Файко Алексей Михайлович
Файко Алексей Михайлович
И. Клейнер
Файко
Алексей Михайлович (1893—) — советский драматург. Р. в дворянской семье.
Окончил московскую гимназию, в 1917 — историко-филологический факультет
Московского ун-та. Первые литературные опыты, которые носили печать эстетизма,
увлечения символизмом, относятся к дореволюционному времени. С 1921 Ф.
выступает в качестве клубного инструктора, лектора, сценариста (театр «Летучая
мышь»), режиссера (вторая студия МХАТ) и наконец драматурга (комедия «Карьера
Пирпонта Блэка»). Первая пьеса, доставившая автору известность драматурга, —
«Озеро Люль», поставлена московским Театром Революции в ноябре 1923. Затем
последовали — «Учитель Бубус» (бывший театр им. Мейерхольда, 1925), «Евграф,
искатель приключений» (б. второй МХАТ, 1926), «Человек с портфелем» (Театр
Революции, 1928), «Неблагодарная роль» (МХАТ, 1932), «Концерт» (Театр
Революции, 1936). В 1939 награжден орденом «Знак Почета».
Ф.
— автор преимущественно одной темы — темы интеллигенции, ищущей своего пути в
революции. Основные герои Ф. — это люди с индивидуалистическим сознанием, остро
переживающие разлад между личным и общественным. Крушение индивидуализма как
историческая неизбежность в социалистическом обществе — таков вывод, к которому
приходит Ф. в своих пьесах.
«Озеро
Люль» — это детективная мелодрама со стремительной интригой, с рядом эффектных
ситуаций, действие которой развертывается в вымышленной стране — «на далеком
Западе или, может быть, на крайнем Востоке». Обстановка действия — роскошный
отель, блестящие магазины, рестораны и дансинги. На этом фоне зараженного
спекулятивным ажиотажем капиталистического мира, взрываемого революцией,
показан образ мнимого революционера Антона Прима, перешедшего на службу к буржуазии
и расстрелянного рабочими, которых он предал.
Герой
следующей пьесы («Учитель Бубус»), представляющей собой отвлеченную сатиру на
западноевропейское капиталистическое общество послевоенного периода, — это
новоявленный Дон-Кихот, который пытается примирить интересы буржуазии и
пролетариата, но становится игрушкой в руках первой. Образ героя-одиночки,
героя-мечтателя, вступающего в конфликт со средой, — в центре пьесы «Евграф,
искатель приключений», действие которой происходит уже в СССР. Элементы условно-романтической
пьесы сочетаются здесь с социально-бытовой характеристикой героев, с попыткой
конкретно изобразить окружающую обстановку. Нравоучительный финал комедии
(комсомолец выводит на «новый путь» романтика Евграфа, попавшего в среду
деклассированной «художественной» интеллигенции и дошедшего до преступления)
органически не связан со всей пьесой.
К
своей традиционной теме о пути интеллигенции в революции обращается Ф. и в
пьесе «Человек с портфелем». Катастрофически заканчивается жизнь профессора Гранатова,
беспринципного карьериста, пытающегося с помощью убийства и других преступлений
скрыть свои контрреволюционные связи в прошлом и пробраться в ряды советской
интеллигенции. Пьеса по своей тематике не потеряла актуальности и до настоящего
времени (в 1938 она вновь включена в репертуар Театра революции). Благодаря
острой, занимательной интриге, строящейся на сочетании мелодраматических и
авантюрных моментов, пьеса отличается большой сценичностью.
В
комедии «Неблагодарная роль» Ф. стремится осмеять, с одной стороны, буржуазные
иллюзии иностранной журналистки Дорины Вейс, которые разбиваются при
столкновении с советской действительностью, а с другой стороны —
индивидуалистические настроения комсомольца Завьялова, не нашедшего своего
места в коллективе. Введение в пьесу фигуры «зам. автора», управляющего ходом
действия, репликами отдельных персонажей и отражающего авторские раздумья об
индивидуальности и коллективе, вносит элемент условности, контрастирующий с
общим реалистически-бытовым тоном комедии.
Крушение
индивидуалистического сознания составляет тему и последней пьесы Ф. —
«Концерт». Главный герой — известный композитор Шигорин, замкнувшись в узком
кругу своих личных переживаний, приходит к отрицанию искусства, к отказу от
музыкальной деятельности. Творческий союз со своим учеником-комсомольцем
Кауровым — представителем нового мира, помогает Шигорину вернуться к искусству,
найти новые музыкальные темы, достойные великой социалистической эпохи.
Таким
образом Ф. переходит от романтической мелодрамы с детективным сюжетом,
абстрагированными героями к реалистической манере письма, пытаясь более
правдиво раскрыть психологическую сущность своих новых героев. Однако Ф. не
удалось в этой пьесе достичь художественной убедительности: искусственность
сюжета, неоправданность ряда психологических моментов, схематичность
изображения отдельных персонажей — все это определило неудачу пьесы, которая не
смогла утвердиться в нашем театральном репертуаре.
Список литературы
1.
Учитель Бубус, изд. МОДПИК, М., 1925
Человек
с портфелем, изд. МОДПИК, М., 1928
то
же, М., 1929
то
же, центр. бюро по распространению драматич. продукции — Цедрам, М., 1934
Неблагодарная
роль, комедия, ГИХЛ, М. — Л., 1933
Пьесы,
Гослитиздат, Москва, 1935 («Озеро Люль», «Евграф, искатель приключений»,
«Человек с портфелем», «Неблагодарная роль»)
Концерт,
Гослитиздат, Москва, 1936.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/
|