Энрике Гранадос (Granados)
Энрике Гранадос (Granados)
(1867–1916)

Испанский
композитор и пианист; его музыка строится главным образом на испанских
фольклорных элементах. Панталеон Энрике Гранадос-и-Кампинья родился 27 июля
1867 в Лериде (Каталония). Его отец, кубинец по рождению, был офицером
испанской армии, поэтому первые уроки игры на фортепиано и теории музыки
одаренному ребенку давал капельмейстер военного оркестра. Однако вскоре семья
переехала в Барселону, где Энрике начал серьезные занятия: по фортепиано с Ф.
Хурнетом и Х. Пухолем, по композиции – с Ф. Педрелем. С 1887 по 1889 Гранадос
жил в Париже, где он брал уроки у Ш. де Берио.
Гранадос
вернулся в Барселону в 1890 вполне сформировавшимся композитором и пианистом. В
1900 он основал и возглавил недолго просуществовавшее барселонское Общество
классических концертов, годом позже он создал там же фортепианную школу –
Академию музыки (позднее названную его именем), директором которой оставался до
конца своих дней.
В
концертных программах Гранадос-пианист часто исполнял собственные произведения,
в том числе цикл "Испанские танцы" (Danzas espanolas) и фортепианный
вариант своих "Гойесок" ("Гойески", "Goyescas" –
два цикла, навеянные впечатлениями от рисунков и гобеленов Ф. Гойи и Мадрида
той эпохи).
Кроме
оригинальных композиций, Гранадос оставил массу разного рода аранжировок,
переложений, редакций, упражнений и даже учебник. Помимо прочего, он время от
времени обращался к театральным жанрам. В числе таких сочинений – оперы
"Безумец" (Follet, 1903) и "Лилиана" (Liliana, 1911); после
премьеры оперы "Мария дель Кармен" (Maria del Carmen, 1898) Гранадос
был пожалован Орденом короля Карла III. Позже он стал кавалером ордена Почетного
легиона.
После
премьеры фортепианной редакции "Гойесок" в 1911, Гранадос приступил к
сочинению давно задуманной оперы на том же материале. Опера намечалась к
постановке в Париже в 1914, но этому помешало начало Первой мировой войны, и
вместо Парижа премьера состоялась в Нью-Йорке 26 января 1916. Спустя два месяца
пароход «Сассекс», на котором Гранадос с супругой возвращались домой из США,
был потоплен в Ла Манше немецкой подводной лодкой.
Подобно
И. Альбенису (1860–1909) Гранадос принадлежал к национальной музыкальной школе
– испанскому Ренасимьенто, движению, которое стремилось развивать
профессиональное искусство на фундаменте народного творчества (глава движения –
Ф. Педрель) Гранадос был одним из самых ярких пианистов своей эпохи; Гойески свидетельствуют
о серьезности его композиторских намерений, а "Испанские танцы"
завоевали ему популярность у широкой слушательской аудитории.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru
|