Джордано Бруно
Джордано Бруно
Перевезенцев С. В.
Джордано
Бруно (1548—1600 гг.) родился в местечке Нола недалеко от Неаполя. Позднее, по
месту рождения, он сам называл себя Ноланцем. Бруно происходил из семьи мелкого
дворянина, но уже в ранние годы увлекся науками, теологией и еще юношей стал
монахом доминиканского монастыря. Впрочем, исключительно богословское
образование, которое Бруно мог получить в монастыре, вскоре перестало
удовлетворять его поискам истины. Ноланец увлекся идеями гуманизма, стал
изучать философию, как древнюю, прежде всего античную, так и современную. Уже в
юные годы четкое выражение приобрела одна характерная черта Джордано Бруно —
обладая бескомпромиссным характером, он с юных лет и до конца жизни жестко и
бестрепетно отстаивал свои взгляды, не боялся вступать в споры и диспуты. В
этой бескомпромиссности нашел выражение тезис о "героическом
энтузиазме", которое Бруно выдвигал как главное качество истинного ученого
— в борьбе за истину нельзя испытывать страха даже перед смертью. Но для самого
Бруно героическая борьба за истину всю жизнь служила источником его бесконечных
конфликтов с окружающими.
Один
из таких конфликтов, случившийся у молодого монаха с начальством монастыря,
привел к тому, что Бруно пришлось бежать из обители. В течение нескольких лет
он скитался по городам Италии и Франции. Лекции, которые Бруно посещал в
университетах Тулузы и Парижа, тоже нередко заканчивались жаркими спорами
Ноланца с профессорами и студентами. Более всего итальянского мыслителя
возмущала приверженность преподавателей университетов схоластике, которая, как
он считал, уже давно изжила себя. Конфликты с ученым сообществом продолжались и
в Англии, где Бруно посещал Оксфордский университет.
В
эти же годы Джордано Бруно плодотворно работает над собственными сочинениями. В
1584—1585 гг. в Лондоне были опубликованы шесть его диалогов на итальянском
языке, в которых он изложил системы своего мировоззрения. Именно в этих
сочинениях впервые прозвучали идеи множественности миров, отрицающие
традиционное представление о Земле, как центре Вселенной. Эти идеи вызвали
резкое неприятие у Римско-католической Церкви, как еретические, преступающие
церковные догматы. Кроме того, в диалогах Бруно содержалась жесткая и едкая
критика, которой он подверг ученых-схоластов. Вновь оказавшись в центре
конфликта, вызвав неудовольствие ученых кругов, Ноланец был вынужден покинуть
Англию и уехать во Францию.
Вскоре
он перебрался в Германию, где читал лекции в разных университетах. В 1591 г. он
опубликовал новый цикл сочинений, представлявших собой большей частью поэмы,
написанные на латинском языке, в которых Бруно развивал свои философские
взгляды.
Весной
1592 г. Джордано Бруно направился в Италию, с намерением возглавить кафедру
математики в Падуанском университете. Но, оказавшись в Венеции, в мае того же
года он был арестован местной инквизицией. Через год, по требованию самого папы
римского, Бруно был выдан римской инквизиции. В течение нескольких лет, которые
он провел в застенках, инквизиторы добивались у Ноланца отречения от его
философских взглядов, как еретических. Однако Джордано Бруно все это время
продолжал оставаться столь же бескомпромиссным человеком, каким был с юных лет.
Наконец, через семь лет состоялся суд, приговоривший философа к смертной казни
— сожжению на костре. 17 февраля 1600 года, в юбилейный год папы Климента VIII,
когда в Риме собрались десятки тысяч верующих католиков со всего мира, на
Площади цветов Джордано Бруно был сожжен. История донесла до нас его последние
слова, обращенные к судьям инквизиции: "Быть может, вы с бо’льшим страхом
произносите этот приговор, чем я его выслушиваю!".
