Джакомо Пуччини (Puccini)
Джакомо Пуччини (Puccini)
(22. XII. 1858, Лукка - 29. XI. 1924, Брюссель)

Потомок
старинного рода музыкантов, пятый из семи братьев, в шесть лет он потерял отца
- органиста и регента Луккского собора. Учился музыке в местном институте
"Пачини" и в Миланской консерватории (у Понкьелли и Бадзини). В
Милане же выступил в 1884 году с первой оперой "Виллисы", имевшей
большой успех. Ещё больший резонанс получила в Турине в 1893 году опера
"Манон Леско". Затем последовал роман с Эльвирой Бонтури ин
Джеминьяни, которая только после смерти мужа в 1904 году узаконила свои
отношения с Пуччини, - эта связь была прочной, несмотря на многочисленные любовные
увлечения композитора. С 1891 года живёт в Торре дель Лаго (идеальное место для
охоты и рыбной ловли) и окрестностях, где рождаются другие его знаменитые
оперы. Достигший международной известности, выдержавший нападки национальной
критики, вызванные его выступлением против первой мировой войны, совершает
многочисленные поездки за рубеж, в том числе и в поисках материала для своих
произведений.
Оперы:
Виллисы
(1884), Эдгар (1889), Манон Леско
(1893), Богема
(1896), Тоска
(1900), Мадам Баттерфляй
(1904), Девушка с Запада
(1910), Ласточка
(1917, 1920), Триптих: Плащ
, Сестра Анжелика
, Джанни Скикки
(1918), Турандот
(1926).
Оперный
композитор в полном смысле слова, Пуччини считается подлинным продолжателем
традиций Верди в итальянском музыкальном театре. Вместе с тем его
художественный мир отличается от мира Верди, будучи сформированным в другой
исторический период. Это период fin de siecle (конца века - франц.),
отличавшийся и в Италии поверхностным спокойствием и поисками внешних
украшений, был отмечен начавшимся кризисом, который ещё больше обостряла упорно
развивавшаяся наука (в особенности марксизм и психоанализ). Пуччини явился
выразителем различных идеологических течений и настроений, которые он со всем
своим редкостным драматическим чутьём сумел использовать и слить воедино с
мастерством и постоянным обновлением выразительных средств (достигнутым также
отчасти композиторами других стран, создавшими передовой музыкальный язык, -
прежде всего Массне, Дебюсси и другими), до такой степени влившись в поток
общеевропейского искусства, что его могли обвинять в уклонении от
"национального искусства" ради пресного, хотя и хорошо разработанного
"интернационального жанра".
Вкус
к живописи, воссоздающей определённую среду (с примечательными обращениями к
экзотике), хроматизм, восходящий к Вагнеру и импрессионизму,
"сумеречничество" (от итал. crepuscolarismo - направление в
итальянском театре конца XIX века) и декаденство, выразившиеся в постоянной
меланхолии, с которой порой удачно контрастирует блистательное веселье вставных
номеров, мрачное освещение реальности в согласии с приёмами натурализма и
веризма, склонность к "слёзной комедии" - таковы наиболее явные
компоненты опер Пуччини, облечённые в цельный музыкальный язык, в котором
откровенно выразилась и сама его личность. Все выразительные средства без
всяких изысков передают суть латинской души, чувственной и страстной в
выражении горя и радости, жаждущей излиться в мелодичном пении, так, как это
было у великих оперных композиторов-итальянцев XIX века, то есть естественно и
непосредственно. Именно благодаря мелодизму и достижениям в вокальной области
Пуччини намного опережает других своих современников. Хотя его личность ярко
проявилась в свойствах гармонической палитры и в искусной оркестровке
(пластичной и строго архитектоничной, но при этом не чуждой эскизности,
импровизации), именно человеческому голосу доверяет он задачу выразить свою
душу: от гибкого речитатива (так называемого "пения говорком") до
вопля и рыдания или бескровной кантилены, преодолевающих напряжение мелодической
дуги с сильно взлетающими, подобно буквицам, зубцами. Тщательный и методичный
резчик, Пуччини всегда проявлял неудовлетворённость сделанным. Он основательно
работал над своими сочинениями и затем вносил в них многочисленные поправки.
Театральный
талант Пуччини проявился также в выборе и разработке либретто, к которым он
относился с большим интересом, вполне понятным, если учесть значение сюжетов в
его операх. Почти все сосредоточенные вокруг женского образа и пропитанные
звуковой атмосферой с явными изобразительными намерениями, эти сюжеты
свидетельствуют о безупречной технике развития событий и раскрытия судеб и
психологии главных действующих лиц, рядом с которыми Пуччини ставит удачных,
оригинальных второстепенных персонажей. За исключением единственной
великолепной оперы-буффа, "Джанни Скикки" (свидетельствующей о
влиянии "Фальстафа" Верди), другие его наиболее типичные произведения
заканчиваются трагедией или отягощены её грузом, поскольку любовь, эта великая
прядильщица опер Пуччини, обречена стать своего рода искупительным наказанием.
Быть может, в "Турандот" композитору удалось бы преодолеть эту
тягостную необходимость, создав образ ледяной принцессы, поддавшейся чувству
страсти и любви. Но опера обрывается, словно иначе и быть не может, на
самозаклании маленькой Лю, жертвующей своей любовью и жизнью ради счастья
любимого человека. (Единственное исключение - счастливая любовь Минни, девушки
с Запада, но она обретает её ценой резкого отказа от главной роли, от своей
реальной сущности.)
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru
|