции присутствуют в лучших произведениях Куперена –
клавесинных сюитах, которые композитор назвал "Les Ordres" («ряды», «последовательности»)
и опубликовал в четырех тетрадях (1713, 1717, 1722 и 1730).
В
стилистическом плане эти пьесы, как и все камерное творчество Куперена,
демонстрируют сочетание контрапунктического и гомофонного (гармонического)
письма; они отличаются богатством орнаментики, изобилием мелизмов.
Умер Куперен в
Париже 12 сентября 1733.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/
|