Доменико Чимароза (Cimarosa)
Доменико
Чимароза (Cimarosa)
(17. XII.
1749, Аверса - 11. I. 1801, Венеция)

Итальянский
оперный композитор, один из ведущих представителей подлинно итальянской оперы.
Чимароза родился 17 декабря 1749 в Аверсе. Он был сыном бедного каменщика и
прачки. В 1756 семья Чимарозы поселилась в Неаполе. Вскоре скончался отец, и
Доменико отдали в монастырскую школу в Пендино. В 1761 он получил доступ в
консерваторию «Санта Мария ди Лорето» (старейшую из четырех прославленных
неаполитанских консерваторий). Здесь Чимароза учился музыке, преимущественно
игре на скрипке, клавесине и пению. В 1772 женился на Гаэтане Палланте, дочери
богатого музыкального импресарио. Гаэтана умерла год спустя, и о дальнейших
событиях в жизни Чимарозы почти ничего не известно. По-видимому, он почти сразу
же вступил во второй брак. Во всяком случае его новая подруга (возможно, вторая
жена) родила двух детей и вскоре после этого скончалась. Третья жена Чимарозы
умерла в 1796, подарив ему сына Паоло.
Первая опера
Чимарозы "Причуды графа" (Le stravaganze del conte) была поставлена в
Неаполе в 1772. После этого он жил попеременно в Риме и Неаполе, совершая
иногда путешествия на север; писал и ставил оперы и вскоре был признан главным
соперником Паизиелло, в ту эпоху корифея итальянской оперы.
В 1787 Чимароза
был приглашен придворным композитором ко двору русской императрицы Екатерины
II. Первым заказом, который он получил по прибытии в Петербург, стал реквием на
смерть жены неаполитанского посла. В течение четырех лет, проведенных Чимарозой
в России, он сочинил пять больших опер и много произведений в других жанрах. В
1791 испросил разрешения вернуться на родину ввиду расстроенного здоровья,
однако из России поехал не в Италию, а в Вену, где занял должность придворного
капельмейстера (сменив А. Сальери). В Вене появилась наиболее известная опера
Чимарозы "Тайный брак" (Il matrimonio segreto, 1792).
В 1793 Чимароза
наконец добрался до Неаполя, где провел в нищете последние годы жизни.
Вдохновленный идеями Великой французской революции, композитор с восторгом
встретил провозглашение в Неаполе республики, осуществленное при поддержке
французской армии, и даже сочинил по этому случаю Патриотический гимн. Когда
через несколько месяцев монархия была восстановлена, композитора обвинили в
сотрудничестве с оккупантами, посадили в тюрьму, а его портрет был символически
сожжен. Король Фердинанд помиловал его, но условием был немедленный выезд из
Италии. Чимарозе пришлось вновь отправиться в Петербург, где он некогда
блистал, но в дороге музыкант скоропостижно скончался. Слух о том, что Чимароза
был отравлен, распространился настолько широко, что неаполитанские власти
послали специального врача для составления официального отчета о смерти
композитора.
В наследии
Чимарозы 66 опер, 10 кантат, 4 политических гимна, 40 сонат для клавесина,
концерт для двух флейт, 8 дуэтов, 3 оратории, реквием, заупокойная месса, Credo
и много иных произведений в церковных жанрах.
Важнейшими
достоинствами музыки Чимарозы являются ее живость, изобретательность,
искрящееся веселье и блестящая инструментовка. Главный вклад композитора в
развитие оперного жанра – введение заключительных ансамблей, подытоживающих
развитие действия в картине или акте.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/
|