В
1603 г. все произведения Бруно были зачислены в Индекс запрещенных книг, а его
имя запретили даже упоминать. Лишь в конце XIX столетия вновь заговорили о
бесстрашном философе. 9 июня 1889 г. в Риме на месте казни торжественно
открылся памятник Джордано Бруно. Начались и публикации его сочинений на разных
языках, в том числе и на русском языке.
Перу
Джордано Бруно принадлежит большое число произведений, причем некоторые из них
не опубликованы до сих пор и хранятся в рукописях. В философском отношении
наиболее значимыми являются диалоги "О причинах, начале и едином" и
"О бесконечности, вселенной и мирах".
Философские
воззрения Ноланца формировались под влиянием многих предшествующих учений:
неоплатонизма, стоицизма, идей Демокрита и Эпикура, Гераклита, гуманистических
теорий. Заметно воздействие концепций арабоязычных философов Аверроэса и
Авиценны, а также еврейского философа Авицеброна (которого, впрочем, тогда
считали арабом Ибн Гебиролем). Внимательно изучал Бруно и тексты Гермеса
Трисмегиста, которого в собственных сочинениях Бруно называл Меркурием. Большое
значение для Бруно имела теория Коперника о гелиоцентрическом строении
Вселенной, послужившая отправной точкой для его собственных космологических
представлений. Современные исследователи подчеркивают серьезное влияние
философии Николая Кузанского, особенно учения о совпадении противоположностей.
Наверное, только Аристотеля и основывавшихся на нем философов-схоластов Бруно
не принимал вовсе и постоянно критиковал.
Философским
контрапунктом учения Джордано Бруно является учение о совпадении
противоположностей, почерпнутое им, как уже говорилось, у Николая Кузанского.
Размышляя о совпадении бесконечного и конечного, высшего и низшего, Бруно
развивает учение о совпадении максимума и минимума. Используя в том числе и
математические термины, он приходит к выводу, что, раз максимум и минимум
совпадают, то минимум, как наименьшее, является субстанцией всех вещей,
"неделимым началом". Но так как минимум — это "единственная и
коренная субстанция всех вещей", то "невозможно, чтобы она имела
точное определенное имя и такое название, которое обладало бы положительным, а
не отрицательным значением". Поэтому сам философ подчеркивает, что следует
различать три рода минимумов: в философии — это монада, в физике — атом, в
геометрии — точка. Но разные наименования минимума не отменяют главного его
качества: минимум, как субстанцией всех вещей, является основой всего, в том
числе и максимума: "Так, субстанция вещей нисколько не изменяется, она
является бессмертной, ее не рождает никакая возможность и никакая не
уничтожает, не портит, не уменьшает и не увеличивает. Благодаря ей рождаются
рожденные и в нее они разрешаются".
Учение
о совпадении минимума и максимума переносится Бруно и в теологию. Его
представления о Боге можно охарактеризовать как пантеизм: "Бог есть
бесконечное в бесконечном, он находится во всем и повсюду, не вне и над, но в
качестве наиприсутствующего", — писал Ноланец. Развивая свои
пантеистические представления, Бруно утверждает: "Природа… есть не что
иное, как Бог в вещах". Таким образом, в теологическом плане итальянский
мыслитель сближает Бога и природу, а в философском — форму и материю. В
результате саму материю Бруно называет не иначе как "божественное бытие в
вещах", тем началом, которое "все производит из собственного
лона".
Следовательно,
мир, в каждом элементе которого присутствует Бог, является одушевленным:
"Мир одушевлен со всеми его членами". При этом душа — это
"ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой
вещи". Бруно близка неоплатоническая идея о Душе Мира, как формирующей
силе, поэтому в его диалогах Душа Мира иногда подменяет собой Бога, ибо
является неким мировым Разумом (интеллектом).
