Доменико Скарлатти (Scarlatti)
Доменико Скарлатти (Scarlatti)
(1685-1757)

Одной
из самых мощных и характерных фигур итальянского искусства XVIII столетия
является Доменико Скарлатти. Его роль особенно велика в истории фортепианного
творчества, в становлении жанра сонаты, в развитии и усовершенствовании
сонатной формы.
Доменико
Скарлатти родился 25 октября 1685 году в Неаполе. Его отец, знаменитый
композитор Алессандро Скарлатти, был его первым учителем музыки. Отличными
музыкантами были и другие члены семьи - братья Алессандро и его сыновья. Имена
не только Алессандро и Доменико, но и Пьетро, Томмазо, Франческо Скарлатти были
известны в Италии и других странах. Еще ребенком Доменико выказал блестящие
способности к игре на чембало и органе, а в отроческие годы занял должность
органиста королевской капеллы в Неаполе. После занятий с отцом он
совершенствовался в сочинении под руководством композиторов Д.Гасперини и
Б.Пасквини. Первое произведение. принесшее ему известность, - опера «Октавия»,
написанная в 1703 году.
Обретя
славу в родном городе, а также во Флоренции и Венеции, где он побывал еще в
ранней юности, Скарлатти в 1709 году отправился в Рим. Там его виртуозная игра
получила широкое признание. Около десяти лет находился он на службе у разных
высокопоставленных лиц, покровительствовавших искусству: при римском дворе,
дворе королевы польской Марии, в капелле португальского посланника, в капелле
Джулиа в Ватикане.
В
1715 году Скарлатти стал органистом собора Св. Петра и прослужил четыре года на
этом посту. Вскоре по приезде в Рим он появился в «академии» Оттобони, где
сблизился с Генделем, и эта дружба длилась долгие годы. К этому времени
относится создание нескольких опер и различных произведений культовой музыки,
которые теперь уже не занимают видного места в наследии Скарлатти, а тогда
пользовались завидным успехом.
С
1720-х годов в жизни композитора наступил период странствований по европейским
столицам: он побывал в Англии (возможно, в Ирландии), затем отправился в
Лиссабон, где жил с 1721 по 1728 год, ненадолго выезжал на родину, а с 1729
обосновался в Мадриде в качестве придворного капельмейстера. В Испании слава
Скарлатти достигла апогея. Там написал он большую часть тех произведений,
которые навсегда обессмертили его имя, - фортепианных (клавирных) сонат. Здесь
он приобрел и талантливых учеников, воспринявших его принципы, и создал свою
школу, к которой принадлежали выдающиеся музыканты, в том числе высокоодаренный
испанец Антонио Солер.
Но
Испания, ставшая его второй родиной, не оправдала его надежд. Ни блистательное
мастерство, ни придворная служба и покровительство имущих, ни громкая слава
артиста не принесли Скарлатти достатка и спокойной, обеспеченной жизни. Королевский
двор, так расточительно и эгоистично эксплуатировавший его гений, отвернулся от
него, когда он стал старым и больным; сказались и последствия его рассеянной
жизни. Скарлатти умер в Мадриде 23 июля 1757 года, оставив без средств к
существованию большую семью. При жизни композитора издана была лишь очень
небольшая часть его сочинений.
Доменико
Скарлатти написал двадцать опер («Октавия», «Ифигения в Авлиде», «Ифигент в
Тавриде», «Орландо», «Сильвия», «Нарцисс» и другие), шесть ораторий и кантат,
предназначенных для концертного исполнения, четырнадцать камерных кантат, арий
и несколько ориалов церковной музыки. Все это - небольшая и художественно
наименее значительная часть его творчества. Подобно Корелли, он почти всецело
посвятил себя клавиру, написал по крайней мере пятьсот пятьдесят сонат! При
жизни его - в 1753 году - опубликовано было всего лишь тридцать из них!
Композитор скромно называл свои создания «Упражнениями для клавесина». Так же
скромны были цели, которые он ставил перед собою, предпринимая самое издание. В
авторском предисловии говорится: «Не жди - будь ты дилетант или профессионал -
более глубокого смысла в этих произведениях; бери их, как забаву, чтобы
приучить себя к технике клавесина... Быть может, они покажутся тебе приятными,
и тогда я готов ответить на новые запросы в стиле, еще более приятном и
разнообразном».
Однако,
вопреки этим словам, речь шла не о забаве, и не об одной только технике
клавесинной игры. В «приятном разнообразии» сонат Скарлатти, в их совершенно
новом стиле раскрывался перед артистом и публикой глубокий и необъятно богатый
мир поэтических образов. С несравненной тогда яркостью и силой они отразили
действительность жизни, а вместе с нею запечатлели и облик самого автора.