Учение
о совпадении противоположностей, пантеистическая трактовка сущности Бога, и
признание всемирной одушевленности материального бытия, приводят Джордано Бруно
к утверждению идеи абсолютного единства мира: "Вселенная едина,
бесконечна, неподвижна. Едина говорю я, абсолютная возможность, едина
действительность, едина форма, или душа, едина материя, или тело, едина вещь,
едино сущее, едино величайшее и наилучшее". Таким образом, вселенная
"в своем бытии заключает все противоположности в единстве и
согласии". Поэтому он приходит к выводу, что "все вещи находятся во
вселенной и вселенная во всех вещах; мы в ней, она — в нас". Именно
единство — это "единое вечное" в мире.
Познание
единства мира, по убеждению Джордано Бруно, является главной целью познания
вообще. "Те философы, — пишет он, — которые нашли это единство, обрели
себе в подруги мудрость". И продолжает: "Мудрость, истина, единство
фактически являются одной и той же вещью".
Сами
способы познания и их взаимоотношения, Бруно определяет также, как и Николай
Кузанский: чувственное познание (sensus) служит основой рассудочного познания
(ratio), которое, с вою очередь, является фундаментом разумного или
интеллектуального познания (intellectus). Правда, Бруно придает гораздо меньшее
значение чувственному познанию, зато он верил в бесконечные возможности разума.
Анализируя
свойства разума, Бруно, в отличие от Кузанца, не употребляет латинского понятия
"интуиция", а использует понятие "ум" ("mens",
которое можно перевести и как "дух"). Задача "ума" состоит
в том, чтобы вносить высшее единство в познавательную деятельность человека,
доводя его до постижения единства мира, выражаемого божественной субстанцией.
Само
познание представляет собой познание совпадений противоположностей, прежде
всего максимума и минимума: "Кто хочет познать наибольшие тайны природы,
пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и
противоположностей. Глубокая магия заключается в умении вывести
противоположность, предварительно найдя точку объединения", — писал
Ноланец.
Интересным
в этом отношении представляется мнение Бруно, что любое познание с помощью
"ума" ("интеллекта") должно сводиться к упрощению, т.е. к
познанию минимума как субстанции всех вещей: "Когда интеллект хочет понять
сущность какой-либо вещи, он прибегает к упрощению, насколько это возможно; я
хочу сказать, что он удаляется от сложности и множественности, сводя преходящие
акциденции, размеры, обозначения и фигуры к тому, что лежит в основе всех
вещей". В этом случае, по мнению Бруно, "интеллект ясно этим
показывает, что субстанция вещей состоит в единстве, которое он ищет в истине
или в уподоблении".
Космологические
представления Джордано Бруно также определялись его учением о единстве
вселенной. Используя мысль Николая Кузанского о том, что центр универсума
находится повсюду, а окружности у него в сущности нет нигде, Бруно не только
дополняет теорию Коперника, но и развивает ее, утверждая в духе Демокрита идею
множественности миров. Иначе говоря, Солнце не может быть центром вселенной,
ибо центр находится повсюду. И границ вселенной не существует. Следовательно,
не только наша Земля является одной из планет Солнечной системы, но и само
Солнце — это лишь одна из бесчисленных звезд. Следуя этой логике, Бруно пришел
к выводу, что и у других звезд, также как и Солнца, должны существовать
планетные системы.
Более
того, множество миров, существующих во вселенной, являются столь же
одушевленными, поскольку одушевленным является и наш мир. Таким образом, Бруно
приходит к убеждению, что миры вселенной не просто одушевлены, но и населены,
ибо необходимы носители Души Мира. При этом итальянский мыслитель предполагал
существование разных форм жизни, чувственной и разумной, отличной от тех,
которые существуют на Земле.
Учение
Джордано Бруно стало логическим завершением развития всей гуманистической мысли
Западной Европы XIV—XVI вв. доведя до абсолюта философский потенциал,
заложенный в гуманизме. В дальнейшем западноевропейская философия стала
развиваться по пути углубленного познания естественных причин существования
мира.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
|