Доменико
Скарлатти хотя и походил некоторыми чертами на своих знаменитых
предшественников и современников, но во многом от них и отличался. Он отчасти
напоминал Тартини темпераментом, Вивальди - творческим размахом, Корелли -
классическим совершенством и сжатостью формы. Правда, он не достигал ни масштабов
«Времен года», ни драматизма «Дьявольских трелей» или «Покинутой Дидоны», ни
величавой и спокойной красоты «Рождественского концерта». Но никто до него не
сумел так остро и внимательно вслушаться в плеск и говор народной жизни,
поэтически и точно запечатлеть в музыке эмоции, нравы, быт множества совершенно
различных людей, - по крайней мере двух стран, с которыми он связан был
происхождением, трудом, судьбою.
Его
сонаты - это не «Экзерциции», но скорее маленькие этюды или жанровые картины
народной жизни, могущие подчас соперничать с реалистическими полотнами
Караваджо или Мурильо на бытовые темы. Метод, которым они созданы, совершенно
своеобразен. Он сочетает, казалось бы, полярные стороны или элементы,
приведенные, однако, силою гения к совершенному художественному единству:
графически четкий, иногда резкий рисунок - и пламенную яркость колорита; сочную
и терпкую народность музыкального языка - и элегантность фактуры; миниатюрность
масштабов, сжатость формы - и чрезвычайно интенсивное тематическое развитие;
гомофонность склада - и мелодическую насыщенность всей ткани; праздничный
концертный блеск - и камерность жанра; подражание звучности щипковых
инструментов, особенно лютни, мандолины, испанской гитары - и огромную октавную
и аккордовую технику. Соната перерастает возможность клавесина и требует
нового, ударного механизма.
Есть
у Скарлатти сонаты-каприччо и токкаты; сонаты-пляски - головокружительные
быстрые хоты, сальтареллы, жиги, форланы. Есть у него и сонаты-элегии, песенные
и меланхоличные. Есть остроумные, пикантные бурлески; комическою суетой и
миниатюрностью они напоминают сценки какого-нибудь театра из «Дон-Кихота». Есть
среди них идиллические пасторали и маленькие драмы, неожиданно возникающие
где-нибудь в веселой сутолоке праздника и смываемые потоком звуков, прежде чем
вы успеете вслушаться в эти голоса.
Мелодика
Скарлатти совсем не та величаво и покойно льющаяся кантилена вокального типа,
которая составляла едва ли не главное очарование итальянской скрипичной школы
XVII века. Ее образно-выразительная и техническая основа - иная. Мелодические
образы «Экзерциции», развернутые обычно в очень широком диапазоне, бывают
разнообразны: иногда они гибки, округлы, текучи, когда, рассыпаясь в
фигурациях, взбегают или скользят вниз; но больше любит композитор ритмически
острый, ломкий рисунок с короткими, остро выразительными фразами, шаловливыми,
порою вызывающе-дерзкими бросками на широкие интервалы и в удаленные друг от
друга крайние регистры.
Ритмическая
изобразительность Скарлатти была для своего времени и инструмента, кажется,
беспредельной. Сохраняя опору на ритмы танцев и наигрышей, очень часто
испанских, он воссоздавал их в сотнях изящнейших вариантов, никогда не сковывая
ими мелодического движения и не впадая в манерность. Его ритмические фигуры
энергичны, упруги, экспрессивны, естественны. Его знаменитые своевольные
синкопы, так экстравагантно, на первый взгляд, перебивающие размер музыки,
также народно-плясового происхождения.
Новые,
свежие краски и приемы клавирного письма применил Скарлатти в области гармонии,
запечатлев и обобщив здесь многое самобытное и драгоценное, подслушанное им в
народной музыке.
Есть
у композитора и сонаты-фуги, не уступающие знаменитым фугам его отца и даже
более богатые и совершенные по тематическому развитию. К числу полифонических
пьес концертного репертуара, исполнявшихся едва ли не всеми виртуозами мира,
принадлежит так называемая «Кошачья фуга».
Фактура
этих сонат, разнообразная, изменчивая, то легкая и прозрачная, то массивная,
иногда разреженная и хрупкая вследствие «захвата» крайних регистров
инструмента, всегда отделана с таким совершенством и изяществом, что сама по
себе уже доставляет исполнителю удовольствие.
Но
всего ярче новаторство Скарлатти и его несравненный талант строителя формы
проявились в создании старинной сонаты, основанной на двух различных и в
особенности на двух контрастных темах. Это было большим прогрессивным
завоеванием музыкального искусства на пути воплощения образов реальной жизни.
То, что Вивальди смело, но лишь эпизодически осуществил в некоторых концертах,
Скарлатти еще смелее перенес в нециклическую форму камерной музыки.
Выразительные возможности одночастной сонаты расширились, дыхание жизни овеяло
ее; в ней, как на сцене, вдруг явились различные образы, характеры, ситуации.
Правда, все это лишь поверхностно мелькало в оживленном движении без широкого
развития, без драматизма, тем более - без притязаний на философскую глубину в
художественном постижении действительности. И все же положено было начало пути,
ведущему от Скарлатти к Моцарту и Бетховену.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru
|